'
Локтионов Н.Е.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ *
Аннотация:
бизнес-среда современного типа сопряжена с высоким уровнем борьбы в среде конкурентов, в которой победу может одержать тот, кто владеет навыками анализа факторов внешней и внутренней среды. Этап освоения рынка сопряжен с тем, что каждая компания старается преуспеть в конкурентной борьбе и занять свою рыночную нишу, получив доступ к клиентской базе. Целевым ориентиром статьи выступает анализ экономического содержания понятия «стратегическая конкурентоспособность» (для этого рассмотрены трактовки данного термина, предложенные И.П. Даниловым, Фигурновым Э.Б., Донец Ю.Ю., Р.А. Фатхутдиновым), а также рассмотрение ее в качестве объекта управления (с этой целью управление стратегической конкурентоспособностью рассматривается с позиции таких подходов, как процессный, кластерный, предпринимательский, ресурсный, ценностно-ориентированный, системный)
Ключевые слова:
стратегия, конкурентоспособность, предприятие, экономика, система
УДК 330.341.4
Локтионов Н.Е.
магистрант,
Тольяттинская академия управления
(г. Тольятти, Россия)
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
КАК КАТЕГОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ХАРАКТЕРА И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация: бизнес-среда современного типа сопряжена с высоким уровнем борьбы в среде конкурентов, в которой победу может одержать тот, кто владеет навыками анализа факторов внешней и внутренней среды. Этап освоения рынка сопряжен с тем, что каждая компания старается преуспеть в конкурентной борьбе и занять свою рыночную нишу, получив доступ к клиентской базе. Целевым ориентиром статьи выступает анализ экономического содержания понятия «стратегическая конкурентоспособность» (для этого рассмотрены трактовки данного термина, предложенные И.П. Даниловым, Фигурновым Э.Б., Донец Ю.Ю., Р.А. Фатхутдиновым), а также рассмотрение ее в качестве объекта управления (с этой целью управление стратегической конкурентоспособностью рассматривается с позиции таких подходов, как процессный, кластерный, предпринимательский, ресурсный, ценностно-ориентированный, системный).
Ключевые слова: стратегия, конкурентоспособность, предприятие, экономика, система.
На сегодняшний день для того, чтобы сохранить конкурентные преимущества в условиях жесткой конкурентной борьбы каждому предприятию необходимо избрать оптимальные пути развития, позволяющие ему занять гарантированно выгодное положение на рынке, позволяющее выявить, сформировать и максимально удовлетворить потребности потребителей.
И. Ансофф в своей книге «Стратегический менеджмент» в качестве подхода к решению проблем стратегического характера рассматривал анализ конкурентоспособности компании, способный отразить тот факт, что ключевые возможности компании зачастую не связаны с будущими условиями конкуренции, а имеющаяся у нее стратегия в соответствующих бизнес-областях не отражает факторы успеха, имеющиеся в будущем [2].
Согласно теории, выдвинутой И.П. Даниловым [7], категория «конкурентоспособность» должна быть рассмотрена со следующих позиций – смотри рисунок 1.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ |
|
экономическая позиция |
в качестве основы существования |
рыночная позиция |
в качестве соперничества в масштабах рынка |
философская позиция |
в качестве движущей силы общественного развития |
юридическая позиция |
в качестве подтверждения соответствию законодательству |
социальная позиция |
в качестве подтверждения соответствию развития компании требованиям социального характера |
Рисунок 1 – Сущность термина «конкурентоспособность» по И.П. Данилову
По мнению российских экономистов Фигурнова Э.Б. и Донец Ю.Ю. «конкурентоспособность — это способность хозяйственных звеньев производить товары и услуги в качестве категории, обозначаемой как «производственный потенциал» [4]. Отечественный ученый Р.А. Фатхутдинов привел следующее определение термина «конкурентоспособность»: «конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке» [11].
Взаимодействие стратегического управления и конкурентоспособности отражено на рисунке 2.
Управление стратегической конкурентоспособностью предприятия может достигаться за счет [5]:
Рисунок 2 – Место стратегической конкурентоспособности
в системе управления [9]
В качестве аспекта, выступающего объединением вышеперечисленных подходов, выступает системный подход, предлагающий рассмотреть систему управления конкурентоспособностью стратегического характера предприятия в качестве комплекса связанных между собой подсистем, исполняющих определенный функционал.
Согласно концепции управления стратегической конкурентоспособностью, рассмотренной и предложенной Е.Н. Вутровой, факторы внешнего характера действуют на подсистему управления, состоящую из трех важнейших подсистем:
Система управления в свою очередь воздействует на объект управления, в качестве которого выступает стратегический потенциал, а именно направления его развития, включающие в себя:
На выходе модели предполагается оценка стратегической конкурентоспособности, при необходимости процесс воздействия на объект управления может быть возобновлен.
Для оценки стратегической конкурентоспособности могут быть использованы методы, приведенные в таблице 1.
Таблица 1 – Методология оценки стратегической конкуренции
Группа методов |
Показатели |
1 |
2 |
Традиционная методология |
- спрос в формате потенциально возможных темпов роста; - динамика целевых ориентиров экономического характера, присущих компании (к примеру, темпы роста продаж, прибыльности, рентабельности инвестиций); - динамика целевых ориентиров группового характера (рост дивидендных выплат, оплаты труда, количества рабочих мест). |
Методология, сопряженная с анализом эффективности |
- эффекта масштаба и опыта; - эффект концентрации производства |
Финансовая методология |
- экономическая добавленная стоимость (EVA); - рыночная добавленная стоимость (MVA); - полная стоимость владения (Total cost of Ownership, TCO); - совокупный экономический эффект (Total Economic Impact, TEI) |
Качественная методология |
- система сбалансированных показателей (BSQ); - управление портфелем активов (Portfolio Management) |
Вероятностная методология оценки эффективности |
- метод реальных опционов (ROV) |
В настоящее время в масштабах рынка ведется значительная конкурентная борьба, сопряженная с существованием во всем мире множества компаний, завоевавших доверие своих клиентов, что создает препятствия для привлечения потенциальных покупателей для российских компаний. Ключевым критерием успешности бизнеса выступает конкурентоспособность организации, осуществляющей его.
Конкурентоспособность предприятия представляется его способностью превосходить другие организации в своей сфере деятельности и достигать поставленных целевых ориентиров. На сегодняшний день, когда в масштабах рынка действует большой объем организаций, начинающим предпринимателям сложно победить в конкурентной борьбе. Однако применение новых технологий в производстве и подходов к управлению может помочь компаниям стать более конкурентоспособными. Еще одним важным аспектом конкурентоспособности является использование новых тенденций, следование инновациям и выбор стратегий конкурентного характера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 2
Ссылка для цитирования:
Локтионов Н.Е. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ // Вестник науки №8 (65) том 2. С. 27 - 33. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9725 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*