'
Гараева И.З.
ПОНЯТИЕ, ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕДРЕНИЯ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *
Аннотация:
статья посвящена предпосылкам внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий в судебной деятельности. На практике возникает немало вопросов организационного характера, которые исследуются в данной статье
Ключевые слова:
предпосылки, внедрения, история развития, информационно-коммуникационные технологии
УДК 34
Гараева И.З.
Национальный исследовательский
Томский государственный университет
(г. Томск, Россия)
ПОНЯТИЕ, ПРЕДПОСЫЛКИ
ВНЕДРЕНИЯ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: статья посвящена предпосылкам внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий в судебной деятельности. На практике возникает немало вопросов организационного характера, которые исследуются в данной статье.
Ключевые слова: предпосылки, внедрения, история развития, информационно-коммуникационные технологии.
Активное внедрение и дальнейшее использование информационно-коммуникационных технологий неизбежно сопровождает развитие современных общественных отношений. Указанная тенденция, по нашему мнению, обусловлена увеличением массива информации и соответствующей потребностью в её обработке, а также необходимостью обмена информацией. В теоретическом аспекте на первый план выходит тематика информатизации и цифрового развития страны. А в практическом аспекте информационно-коммуникационные технологии приобретают выраженный прикладной характер. Кроме того, отмечается формирование новых общественных отношений, связанных с применением технологий искусственного интеллекта, требующих соответствующего правового регулирования. Так, по некоторым прогнозам, доля искусственного интеллекта в ВВП России в 2024 году будет составлять 0,8%, а в 2030 году – 3,6%. Различные информационно-коммуникационные технологии применяются сегодня в отраслях экономики, в социальной сфере (например, в здравоохранении и образовании), в сфере государственного и муниципального управления. В целом, можно говорить о выработке и реализации государственной политики в сфере информационных технологий.
В этой связи исследования, посвящённые проблематике применения информационно-коммуникационных технологий, а также технологий искусственного интеллекта, в том числе в правосудии, становятся особенно актуальными.
К числу очевидных технологических новаций последнего десятилетия относят создание официальных сайтов судов, обладающих различными, удобными для пользователей сервисами, например, подачи обращений и процессуальных документов, расчёта госпошлины, ознакомления с текстами судебных актов [2. С. 8-11].
С. Ф. Афанасьев указывает на развитие особой области – legal tech, которая специализируется на технологическом сопровождении юридической деятельности и предоставлении правовых услуг потребителям с помощью информационных технологий. Так, к клиентским legal tech-сервисам специалисты относят конструкторы документов, веб-платформы для поиска юриста, чат-боты, онлайн-консультации [1. С. 12-16].
Соавторы А. А. Козырева и Т. В. Пирожкова подчёркивают, что в условиях текущего развития государства и общества соотношение понятий «цифровое правосудие» и «электронное правосудие» можно представить в виде последовательных ступеней развития одного и того же процесса.
Вместе с тем заметим, что применение информационно-коммуникационных технологий, в том числе технологий искусственного интеллекта, в различных сферах общественных отношений не должно вступать в противоречие с осуществлением прав, свобод и законных интересов человека и гражданина (к примеру, в аспектах защиты персональных данных или, скажем, неразглашения конфиденциальной информации), а также с обеспечением безопасности личности, общества и государства.
Фундаментальным конституционным правом человека и гражданина является право на доступ к информации, в том числе право на доступ к информации о деятельности судов. Поэтому обеспечение прозрачности и открытости системы российского правосудия является одной из первоочередных задач государственной власти, показателем развития демократического правового государства.
В федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013-2024 годы», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1406, упоминается о существующих проблемах, связанных с качеством правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, неэффективным исполнением судебных актов и т.п. Исходя из этого, становится очевидной необходимость информатизации судебной системы, внедрения в деятельность судебных органов современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих перейти на качественно новый уровень развития.
В этой связи одним из актуальных мероприятий является создание современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры единого информационного пространства Верховного Суда Российской Федерации и федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а также обеспечение высокого уровня её доступности, эффективности взаимодействия с гражданами и организациями. Это предполагается осуществить за счёт внедрения программно-технических решений государственной автоматизированной системы «Правосудие».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 3
Ссылка для цитирования:
Гараева И.З. ПОНЯТИЕ, ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕДРЕНИЯ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №7 (64) том 3. С. 83 - 86. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9510 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*