'
Уланова Г.Н.
СИСТЕМА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ЗВУКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ *
Аннотация:
большое значение в работе по формированию правильного звукопроизношения отводится игре и игровым приёмам. Это обусловлено тем, что игра - ведущий вид деятельности детей дошкольников, игра - активизирует деятельность детей, позволяет организовать работу с детьми, у которых обнаруживаются те или иные негативные черты характера, отрицательные личностные проявления, нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, что часто наблюдается у детей с нарушениями речи
Ключевые слова:
артикуляция, звук, саморегуляция, игра
УДК 37
Уланова Г.Н.
учитель-логопед
МАОУ СОШ №3 с УИОП ДО
(г. Балашиха, Московская область, Россия)
СИСТЕМА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ЗВУКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: большое значение в работе по формированию правильного звукопроизношения отводится игре и игровым приёмам. Это обусловлено тем, что игра - ведущий вид деятельности детей дошкольников, игра - активизирует деятельность детей, позволяет организовать работу с детьми, у которых обнаруживаются те или иные негативные черты характера, отрицательные личностные проявления, нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, что часто наблюдается у детей с нарушениями речи.
Ключевые слова: артикуляция, звук, саморегуляция, игра.
Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из, наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей-дошкольников, организации их жизни и совместной деятельности. Игра в детском возрасте - норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт; вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.
В педагогической и логопедической литературе известны работы, посвященные устранению заикания в игре (Г.А. Волкова, И.Г. Выгодская, ЕЛ. Пеллингер, Л.П.Успенская), применению ряда игровых упражнений по воспитанию звуковой культуры речи у детей, посещающих массовые детские сады (М.Г. Генинг, Н.А. Герман). Однако игровые приемы в работе по постановке звуков у детей с нарушениями звукопроизношения описаны недостаточно.
С физиологической точки зрения постановка звука - это создание нового условного рефлекса. Нужный артикуляционный уклад расчленяется на элементарные движения, которые тренируются с помощью подготовительной артикуляционной гимнастики. Простые отработанные движения вводятся в комплекс, и таким образом вырабатывается артикуляционный уклад нужного звука. При воспроизведении правильного уклада и подключении выдыхаемой голосом струи, ребёнок произносит нужный звук. Постановка может быть закончена после многократного повторения изолированного звука.
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап постановки звука затягивается. Многократное повторение одного и того же упражнения утомляет ребёнка. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Устают все: специалист, ребёнок, родители. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе - залог успеха в этой работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по постановке звуков.
Игровые методы, так же как и упражнения должны обязательно включаются в практику работы по вызыванию звуков. Это позволяет решить сразу несколько задач:
пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
повысить познавательную активность и работоспособность детей;
активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
превратить процесс обучения и научения в интересную игру.
Использование игровых упражнений для вызывания звукову неговорящих детей показали следующие данные:
- дают принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса;
- активизируют компенсаторные механизмы на основе сохранных видов восприятия, развития у детей: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе;
- позволяют индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания осуществлять дифференцированный подход;
-повышают интерес к обучению (мотивация) и эффективность коррекции речевых нарушений.
-существенно сокращает время на преодоление нарушений речи.
Главной особенностью применения это методики является то, что она активизирует мышление его участников независимо от их желания. Вовлекаясь в активную деятельность, дети учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, применять полученные знания в нестандартных ситуациях, участвовать в дискуссиях.
Таким образом, применение этой системы в образовательной деятельности выступают не только в качестве наглядного пособия, но и помогают создавать такие условия для развития детей, с помощью которых раскрываются их возможности. Дети начинают «выходить» на более высокий уровень мышления. Они облегчают восприятие материала и создают не только мотивацию, но и углубленную систематизацию знаний по развитию речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 1
Ссылка для цитирования:
Уланова Г.Н. СИСТЕМА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ЗВУКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №8 (65) том 1. С. 58 - 61. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9693 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*