'
Лапп Е.А., Резанова Е.В.
СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЭНС-СЕАНСА И ВКЛЮЧЕНИЯ МЕТОДА ДЭНС В ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *
Аннотация:
в статье представлены варианты использования метода ДЭНС в структуре занятия с детьми. Авторы предлагают структуру коррекционного сеанса с аппаратом ДЭНАС, а также вариант занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка с включением в него специальной работы с аппаратом динамической электронейростимуляции на одном из этапов. Авторами также предлагаются примеры моделирования, облегчающие дошкольникам с нарушениями развития организацию их деятельности на занятии и запоминание специальных упражнений. Предлагаемый подход учитывает возрастную потребность детей в игровых приемах на занятиях
Ключевые слова:
динамическая электронейростимуляция, ДЭНС-сеанс, игровые приемы, коррекционное занятие, миофункциональные нарушения, моделирование
УДК 37.04-053
Лапп Е.А.
кандидат педагогических наук, доцент
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
(г. Волгоград, Россия)
Резанова Е.В.
магистр специального (дефектологического) образования,
методист по развитию образовательных программ
Поволжская гуманитарная академия
(г. Волжский, Россия)
СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЭНС-СЕАНСА
И ВКЛЮЧЕНИЯ МЕТОДА ДЭНС В ЗАНЯТИЯ
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье представлены варианты использования метода ДЭНС в структуре занятия с детьми. Авторы предлагают структуру коррекционного сеанса с аппаратом ДЭНАС, а также вариант занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка с включением в него специальной работы с аппаратом динамической электронейростимуляции на одном из этапов. Авторами также предлагаются примеры моделирования, облегчающие дошкольникам с нарушениями развития организацию их деятельности на занятии и запоминание специальных упражнений. Предлагаемый подход учитывает возрастную потребность детей в игровых приемах на занятиях.
Ключевые слова: динамическая электронейростимуляция, ДЭНС-сеанс, игровые приемы, коррекционное занятие, миофункциональные нарушения, моделирование.
Динамическая электронейростимуляция давно зарекомендовала себя как метод восстановления нарушенного здоровья у детей разного возраста и как технология, применяемая в коррекционной практике специалистов: логопедов, дефектологов, психологов. Дефектологи включают метод ДЭНС в свою работу с детьми, испытывающими трудности в становлении мыслительных операций, осуществляют нейростимуляцию сенсорного и интеллектуального развития [2]. Психологам динамическая электронейростимуляция помогает решать задачи адаптации дошкольников и школьников разного возраста к образовательному учреждению, помогать родителям восстанавливать психологическое здоровье, что очень важно, если в семье воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья [3]. Логопеды, применяющие метод и технологию ДЭНС, работают с целым комплексом речевых и сопутствующих нарушений [1, 7, 8].
Целью данного исследования является демонстрация специфики применения ДЭНС-терапии во время ДЭНС-сеанса и коррекционного занятия.
Задачи: описать особенности проведения отдельного сеанса с применением аппарата ДЭНАС с дошкольником, имеющим миофункциональные нарушения; показать вариант включения элементов технологии ДЭНС в отдельное коррекционное занятие.
ПРИМЕР 1. ДЭНС-сеанс с ребенком 4-5 лет, имеющим миофункциональные нарушения
Цель: создание условий для коррекции акта глотания, заглатывания и нарушения движения пищевого комка; развития мыслительных процессов, мелкой моторики, понимания инструкции.
Оборудование: аппарат ДЭНАС, колечки и шарики Су-джок, карточки (иллюстрации) ДЭНСИКа, мяч.
Посмотри, мне пришло письмо. Давай узнаем, что спрятано внутри? Здесь лежат загадки. Любишь отгадывать загадки?
У лебедя длинная, у человека - короткая
Голове хозяйка, ну-ка угадай-ка (Шея)
Что за обедом всего нужнее? (Рот)
Этот господин живет во рту один,
Если б не было его, не сказал бы ничего (Язык)
На болоте вечерком квакают квакушки.
Чтобы слушать их концерт, навострите…(Ушки)
Любят труд, не терпят скуки, всё умеют наши…(руки)
Если думать я начну, я его всё время тру (Лоб)
На наборном полотне выставляются картинки с изображением частей лица и тела (Рис.1).
Рис. 1. Картинный материал с изображением частей лица и тела
Что это? (части тела) Скажи, что лишнее и почему?
Посмотри, кто к нам пришел на занятие. Кто это? (Рис.2)
Рис. 2. Картинный материал - изображение ДЭНСика
Логопед выставляет картинку с изображением мальчика ДЭНСика [4] и в игровой форме сообщает ребенку о том, какие части лица и тела будет обрабатывать.
Околоушные зоны - частота 77 Гц, при комфортном уровне мощности, стабильный способ воздействия(переставляется вокруг ушной раковины), 5-15 минут;
Подчелюстная зона - частота 77 Гц, при минимальном уровне мощности, стабильный способ воздействия, 30- 60 секунд.
Зона языка - частота 60 Гц, при комфортном уровне мощности, стабильный способ воздействия, 5-10 минут;
Тройничная зона - частота 77 Гц, при комфортном уровне мощности, стабильный способ воздействия,1-3 минуты.
Я на коврике стою, головой своей кручу (влево - вправо повороты головой).
Вверх и вниз я посмотрю, шеей тоже покручу (круговые повороты головой).
Наклонюсь назад - вперед, а потом наоборот (руки на поясе, наклоны назад - вперед).
Руки вверх я подниму и на руки погляжу,
Вниз - вверх, вверх -вниз, ну-ка другу улыбнись (рывки руками вверх – вниз)
Покрутись, давай-давай (покрутится вокруг себя).
И “пятерку” получай!
Дружно мячики катаем - части тела называем,
Руки, ноги, голова - продолжается игра.
Взрослый предлагает инструкцию, а ребенок выполняет: надень колечко на мизинец правой руки, большой палец левой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.
Ребенку дается лист бумаги, на котором изображен контур лица, предлагается нарисовать его части. Выполняя практическое задание ребенок отвечает на вопросы: сколько глаз у человека? (два) Чего на голове по два? (два уха, две брови). Что находится ниже глаз на лице? (нос, рот, подбородок, щеки). Что выше глаз? (брови, лоб)
ПРИМЕР 2. Коррекционное занятие на тему: Составление предложений по картинке и вопросу
Цель: учить составлять предложения по вопросу и картинке, упражнять в умении сравнивать предметы, упражнять в подборе слов признаков к существительным, закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи. Активизировать словарь по теме «Домашние животные».
Задачи: развивать рефлексивные умения дошкольников (с помощью взрослого оценивать свои достижения и трудности), создавать средовые условия для развития мелкой моторики, мыслительных операций, внимания, памяти, фонематических компетенций. Формировать темпо-ритмические и динамические характеристики речи. Воспитывать самостоятельность и активность детей на занятии, готовность проявлять ответственность при выполнении задания.
Оборудование: картинки животных, сигналы "Дисциплина", "Ответ полным предложением", "Говори так", образцы штриховки, план-схема занятия, план-схема контроля над выполнением поставленной учебной задачи, карточки - обозначения ДЭНС-упражнений, таблицы, карандаши, мяч [6].
Рис. 3. Картинный материал - символическое изображение плана занятия
Посмотри на карточки и догадайся, что мы сегодня будем делать на занятии? (играть с ДЭНСиком - символ “ДЭНСик”, отдыхать – символ «Динамическая пауза», рисовать – символ «Карандаш»). А еще сегодня мы будем отвечать на вопросы (символ «Знак вопроса»), составлять предложения (символ «Предложение»), говорить по сигналам (символ «Восклицательный знак»).
Что мы будем делать сейчас? (Играть с ДЭНСиком).
Что мы сейчас будем делать? Посмотри на картинки – символы упражнений: Воротничок, Борода, Язычок (Рис. 4).
Рис. 4. Символическое изображение названий упражнений
Расставь на наборном полотне в том порядке, в котором мы будем их выполнять. Логопед, ориентируясь на картинки, выполняет ДЭНС-сеанс.
Во время упражнения «Воротничок» ребенку предлагается отгадать загадки.
Отгадай загадки:
Серый, хвостатый, зубами щёлк. Кто это?.. (волк).
Живет в лесу, ест траву
У него рога, словно соха (лось).
Маленький шарик под ёлкой шарит
Дотронешься - уколешься (еж).
В лужице купается, грязью обливается.
Розовый пятачок, а сзади хвост-крючок (свинья).
По мере отгадывания загадок логопед выставляет на наборном полотне картинки с изображением животных. Кто это? (животные) Скажите, какое животное лишнее и почему?
По окончании работы логопед спрашивает: Что мы делали? Играли с ДЭНСиком, отгадывали загадки.
А сейчас мы будем составлять предложения.
Ребенок получает картинку с изображением «дома» животного. Логопед задаёт вопрос: “Где живёт белка? Где живет лиса? Где живет медведь? Где живет собака?” Ребёнок отвечает полным предложением: Белка живёт в дупле Лиса живёт в норе. Медведь живет в берлоге т.д.
Логопед задает вопрос. Ребенок находит соответствующие картинки и составляет предложения: Кошка ест рыбу. Собака ест мясо. Корова ест траву. Волки едят грызунов и т.д.
Ребенок выбирает картинку с изображением животного и формулирует ответ полным предложением: Овца дает шерсть. Корова даёт молоко, мясо. Собака охраняет дом. Кошка ловит мышей. Ослы возят воду для полива.
Что делали? (составляли предложения) Что будем делать сейчас? (отдыхать)
Демонстрация движений.
«Волк»
Мы по лесу днем гуляли, (дети свободно перемещаются по комнате)
Слышим, сучья затрещали (останавливаются, изображают, что испугались)
Волк - за ёлкой, ой-ой-ой! (разбегаются в разных направлениях)
Убегайте все домой (грозят указательным пальцем волку)
Что мы делали? (отдыхали) Что будем делать дальше? (говорить по сигналам)
Составление ответов на вопросы по опорным картинкам.
Кто как зимует? - Волк прячется в оврагах. Бобёр проводит зиму в хатках. Лось ложится в снег и отдыхает. Сайгаки кочуют. Барсук впадает в спячку.
Произнесение составленных предложений по сигналам громко, тихо, медленно, быстро
Найди картинку и закончи предложения: Верблюд ходит по песку, а белый медведь … Песец охотится в снежном поле, а волк… Морж плавает в проруби, а бегемот… Барсук зимой впадает в спячку, а заяц … Слоны питаются травой, а волки… Волки живут стаями, а медведи…
Что делали? (составляли предложения, говорили по сигналам)
«Звери заблудились». Детям предлагают рассмотреть картинку и нарисовать дорожки, по которым животные могут добраться до своего дома.
Расскажите, что мы делали на занятии? (дети, опираясь на план-схему занятия, рассказывают, чем сегодня занимались).
Выводы
Метод и технология динамической электронейростимуляции может применяться специалистами коррекционной практики разных профилей, на занятиях разных видов и типов.
Структура ДЭНС-сеанса или коррекционного занятия с включением динамической электронейростимуляции определяется решаемыми коррекционными задачами и возрастом обучающихся.
Предлагаемые варианты организации коррекционных мероприятий могут творчески использоваться специалистами в работе с детьми с нарушениями в развитии после обучения на профильных курсах повышения квалификации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 4
Ссылка для цитирования:
Лапп Е.А., Резанова Е.В. СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЭНС-СЕАНСА И ВКЛЮЧЕНИЯ МЕТОДА ДЭНС В ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №7 (64) том 4. С. 34 - 44. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9566 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*