'
Савенкова А.М.
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА И ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ *
Аннотация:
в работе построена взаимозависимость типа темперамента и форм проявления сценического волнения. Показана необходимость понимания типа темперамента для успешного выступления на сцене
Ключевые слова:
сценическое волнение, типы темперамента
УДК 159
Савенкова А.М.
преподаватель, концертмейстер
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств № 1
(г. Раменское, Россия)
студентка 2 курса магистратуры кафедры психологии и педагогики
Гжельский государственный университет
(п. Электроизолятор, Россия)
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА
И ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ
В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация: в работе построена взаимозависимость типа темперамента и форм проявления сценического волнения. Показана необходимость понимания типа темперамента для успешного выступления на сцене.
Ключевые слова: сценическое волнение, типы темперамента.
Перед выступлением на сцене важна не только подготовка самого произведения: текста, необходимого образа, углубление в историю создания и интерпретацию и т.д., но и правильный психологический настрой.
Зачастую причина волнения заключается в неопределенности и непредсказуемости реакции публики на выступление. Зачастую мы сильно зависим от «чужого» мнения. Ученики могут переживать за свою сложившуюся репутацию в школе и могут бояться ее потерять.
Для кого-то оптимальными словами перед выходом на сцену будут: Мы верим в тебя! Мы знаем, что ты лучший! Ты победишь! Но есть категория детей, для которых эти слова только лишь помешают. Ребенок будет боятся не оправдать себя, не выполнить то, чего о него ждут. Поэтому выступающему рекомендуется, не думать, о том, что нужно специально кому-то нравиться. И, выходя на сцену, стараться получать удовольствие от выступления. Внушить такой настрой на выступление является одной из основных задач педагога.
Сценическое волнение - каждый переживает по-своему, и вот эта степень волнения может зависеть еще и от типа характера.
Существуют люди с так называемым сильным и слабым типом нервной системы. Исполнители сильного типа способны показать технические результаты, но их игра может носить прямолинейный характер, при котором исчезают детали, ускоряется темп, снижается выразительность. Лица со слабой нервной системой могут показать несколько худшие технические результаты, при этом на эстраде у них нередко увеличивается художественная глубина выражения. При этом темп может несколько замедляться. Интересно, что к числу людей со слабой нервной системой принадлежали великие скрипачи, такие как Никколо Паганини и Генрик Венявский.
Сценическое волнение на всех действует по-разному. Один ученик ничего не боится, другой испытывает чрезмерное нервно-мышечное возбуждение, третий впадает в прострацию, четвертый не может совладать с чрезмерным эмоциональным возбуждением и т.д. Бывают ученики, которые блестяще играют в классе и абсолютно «теряются» на сцене. Или, наоборот, в классе исполняют произведения с ошибками, неэмоционально, скучно, а на сцене их преображаются. Они собираются и показывают прекрасные результаты. Многое зависит тут от типа нервной системы, умения настроить себя на успех, силы воли.
В музыкальном исполнительстве успеха могут добиться люди с любым типом высшей нервной деятельности, в том числе и меланхолики. Если музыкант, обладающий меланхолическим типом темперамента, постоянно нацелен на преодоление негативных свойств своей психики, то со временем его нервная система приспосабливается к условиям творческой работы. Тип темперамента не является роком, данным человеку раз и навсегда.
Тип высшей нервной деятельности музыканта определяет многие творческие задачи, которые приходится решать во время репетиций. Давайте сейчас опишем круг исполнительских проблем, типичных для музыкантов того или иного вида темперамента.
А. Готсдинер дает следующие характеристики типов темпераментов:
Педагогу необходимо учитывать типы темперамента своего учащегося для правильного к нему подхода. К сожалению, очень часто встречаются некомпетентные педагоги, которые не вникают в психологическое и эмоциональное состояние детей и, всех учат и настраиваю по единому привычному «шаблону». Этот путь может привезти к состоянию тревожности, страхов и нервозности у учащихся. И как к конечный итог: нежелание выходить на сцену, продолжать заниматься музыкой в целом, да и просто к отсутствию нормального психологического здоровья.
Известно, что в чистом виде темпераменты встречаются относительно редко. И хотя в творческой работе музыканта преобладают черты какого-либо одного темперамента, могут наблюдаться также отдельные особенности, свойственные другому. Ежедневное решение схожих исполнительских проблем, постоянное выполнение одних и тех же творческих задач постепенно меняет психику человека. К большому сожалению, преподаватели в школах искусств редко учитывают индивидуальные особенности каждого ученика. Ведут свое обучение по «единому золотому» стандарту. Ученику, который не смог проявить себя ярко на сцене, мгновенно присваивают «ярлык» профнепригоден. Но надо помнить, мы разные изначально и поэтому единого решения учебных и исполнительских задач попросту не существует. Педагог должен постоянно искать новые пути решения трудностей и стараться раскрыть способности каждого ученика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 2
Ссылка для цитирования:
Савенкова А.М. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА И ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ // Вестник науки №8 (65) том 2. С. 126 - 131. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9738 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*