'
Подлубный Ю.А.
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ *
Аннотация:
в данной статье рассматривается сущность понятия «инновационный подход», рассматриваются функции, личностные качества педагога, а также источники инновационной деятельности
Ключевые слова:
инновационная деятельность, образовательный процесс, учебный процесс, личностно-профессиональное развитие учителей, метод обучения, профессионально-личностное развитие
УДК 37
Подлубный Ю.А.
выпускник исторического факультета
Армавирский государственный педагогический университет
(г. Армавир, Россия)
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ
И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ
Аннотация: в данной статье рассматривается сущность понятия «инновационный подход», рассматриваются функции, личностные качества педагога, а также источники инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационная деятельность, образовательный процесс, учебный процесс, личностно-профессиональное развитие учителей, метод обучения, профессионально-личностное развитие.
Личностно-профессиональное развитие учителей является важным аспектом их профессиональной деятельности. Оно позволяет педагогам улучшить свои навыки и знания, совершенствовать свою методическую и организационную работу, улучшать взаимодействие со школьниками и стимулировать их обучение.
Одним из способов достижения личностно-профессионального развития учителей является использование социо-культурных и педагогических инноваций. Социо-культурные инновации позволяют создать благоприятную образовательную среду, где каждая личность учителя имеет возможность проявить себя и развить свой потенциал.
Применение социо-культурных инноваций включает в себя различные методы и практики, которые способствуют улучшению коммуникации и взаимодействия между учителем и учеником. Например, использование групповых проектов и коллективного творчества помогает учащимся развивать коммуникативные навыки, учиться работать в команде и принимать совместные решения.
Также важным средством развития учителей являются педагогические инновации. Они позволяют применять новые методы обучения и организации учебного процесса, которые могут быть более эффективными и интересными для учащихся. Например, использование интерактивных досок, мультимедийных презентаций и онлайн-ресурсов позволяет сделать учебный процесс более интерактивным и увлекательным, что способствует активному участию школьников в обучении и повышает их интерес к учебным материалам.
Кроме того, педагогические инновации включают в себя внедрение новых подходов к оцениванию знаний и успехов учащихся, таких как портфолио, проектная оценка и тестирование с использованием современных информационных технологий. Такие подходы позволяют более полно и объективно оценить уровень знаний, навыков и компетенций учащихся.
В целом, личностно-профессиональное развитие учителей средствами социо-культурных и педагогических инноваций позволяет создать условия для развития творческого потенциала учителей и их профессионального роста. Оно способствует повышению качества образования и обеспечивает успешное обучение каждого учащегося. Поэтому внедрение таких инноваций в образовательную практику следует рассматривать как одну из приоритетных задач в сфере образования.
Инновационный подход – это процессы совершенствования педагогических технологий, совокупность приёмов, методов и средств обучения.
Он помогаем наиболее полно раскрыть способности обучающихся и педагога, сделать образовательный процесс более гуманным творческим и личностно ориентированным, направленным на самообразование и саморазвитие личности.
Основная функция инновационной деятельности – изменение целей, форм содержания образования, методов, средств обучения, технологий и т.д.
Включение учителя в инновационные образовательные процессы – это благоприятные условия, которые способствуют профессионально-личностному росту педагога.
Для успешной реализации данного подхода необходимо, что бы личность была связана со следующими параметрами:
- быть открытыми новому, отличному от каких-то своих представлений;
- обладать творческой способностью к генерированию и продуцированию новых идей и представлений, умению моделировать и проектировать их в практических формах;
- быть готовым совершенствовать свою деятельность и иметь в наличие средства и методы, которые обеспечат эту готовность.
Педагог должен быть готов к инновационной деятельности. Под этим понятием подразумевается сформированность специальных и личностных качеств.
К специальным качествам относят:
- умения разрабатывать проекты;
-знания новых технологий;
- овладение новейшими методами обучения;
- умение проанализировать и выявить причины недостатков.
Личностные качества:
- готовность к творчеству;
- обладание повышенной работоспособностью;
- стрессоустойчивостью.
К источникам инновационных идей можно отнести:
- Несоответствия между практическими действиями педагога и истинными мотивами поведения детей;
- Появление новых подходов к образованию, новых концепций;
- поиск новых детей;
- способность к саморазвитию.
Для более успешной реализации инновационной деятельности осуществляется объединение педагогов в группы:
- творческие группы (когда педагогические работники различных направлений объединяются для решения определённых задач по осуществлению и организации образовательного процесса);
- методическое объединение по определённому направлению или теме;
- группы педагогов, которые решают задачи определённого выбранного этапа в воспитании и обучении детей;
- группы педагогов, которые разрабатывают определённые методические аспекты образовательного процесса.
В различных формах осуществляется руководство инновационной деятельности. Руководство должно поддерживать педагога различными средствами: и образовательными (семинары учёба, консультации), и материальными (различная форма доплат). Важный момент – это процесс рефлексии и понимание собственной педагогической деятельности.
Инновационные процессы можно разделить на следующие подходы:
Основа первого процесса – реализация той или иной образовательной методики и технологии. В рамках методико-ориентированных технологий должны быть следующие подходы к организации учебного процесса:
- Подход операционно-деятельностный (когда знания усваиваются в ходе практического применения).
- Подход личностно-ориентированный (для реализации личностного роста обучающихся используется стратегия помощи, сотрудничества, понимания, поддержки и уважения при выборе средств и методов обучения).
- Подход акмеологический (разработка новых и обновление существующих методов и средств обучения для формирования у обучающихся саморазвития, творческого мышления, самообразования, самосовершенствования и самоконтроля).
- Подход креативно-развивающийся (формирование у обучающих детей продуктивного мышления и творческого отношения к качеству, деятельности, научно творческого умения и навыка).
Решение определённых задач, которые связаны с формированием конкурентоспособной личности относятся к проблемно-ориентированным инновационным процессам.
Таким образом, из вышеперечисленного можно составить алгоритм включения педагога в инновационную деятельность:
Проанализировать потенциал педагога:
- он должен быть готовым ко всему новому;
- иметь потребность в постоянном профессиональном росте;
- быть творческой личностью;
- должен правильно ставить перед собой цель и задачи для достижения желаемого роста;
И в завершении можно сделать вывод, что в условиях инновационной деятельности профессионально-личностное развитие зависит от личностного развития, самообразования, это позволяет подниматься на различные уровни своего профессионально-личностного развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 4
Ссылка для цитирования:
Подлубный Ю.А. ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ // Вестник науки №7 (64) том 4. С. 45 - 51. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9567 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*