'
Ромашевская Е.А., Кузьминых Г.М.
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ *
Аннотация:
в данной статье анализируется проблема сенсорного развития ребенка, которое занимает одно из основных мест в дошкольной педагогике. Рассматривается преимущество дидактических игр как продуктивном средстве сенсорного развития младших дошкольников, потому что они уникальны для формирования различных форм произвольного поведения детей. Данные игры направлены на развитие произвольного внимания и памяти, и способствуют формированию координации мотивов. Раскрывается работа с родителями воспитанников ДОУ, с целью конструктивного взаимодействия и развития детско-родительских отношений
Ключевые слова:
дидактическая игра, внимание, память, сенсорное развитие детей, младший дошкольный возраст
УДК 37
Ромашевская Е.А.
воспитатель 1 квалификационной категории
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
Детский сад № 8 «Буратино»
(г. Геленджик, Россия)
Кузьминых Г.М.
педагог-психолог
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
Детский сад № 8 «Буратино»
(г. Геленджик, Россия)
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЕНСОРНОМ
РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в данной статье анализируется проблема сенсорного развития ребенка, которое занимает одно из основных мест в дошкольной педагогике.
Рассматривается преимущество дидактических игр как продуктивном средстве сенсорного развития младших дошкольников, потому что они уникальны для формирования различных форм произвольного поведения детей. Данные игры направлены на развитие произвольного внимания и памяти, и способствуют формированию координации мотивов.
Раскрывается работа с родителями воспитанников ДОУ, с целью конструктивного взаимодействия и развития детско-родительских отношений.
Ключевые слова: дидактическая игра, внимание, память, сенсорное развитие детей, младший дошкольный возраст.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» © В.А. Сухомлинский
Период раннего и дошкольного детства самый благоприятный для формирования представлений об окружающем мире и сенсорного развития. Детские психологи в своих исследованиях отмечают, что из-за недостаточной точности и гибкости восприятия возникает значительная часть затруднений у детей в начальном обучении. Из чего следует вывод: готовность к обучению в школе в большей степени зависит от сенсорного развития ребенка.
Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста — это формирование его представлений о внешних свойствах предметов, таких как форма, цвет, величина, положение в пространстве, запах, вкус, а также развитие у дошкольника восприятия.
Сенсорное развитие необходимо как для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, так и для многих видов трудовой деятельности, потому что оно формирует основу общего умственного развития ребенка дошкольного возраста и имеет самостоятельное значение.
Дидактические игры являются самым эффективным средством сенсорного развития дошкольников, так как они направлены на развитие способностей различать форму, цвет, размер и другое. Такие игры представляют собой игровое обучение, которое основано на стремлении ребенка входить в воображаемое положение, действовать по мотивам, предлагаемой игровой ситуацией.
Необходимо планомерно и систематически включать сенсорное развитие во все моменты жизни дошкольника и в первую очередь в процессы познания окружающих его предметов, их свойств и качеств. Таким образом в педагогической работе с младшими дошкольниками мы регулярно используем дидактические игры, которые способствуют сенсорному развитию детей. Благодаря игре, как ведущего вида детской деятельности, у ребенка формируются все сенсорные эталоны.
В виду того, что игра является самым любимым и естественным видом деятельности младших дошкольников, игровые формы, в частности, дидактические (развивающие) игры приобретают особое значение. Основой нашей работы по данной теме стали: изучение и анализ данной проблемы в литературе, рассмотрение многолетнего опыта работы педагогов-дошкольников, и, конечно же, педагогические наблюдения за познавательной активностью детей в процессе дидактических игр. Обратив пристальное внимание на сенсорное развитие наших воспитанников, определили цель работы в данном направлении: развитие познавательной активности младших дошкольников средствами дидактических игр по сенсорному развитию.
Нами были определены следующие задачи:
- пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе;
- формировать и совершенствовать у младших дошкольников сенсорное восприятие, обогащая их чувственный опыт;
- повысить компетентность родителей в вопросе развития сенсорных способностей детей.
Так как одним из условий, гарантирующих сенсорное развитие младших дошкольников, является единство влияний со стороны всех участников педагогического процесса, и особая роль при этом отводится родителям, свою педагогическую деятельность в данном аспекте мы начали именно со взаимодействия с ними.
С использованием подгрупповых бесед, консультаций, памяток предоставляли родителям наших воспитанников интересный материал, направленный на сенсорное развитие младших дошкольников. В индивидуальных беседах делали акцент не только на успехах ребенка, но и на то, на что еще необходимо обратить внимание, рекомендовали методы и приёмы, направленные на решение данного вопроса. Особо активные родители приняли участие в пополнении центра сенсорики. Их умелыми руками был изготовлен сенсорный коврик и некоторые дидактические игры.
Работа над центром началась с начала учебного года. В соответствии с темами недели, он пополнялся все новыми дидактическими играми по теме «Осень». Осенняя одежда, овощи, деревья, грибы и т.д.
Таким образом, в нашей группе появился центр сенсорного развития, состоящий из дидактических игр, изготовленных, в основном нами, и при содействии родителей воспитанников. Тематика игр соответствует сезону и календарному планированию образовательной деятельности. (В дальнейшем, когда дети станут старше, предполагается совместное изготовление игр)
Дидактические игры прежде всего являются подходящей формой обучения сенсорным эталонам младших дошкольников. Поэтому, необходимо вызвать у детей интерес и желание к игровой деятельности, прежде чем ее начать.
При планировании игр, упражнений по знакомству детей с цветом, величиной, формой, развитию мелкой моторики пальцев рук - следовали принципу последовательности, учитывающего поэтапное усложнение заданий. В таких играх как «Опавшие листочки», «Собери грибы в корзинку», «Ежик собирает грибы» знакомили детей с контрастными цветами.
Для игр «Какой мяч больше», «Большие и маленькие», «Опавшие листочки», «Овощи в огороде», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)», направленных на определение величины предварительно подготавливали игрушки разных размеров: кубики, мячики, коробки, потому как в них используется большое количество предметов. Эти игры способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. Также, в процессе игры у младших дошкольников закрепляются представления о величине предметов.
А игры «Волшебная коробочка», «Чудесный мешочек» проводим с целью развития тактильных ощущений.
Для того, чтобы ребенок мог с пользой для себя овладеть дидактической игрой, необходимо знакомить его с правилами, которыми мы объясняем ему по ходу игры: например, в игре «Подбери листик по силуэту», знакомим с правилом с одновременным показом.
Считаем, что определять методы и приёмы организации дидактической игры, педагог должен согласно целевым ориентирам, а также их индивидуальных особенностей младших дошкольников. В данной работе можно использовать групповые, подгрупповые и индивидуальные формы организации.
Сенсорное развитие младших дошкольников через дидактические игры осуществляется, как в совместной и самостоятельной деятельности, так и в режимных моментах.
Ознакомление детей с окружающим миром, особенно с природой предоставляют большие возможности для сенсорного развития. Поэтому использование дидактических игр целесообразно как часть образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи в конструктивно-модельной деятельности.
Дидактические игры могут быть совершенно разными, и необязательно для них покупать дорогие игрушки. Заинтересовать ребенка, независимо от того, сколько ему лет, несложно, ведь он сам стремится к исследованию мира, желает вступить с ним во взаимодействие.
В процессе игры у детей развиваются и усваиваются все сенсорные эталоны; у них формируются умения сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение, что способствует познанию окружающего мира. Поэтому мы стремимся делать каждый день для своих воспитанников маленьким праздником.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Электронные ресурсы:
Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 5
Ссылка для цитирования:
Ромашевская Е.А., Кузьминых Г.М. РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №7 (64) том 5. С. 92 - 97. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9650 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*