'
Подвязкин С.Д.
РАЗРАБОТКА УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ НИЗКОЛЕТЯЩИХ ВОЗДУШНЫХ ОБЪЕКТОВ С ЛЭП В УСЛОВИЯХ ПЛОХОЙ ВИДИМОСТИ *
Аннотация:
в работе оценивается значимость проблемы столкновения ВС с проводами и опорами ЛЭП (вне зависимости от времени суток и погодных условий) как для владельцев ВС, так и для энергетических компаний. Проводится сравнительный анализ существующих и разрабатываемых на сегодняшний день устройств маркировки ЛЭП
Ключевые слова:
энергетика, линии электропередач, маркировка опор, авиационное происшествие, заградительные огни, воздушное судно, световые приборы
УДК 620.9
Подвязкин С.Д.
студент кафедры «Инноватика и интегрированные системы качества»
Санкт-Петербургский государственный университет
аэрокосмического приборостроения
(г. Санкт-Петербург, Россия)
РАЗРАБОТКА УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
СТОЛКНОВЕНИЯ НИЗКОЛЕТЯЩИХ ВОЗДУШНЫХ ОБЪЕКТОВ
С ЛЭП В УСЛОВИЯХ ПЛОХОЙ ВИДИМОСТИ
Аннотация: в работе оценивается значимость проблемы столкновения ВС с проводами и опорами ЛЭП (вне зависимости от времени суток и погодных условий) как для владельцев ВС, так и для энергетических компаний. Проводится сравнительный анализ существующих и разрабатываемых на сегодняшний день устройств маркировки ЛЭП.
Ключевые слова: энергетика, линии электропередач, маркировка опор, авиационное происшествие, заградительные огни, воздушное судно, световые приборы.
Первый случай столкновения самолёта с проводами произошел в США еще в начале прошлого века и долгое время был уникальным событием. Но с течением времени и развитием как энергетики, так и авиации, случаи авиационных происшествий в рассматриваемой области, становятся всё чаще. На законодательном уровне приняты поправки в Воздушный кодекс РФ, но они относятся к вновь строящимся и реконструируемым линиям [1]. А тем временем, по данным В.В. Тюрина, председателя правления общественной организации пилотов (АОПА-Россия), только с 2008 по 2018 год произошло 20 авиационных происшествий, в которых погибло 33 человека. В своём интервью газете «Известия» В.В. Тюрин сказал: «В Воздушном кодексе сейчас есть требование о маркировке высотных объектов, но без конкретизации. Не установлено и ответственности за невыполнение данной нормы. Поэтому этого не делают [2]». Отсутствие маркировки на высотных объектах можно увидеть на рисунке 1.
Рис. 1. Вид сверху на высоковольтные ЛЭП без маркировки
В ПАО «Россети» разработан свой стандарт по маркировке ЛЭП. По данным «Известий», с 2018 по 2022 год ПАО «Россети» потратило на эти цели более 10 млрд. рублей [3]. Так как столкновения происходят на сверхмалых высотах, то подавляющее большинство авиационных происшествий приходится на малую авиацию – легкомоторные самолёты и вертолёты, которых в России, только в частных руках, более четырёх тысяч. Так же в последние годы к ним добавились сверхлёгкие летательные аппараты – парапланы и мотопарапланы, а также беспилотные устройства – дроны, квадрокоптеры и другие.
На сегодняшний день в целях маркировки опор линий электропередач (далее – ЛЭП) используются газоразрядные лампы и светодиодные светильники, с применением внешних источников питания, питанием от фазных проводов, а также аккумуляторов с солнечными батареями. Для обозначения проводов ЛЭП применяются пластмассовые сигнальные шары диаметром от 40 см [5-6].
Недостатками этих устройств являются малый срок службы газоразрядных ламп, уязвимость внешних источников питания от различных внешних воздействий, и, в случае с использованием фазного тока, при уменьшении нагрузки на линии, свечение светильников может уменьшиться ниже критической отметки. К тому же многочисленные подключения ЗОМов (маркировочные огни заградительные – прим.) приведёт к потерям энергии и удорожанию эксплуатации ЛЭП.
Учитывая специфику выбранной области исследования, выбран инновационный подход к решению данной задачи.
Вокруг проводов ЛЭП имеется магнитное поле. Автором статьи ведётся разработка устройства, названного «ЛЭПстик», которое использует для выработки электрического тока, необходимого в его работе, энергию магнитного поля [4]. Источник энергии для этого устройства, разработка которого проходит при ООО «Центр комплексного проектирования», может быть применён с целью маркировки ЛЭП.
Генератор размещается между изоляторами опоры, а затем проводами подключается к ЗОМ напряжением 24 или 48 В (рисунок 2). В связи с тем, что срок службы светодиодных ЗОМ составляет, по данным производителя, не менее 30.000 часов, а используемый источник энергии не ухудшает эксплуатационные характеристики ЛЭП, то предлагаемое устройство не нуждается в отключении, регулировке, управлении и ремонте в течение, как минимум, трех лет. Рабочее название проекта – навигационная инновационная технология, она же НИТь.
Рис. 2. Размещение ЗОМ, согласно НТД РФ
Как альтернативу пластиковым шарам (рисунок 3) на проводах можно использовать само устройство «ЛЭПстик» [4], размещение которого происходит непосредственно на проводах, дополнительно оснастив его светодиодными лампами малой мощности в количестве не менее трёх штук.
Рис. 3. Маркировка ЛЭП оранжевыми пластиковыми шарами
В качестве преимущества этого решения несомненно то, что оно обозначит опоры и провода ЛЭП в любое время суток и в любую погоду на расстоянии более 50 м. Ещё одним плюсом является то, что кроме габаритных огней красного цвета можно использовать иные цветовые решения, а также обозначить направление к ближайшим населённым пунктам.
Таким образом, в слабозаселённых местностях, а также в случаях отказа, либо отсутствия навигационного оборудования, система маркировки ЛЭП становится ориентиром как для воздушных судов, так и для людей (геологи, охотники и т.д.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 5
Ссылка для цитирования:
Подвязкин С.Д. РАЗРАБОТКА УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ НИЗКОЛЕТЯЩИХ ВОЗДУШНЫХ ОБЪЕКТОВ С ЛЭП В УСЛОВИЯХ ПЛОХОЙ ВИДИМОСТИ // Вестник науки №7 (64) том 5. С. 344 - 348. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9677 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*