'
Асламазян А.В., Беляева Л.И.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ *
Аннотация:
научная статья раскрывает вопрос о направлениях совершенствования организации деятельности государства в лице правоохранительных органов в целях предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. В ходе исследования автором статьи проведен комплексный анализ направлений оперативно-служебной деятельности, вследствие чего стало возможным определения типичных недостатков в организации деятельности по противодействию преступлениям, совершенными несовершеннолетними и определения путей совершенствования оперативно – служебной деятельности в указанной сфере
Ключевые слова:
правоохранительная деятельность, преступления, совершенные несовершеннолетними, организация деятельности органов внутренних дел, функции управления, профилактика преступлений
УДК 34
Асламазян А.В.
слушатель 2-го факультета
Академия управления МВД России
(г. Москва, Россия)
Научный руководитель:
Беляева Л.И.
д.ю.н.,
профессор кафедры уголовной политики
Академия управления МВД России
(г. Москва, Россия)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,
СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Аннотация: научная статья раскрывает вопрос о направлениях совершенствования организации деятельности государства в лице правоохранительных органов в целях предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. В ходе исследования автором статьи проведен комплексный анализ направлений оперативно-служебной деятельности, вследствие чего стало возможным определения типичных недостатков в организации деятельности по противодействию преступлениям, совершенными несовершеннолетними и определения путей совершенствования оперативно – служебной деятельности в указанной сфере.
Ключевые слова: правоохранительная деятельность, преступления, совершенные несовершеннолетними, организация деятельности органов внутренних дел, функции управления, профилактика преступлений.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом и государством на сегодняшний день, бесспорно, является совершенствование организации деятельности государственных органов и общественных организаций по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и повышение эффективности профилактики таких общественно опасных деяний. Актуальность данной проблемы определена тем, что в настоящее время все больше становится подростков "группы риска", которые в силу тех или иных обстоятельств своей жизни больше других категорий подвержены определенным негативным внешним воздействиям со стороны общества, его криминальных элементов.
Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране сохраняться сложная криминогенная обстановка, учитывая риски диверсионно-террористических проявлений, связанные с проведением специальной военной операции на Украине, но прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Криминальными группировками, которые создаются подростками, совершаются общественно опасные деяния и к большому сожалению, число их неуклонно растет. Учитывая вышесказанное преступность принимает устойчивый рецидивный характер, и как следствие, криминализация молодежной среды лишает общество к успешному перспективному развитию общественно – экономических отношений, установления социального равновесия и благополучия граждан.
Отмечу, что профилактика преступности несовершеннолетних представляет собой определенную систему правовых, социальных, педагогических и иных мер, которые направленны на выявление и устранение причин и условий, способствующие антиобщественным действиям несовершеннолетних, на исправление и воспитание молодых людей, имеющих отклонения в поведении, на предостережение от противоправных, преступных деяний. Претворение в жизнь позитивных процессов невозможно без наличия упорядоченной и организованной системы органов и учреждений, в том числе и органов внутренних дел, осуществляющих цели и задачи деятельности по профилактике. Пунктом 1 статьи 4 федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» установлен исчерпывающий перечень органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, куда входят как специализированные, так и неспециализированные субъекты профилактики — комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции). При этом нужно отметить, что закон не запрещает создание других учреждений, осуществляющих отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В перечень специализированных учреждений для несовершеннолетних входят социально-реабилитационные центры, которые осуществляют профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др. Кроме того, в настоящее время создаются учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и др.
Результат по снижению количества, совершаемых преступлений, определен в целях и задачах профилактики преступности несовершеннолетних. Среди них выступают: наращивание уровня безопасности населения, повышение законности и правопорядка путем оптимизации взаимодействия всех субъектов профилактики, воспитание правовой культуры школьников, снижение уровня подростковой преступности путем установления закономерностей отклоняющегося поведения, механизма его формирования и изменения.
Рассмотрим причины, которые способствуют формированию и закреплению у несовершеннолетнего антиобщественной направленности личности.
Гиперопека. Родители, пытаясь не допустить совершения каких – либо ошибок со стороны своих детей, решают все за них, и как следствие ребенок вырастает несамостоятельным и несостоятельным.
Неблагоприятные условия семейного воспитания. Очень важно, что для ребенка образцом поведения являются его родители. Асоциальное поведение родителей, т.е. систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости, безусловно влияют на психоэмоциональное состояние подростка.
Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей приводит к тому, несовершеннолетний ребенок стремится к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако это общение нередко приобретает нездоровый интерес, что негативно отражается на моральном развитии и поведении детей.
Чрезмерная авторитарность и требовательность родителей, использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и приказной тон разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия к родителям, что нередко определяет детей на совершение преступления.
Важно отметить, что в настоящее время средства массовой информации способствуют появлению факторов, провоцирующих преступность несовершеннолетних. В видеороликах, кинофильмах показывают подростков, употребляющих алкоголь, наркотики, которые ведут аморальный образ жизни, что может вдохновлять «впечатлительных» молодых людей. Существование скрытого сегмента Интернета «DarkNet» воспринимается как возможность реализации различного рода незаконной деятельности. Такая деятельность может сподвигнуть несовершеннолетних в целях заработка, переступить порог правомерного поведения и совершить уголовно либо административно наказуемые деяния. В данном случае, необходимо отметить важную роль государства организации сил и средств для борьбы с киберпреступностью и повышения безопасности обращения с Интернетом несовершеннолетними.
В целях предупреждения преступности несовершеннолетних политика государства должна быть тесно взаимосвязана с экономической, социальной, демографической и т.п. политикой. Для повышения эффективности этой политики нужно усовершенствование разных отраслей права от уголовного до жилищного.
Разноплановый характер деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, вовлечения в нее учреждений разных ведомств и органов управления этими учреждениями разного уровня определяет чрезвычайную важность задачи координации их усилий. Единственным путем решения этой проблемы является разработка государственной политики предупреждения правонарушений несовершеннолетних, основные положения которой должны быть закреплены законодательно. В свою очередь, в основе такой политики должна лежать ясная и последовательная концепция.
Принципиальное значение имеет выбор двух целей государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних. С одной стороны – это защита прав и законных интересов несовершеннолетних, а с другой стороны - защита общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних. Такая интегрированная конструкция цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет концептуально решать многие проблемы криминологической и правовой практики.
Таким образом, всесторонний подход к анализу состояния и динамики преступности несовершеннолетних, изучению и принятию мер по стабилизации оперативной обстановки, определению отдельных направлений оперативно-служебной деятельности, требующих особого внимания, позволяют принимать управленческие решения тактического, оперативного и стратегического характера, которые будут способствовать оптимизации деятельности по противодействию преступлениям, совершаемым несовершеннолетними.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 4
Ссылка для цитирования:
Асламазян А.В., Беляева Л.И. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ // Вестник науки №7 (64) том 4. С. 75 - 81. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9572 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*