'
Гайнушин И.А.
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА *
Аннотация:
статья посвящена определению криминалистической характеристики преступлений в сфере дорожного строительства и дорожной деятельности в целом. Для изучения данного вопроса анализируются научная юридическая литература, а также нормативно-правовые акты, законодательство в сфере дорожного строительства и изучаются статистические данные
Ключевые слова:
преступление, криминалистическая характеристика, дорожное строительство, превышение должностных полномочий, мошенничество
УДК 343.357
Гайнушин И.А.
студент-магистр
2 курс, направление «Юриспруденция»
Нижегородская академия
Министерства внутренних дел Российской Федерации
(Россия, г. Нижний Новгород)
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Аннотация: статья посвящена определению криминалистической характеристики преступлений в сфере дорожного строительства и дорожной деятельности в целом. Для изучения данного вопроса анализируются научная юридическая литература, а также нормативно-правовые акты, законодательство в сфере дорожного строительства и изучаются статистические данные.
Ключевые слова: преступление, криминалистическая характеристика, дорожное строительство, превышение должностных полномочий, мошенничество.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации реализация мероприятий в дорожно-строительной индустрии осуществляется посредством функционирования дорожных фондов различного уровня. Изучение статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ в период 2011 — 2023 гг. показывает тенденцию интенсивного увеличения объемов финансирования дорожной отрасли с использованием указанной модели бюджетного обеспечения. Однако масштабность затраченных ресурсов и колоссальные денежные вливания породили устойчивые коррупционные механизмы, связанные с особой структурой формирования
и расходования дорожных фондов, а также спецификой многоуровневого производственного процесса дорожно-строительной сферы.
Анализируя научную юридическую литературу, необходимо отметить,
что дорожный фонд как единая структура представляет собой инструмент накопления и расходования денежных средств, функционирующий в сфере бюджетно-правового регулирования с целью обеспечения стабильности поступления ассигнований на содержание и ремонт дорог и оптимизацию исполнения целевых программ в дорожной отрасли. По нашему мнению, немаловажным признаком рассматриваемой структуры является целенаправленная управленческая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляемая для достижения конкретных целей и получения заранее предполагаемых результатов в соответствии
с установленной процедурой. За последние годы нарушения в сфере дорожного строительства приобрели массовый характер, в связи с этим актуальность темы исследования обусловлена сложной криминогенной обстановкой.
Главным субъектом по борьбе с преступлениями и правонарушения
в сфере дорожной деятельности являются правоохранительные органы.
Одной из приоритетных задач правоохранительных органов является проведение специальных оперативно-профилактических и розыскных мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению противоправной деятельности лиц, занимающихся дорожной деятельностью
В правоохранительных органах выявление и пресечение противной деятельности в сфере дорожного строительства отнесено к подразделению экономической безопасности и противодействию коррупции.
Чтобы борьба с преступлениями в сфере дорожного строительства была эффективна сотрудники подразделения экономической безопасности
и противодействию коррупции, должны обладать определенным уровнем специальных знаний, умений и навыков, которые позволят своевременно выявлять факты злоупотребления должностными полномочиями лиц, осуществляющих функции по дорожному строительству, определить качественные и количественные объемы, необходимость обладания которыми
и будет обоснована в моей работе. Этим и обусловлена актуальность статьи.
Способы совершения преступлений, связанные с проведением конкурса на размещение заказов на выполнение, например, дорожных работ, даже
в диаметрально разных регионах повторяются. Как правило, должностные лица - организаторы конкурса на выполнение дорожных работ вступают
в сговор с предполагаемыми подрядчиками и чаще всего принимают заявки
от потенциальных подрядчиков с желаемыми по цене условиями контракта; сообщают конфиденциальную информацию (чаще всего о цене, предложенной другими участниками) «своему» участнику; создают искусственные условия, при которых возможно размещение заказа у единственного поставщика (например, определенный уставный капитал, финансовые гарантии, сроки исполнения заказа и др.).
Безусловно, в ходе изучения практики обнаружены иные способы совершения преступлений: использование фирм-однодневок; «укрупнение суммы закупки» (укрупнение суммы закупки проводится для того, чтобы «мелкие» предприятия - потенциальные конкуренты за счет низкого ценообразования не могли оплатить 5 % от суммы заказа в качестве залога), скрытое размещение или размещение информации о конкурсе с различными неточностями и пр., которые, по мнению респондентов из числа сотрудников подразделений ЭБиПК, в настоящее время используются крайне редко,
а их выявление и документирование не представляет трудностей. Одновременно респонденты отметили, что в дорожном хозяйстве никогда не снижалось криминальное давление на участников конкурса со стороны организованных преступных структур, сформированных по этническому принципу (так указали 57 % респондентов) (в 2017 г. на учет поставлены 72 преступления, уголовные дела по которым возбуждены по признакам преступлений, предусмотренных
ст. 210 УК РФ, в том числе два уголовных дела - в сфере дорожного хозяйства). Именно предприятия, находящиеся под их контролем, в основном выигрывают конкурсы на ремонт и реконструкцию автомобильных дорог, а их руководители являются наиболее искушенными в вопросах подкупа должностных лиц организаций - заказчиков выполнения государственного заказа.
Отметив постоянное наличие организованной этнической преступности
в сфере дорожного хозяйства, вернемся к основной теме - коррупции, которая чаще других проявляется при проведении конкурсов на этапе размещения заказа на закупку, когда должностные лица организаций-заказчиков лоббируют интересы «своего» предприятия. Как правило, такие предприятия, заранее обладая информацией о ценообразовании у потенциальных конкурентов, предлагают наименьшую цену контракта и становится победителем. Однако
на этапе реализации проекта выполняют заказ крайне некачественно, чаще всего с использованием непригодных для эксплуатации материалов, и т. д.
Следует указать еще и на то, что такие предприятия выделяются среди добросовестных исполнителей государственных контрактов, в частности тем, что у них, как правило, присутствует необоснованно большое количество контрагентов и субподрядчиков, а также отсутствуют необходимые в таких случаях лицензии на выполнение работ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 4
Ссылка для цитирования:
Гайнушин И.А. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА // Вестник науки №7 (64) том 4. С. 396 - 400. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9618 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*