'
Боженко С.А., Новожилова У.А., Легостаева Н.В.
АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ *
Аннотация:
в данной статье представлен анализ и дальнейшие перспективы развития рынка контейнерных перевозок в Российской Федерации в современных условиях. Обозначены основные проблемы контейнеризации грузов в России, выделены главные тенденции предыдущего года и представлены основные направления развития в ближайшее время
Ключевые слова:
контейнерные перевозки, перераспределение грузопотоков, транзитный потенциал, рынок контейнерных перевозок
УДК 33
Боженко С.А.
студент
Государственный университет морского и речного флота
имени адмирала С.О. Макарова
(г. Санкт-Петербург, Россия)
Новожилова У.А.
студент
Государственный университет морского и речного флота
имени адмирала С.О. Макарова
(г. Санкт-Петербург, Россия)
Научный руководитель:
Легостаева Н.В.
к.э.н., доцент, профессор кафедры Транспортной логистики,
Государственный университет морского и речного флота
имени адмирала С.О. Макарова
(г. Санкт-Петербург, Россия)
АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ
ПЕРЕВОЗОК В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация: в данной статье представлен анализ и дальнейшие перспективы развития рынка контейнерных перевозок в Российской Федерации в современных условиях. Обозначены основные проблемы контейнеризации грузов в России, выделены главные тенденции предыдущего года и представлены основные направления развития в ближайшее время.
Ключевые слова: контейнерные перевозки, перераспределение грузопотоков, транзитный потенциал, рынок контейнерных перевозок.
Российская логистика переживает не самое простое время с февраля 2022 года. Санкции, введённые европейскими государствами против Российской Федерации, а также уход большого количества крупных компаний с рынка оказали отрицательное влияние на транзитный потенциал страны.
Контейнерные перевозки – это один из самых быстрорастущих сегментов мировой логистики, который по-прежнему остаётся перспективным как для международных, так и для национальных перевозок во многих странах, в том числе и в России. Отмена нормального экономического режима сделала сложной обслуживание подавляющего большинства контейнеров и контейнеровозов, которые отрицательно сказалось на эффективности и доходности данной сферы.
Сегмент контейнерных перевозок в Российской Федерации всегда сталкивался с рядом основных проблем [1,2]:
- низкий уровень контейнеризации внутренних и частично внешнеторговых грузопотоков;
- превышение объёмов импортных контейнеропотоков над экспортными;
- низкая доля железнодорожного транспорта в освоении импортных контейнеропотоков;
- переключение контейнеропотоков с основных железнодорожных направлений на «параллельные» маршруты с использованием морского и автомобильного транспорта.
По данным транспортной группы FESCO, контейнерный рынок России по итогам прошлого года сократился на 15,9% по сравнению с 2021-м [3]. При этом сегмент контейнерных перевозок - один из немногих, показавших положительную динамику в перевозке грузов по железной дороге.
Благоприятно сказывается на контейнеризации грузов в Российской Федерации, то что большую долю перевозок составляют внутрироссийские. Первостепенной причиной роста, а также основной тенденцией 2022-го года на российском рынке контейнерных перевозок является переориентация грузопотоков из портов Северо-западного региона в порты и погранпереходы Дальнего Востока, в направлении Север - Юг, а также перевозки через Казахстан. На фоне санкций объём перевалки контейнеров: через порт Санкт-Петербург упал более чем на 60% по отношению к 2021 году, через порт Новороссийск – снизился примерно на 20%, через порты Дальнего Востока – вырос более чем на 20% [4].
Также улучшение перевозки грузов в контейнерах по железной дороге связано с переходом на цифровизацию логистических процессов и развитием технологии погрузки контейнеров в полувагоны и организацией движения сдвоенных поездов, что увеличивает эффективность перевозок контейнеров.
При этом возрастающая положительная динамика сопровождается проблемами в припортовых узлах, железнодорожной и портовой инфраструктурой, в следствие этого происходит рост времени доставки грузов. В 2022 году эта проблема усугубилась из-за дисбаланса в грузовых потоках, и требовала совместных усилий всех участников рынка.
Особенно критической стала ситуация с переполнением контейнерных грузов в портах на Дальнем Востоке. С начала зимы 2023 удалось улучшить ситуацию с экспортом на Дальний Восток за счёт выделения дополнительных контейнерных поездов, однако инфраструктурные ограничения все же препятствуют увеличению спроса.
Это создаёт задержки с выгрузкой судов и вывозом контейнеров по железной дороге в регионы, что негативно сказывается на скорости перевозки. Необходимо восстановить баланс грузопотоков между торговыми портами Российской Федерации.
Также препятствиями быстрого развития рынка контейнерных перевозок являются дисбаланс контейнерного оборудования и неэффективное взаимодействие железнодорожных администраций России и Китая при планировании перевозок.
В ближайшее ожидается стабилизация рынка и разделение сфер влияния, в результате которых крупные терминалы будут отдавать приоритет определённому пулу морских линий для приёма. Ускорение грузопотока возможно благодаря использованию дополнительных схем перевозок, таких как перегрузка контейнеров на фитинговые платформы с использованием полувагонов, отправка через сторонние станции и перетарка контейнеров на автомобильный транспорт или использование арендованного оборудования.
Таким образом, несмотря на введение санкций и уход большого количества крупных компаний с рынка, контейнерные перевозки в России продолжают развиваться и в РФ может быть реализован значительный экономический потенциал в этой отрасли. Сегодня основными вызовами для контейнерного рынка в Российской Федерации являются высокая загруженность железнодорожной сети и инфраструктуры на восточном направлении, а также ограниченное количество контейнеров после ухода международных морских линий.
Развитие морского транспорта, модернизация технологий и инфраструктуры, а также цифровизация логистических процессов станут ключевыми направлениями развития контейнерных перевозок в ближайшее время.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 3
Ссылка для цитирования:
Боженко С.А., Новожилова У.А., Легостаева Н.В. АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Вестник науки №7 (64) том 3. С. 8 - 13. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9500 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*