'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 4
  4. Научная статья № 2

Просмотры  85 просмотров

Вишнякова Я.Е.

  


КОРРУПЦИЯ И ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФАКТОР, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЙ ИХ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ *

  


Аннотация:
проведено исследование теневой экономики и коррупции как угроз устойчивого развития регионов Российской Федерации. Были определены главные факторы, обуславливающие масштабы неформального сектора, а также последствия его влияния на экономику страны и регионов. В результате исследования было выяснено, что в России применяются различные мероприятия по противодействию теневизации хозяйствования, однако полностью избавиться от проблемы не удается, что объясняет необходимость улучшения механизма реализации положений нормативных правовых актов   

Ключевые слова:
теневая экономика, коррупция, экономические преступления, неформальный сектор   


DOI 10.24412/2712-8849-2023-865-14-20

УДК 338.2

Вишнякова Я.Е.

студентка кафедры теоретической экономики и экономической безопасности

Национальный исследовательский

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

(г. Саранск, Россия)

 

КОРРУПЦИЯ И ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФАКТОР,

ПРЕПЯТСТВУЮЩИЙ ИХ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

 

Аннотация: проведено исследование теневой экономики и коррупции как угроз устойчивого развития регионов Российской Федерации. Были определены главные факторы, обуславливающие масштабы неформального сектора, а также последствия его влияния на экономику страны и регионов.  В результате исследования было выяснено, что в России применяются различные мероприятия по противодействию теневизации хозяйствования, однако полностью избавиться от проблемы не удается, что объясняет необходимость улучшения механизма реализации положений нормативных правовых актов.

 

Ключевые слова: теневая экономика, коррупция, экономические преступления, неформальный сектор.  

 

Говоря о теневой экономике и коррупции, необходимо сначала понять суть данных явлений. По мнению многих ученых-теоретиков теневая экономика трактуется как всякая экономическая активность, которая не зарегистрирована официально уполномоченными органами. Т.е. это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, при этом, коррупция является вытекающим, т.е. последствием такого явления как теневая экономика и определяется как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [3].

Рассматривая длительный исторический период развития и становления современной социально-экономической и финансовой системы страны, стоит отметить, что сама проблема теневой экономики и присутствия теневого сектора возникает не впервые в качестве приоритетного направления для научного и управленческого решения [5]. Экономические преступления являются одной из самых острых проблем современности и формируют целый неформальный сектор хозяйствования. Теневая экономика и коррупция являются факторами, которые угрожают национальной безопасности страны в целом. Основными причинами появления и развития данных явлений выступают несовершенство законодательства; неэффективность институтов власти; некомпетентность чиновников к закону; высокая доля участия власти в коррупционных махинациях, а также низкий уровень правового сознания населения. При этом стоит заметить, что на данный момент действует множество нормативно-правовых актов и целевых программ как на федеральном, так и на региональном уровне по противодействию экономическим преступлениям, которые имеют деструктивное влияние на экономическую безопасность, однако добиться их полного устранения не удается.

Одно из негативных проявлений теневой экономики – ее отрицательное влияние на качество жизни населения. При этом, чем больше масштабы теневой экономики, тем более негативно она влияет на качество жизни. Теневая экономика в России имеет региональную специфику, и объяснить существенные различия качества жизни в регионах со сходными природными и социально-экономическими условиями можно зачастую за счет разными масштабами теневой экономики. Увеличение объемов теневой экономики в регионе колоссально влияет на его развитие. Из-за роста теневой экономики и коррупции происходит сокращение налоговых преступлений, далее – бюджетных доходов, не отражается реальный ВВП, также из-за деформации рыночного механизма происходит повышение цен товаров на рынке. Эти факторы оказывают огромное влияние на инвестиционную привлекательность региона (она снижается), также происходит снижение инновационного развития (т.к. сокращение доходной части бюджета ведет к сокращению расходов бюджета на инновации). Таким образом, в регионе может возникнуть безвыходная ситуация, когда решение многих проблем будет зависеть от анализа данных статистики, а в ситуации с большим объемом теневой экономики официальные статистические данные становятся ненадежными и недостоверными.

Так, теневая экономика может быть не только фактором, препятствующим устойчивому развитию региона, но и обуславливающим развитие кризисных явлений:

- увеличение дифференциации между богатыми и бедными не только на национальном, но и на региональном уровне;

- снижение качества человеческого потенциала за счет снижения мотивации граждан в части официального трудоустройства;

  • из-за налоговых преступлений, региональный бюджет теряет колоссальные средства, предназначенные на общественное развитие, обостряется бюджетный кризис, снижается способность властей решать социальные проблемы;
  • ВРП, характеризирующий уровень экономического развития региона уже не сможет полностью характеризовать процесс производства товаров и услуг, т.к. в теневую экономику входят все финансовые операции, которые должны учитываться в ВРП, тем самым не отражают его реальных масштабов;
  • происходит замедление экономического роста региона, это делает его менее конкурентоспособным, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Так, по оценке многих ученых экономические преступления забирают примерно 20 % от ВРП;
  • совокупные издержки, связанные с барьерами (взятки чиновникам), повышают цену товаров на рынке, из-за чего потребитель вынужден тратить больше – механизм рынка деформируется;
  • растущее число экономических преступлений делает официальную статистику (по безработице, официальной рабочей силе, доходам, потреблению) ненадежной, например, огромное количество трудоспособных граждан может иметь неофициальную работу и одновременно считаться безработным.

Эти примеры являются самыми частыми в российских регионах, однако  в некоторых могут встречаться свои особенные черты проявления теневизации хозяйствования. Во многих регионах теневая экономика связана с экспортно-сырьевым производством: Тюменская область (нефть), Кемеровская область (уголь), Красноярский край (никель, алюминий), Якутия (алмазы, золото) и др. Свои особенности имеет теневая экономика в портовых и приграничных городах: Владивостоке, Находке, Хабаровске, Новороссийске, Мурманске, Калининграде, здесь она связана в основном с контрабандой, махинациями с имуществом судоходных компаний.

По данным Генпрокуратуры, большинство преступлений, связанных с коррупцией, было выявлено при освоении бюджетных денег, а также при организации торгов, управлении имуществом, контрольно-ревизионной и правоохранительной деятельности. Основными сферами ущерба от действий теневой экономики будут являться бюджетный сектор, реальный сектор, инвестиционная сфера, инновационная сфера, финансовый сектор, уровень и качество жизни и, в последнее время – экологический сектор, т.к. на данный момент фиксируется большое количество нарушений, которые являются незаконными в этой сфере (вырубка лесов, отстрел диких животных, улов рыбы и др.). Кроме того, на долю Южного округа пришлось 14,6% случаев коррупции, в Сибири зарегистрировано 10,5% таких преступлений, на Северном Кавказе и на Урале – по 8,8%, в Северо-Западном округе совершено 6,4% подобных правонарушений, а на  Дальнем Востоке - 5,3% [2].

Всего за январь-июль 2022 года прокуратура зарегистрировала 1 млн 167 тыс. преступлений. Самый высокий уровень преступности в Краснодарском крае - более 46 тысяч преступных деяний. На втором месте расположилась Московская область - 44,5 тыс. Третью строчку заняла Челябинская область с 37,7 тыс. уголовных правонарушений. В каждом государстве явно выделяются несколько первоочередных факторов, которые определяют масштабы теневой экономики [1, с. 4]. В Российской Федерации это обуславливается масштабами коррупции, низкой правовой ответственностью граждан и ростом ВВП.  

Стоит также отметить, что к теневой деятельности относят и получение «зарплаты в конвертах». Скрытый фонд оплаты труда составляет более 13 трлн руб. Сюда входят зарплаты в конвертах в официальном секторе, зарплаты у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, а также доходы самозанятых. Сокращение доли скрытых зарплат в ВВП наблюдается с 2014-2015 гг., но в разные годы фиксировалась и меньшая доля серых зарплат. В неформальном секторе, по данным Росстата, на начало 2022 г. были заняты 14,5 млн человек, что составляет 20,3% от числа занятых [4]. Это, конечно же, говорит о масштабности данного сектора, даже при условии введения упрощенного налогообложением самозанятых.

Для минимизации уровня теневой экономики необходимо отладить механизм реализации положений нормативных правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией, что предполагает объединение усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Должна быть разработана государственная программа ограничения распространения теневой экономики, рассчитанная на долгосрочную перспективу.

Таким образом, одной из основных задач экономической безопасности российского государства является обеспечение защиты законных интересов и прав участников рыночных отношений – производителей и потребителей товаров и услуг, и для экономики государства, и для экономики региона является важным недопущение развития теневой экономики и коррупции, т.к. данные явления выступают угрозой и регионального, и национального уровня. Последствия коррупционной деятельности подрывают авторитет страны, наносят существенный вред функционированию государственного аппарата, нарушают принципы верховенства права, разрушают общественные ценности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Марусич Д.А. Теневая экономика России в современных условиях / Д. А. Марусич, А. Н. Ключников, С. М. Бобоев // Синергия Наук. 2019. № 33. С. 249-254. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37402635

Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/crimestat (дата обращения: 23.08.23).

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О противодействии коррупции" [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1/ (дата обращения: 23.08.2023).

Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Рабочая сила, занятость и безработица в России 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13211 (дата обращения: 23.08.23).

Федоров М.А. Основные критерии для оценки теневой экономики на современном этапе социально-экономического развития России и регионов / М. А. Федоров, Е. А. Ермакова, О. В. Гуреева // Теневая экономика. 2021. № 1 (5). С. 19-40.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Вишнякова Я.Е. КОРРУПЦИЯ И ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФАКТОР, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЙ ИХ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ // Вестник науки №8 (65) том 4. С. 14 - 20. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9805 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9805



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.