'
Першина В.В.
НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИГРОКОВ В АЛТИМАТ ФРИСБИ 14 - 16 ЛЕТ С РАС *
Аннотация:
в рамках данного исследования определена актуальная направленность психологической подготовки игроков в алтимат фрисби 14-16 лет с РАС на базе государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы, «Школа № 2124», «Центр развития и коррекции», расположенный по адресу: г. Москва, 1-й переулок, улица Труженников, дом 18. Также было определено содержание экспериментальной методики психологической подготовки игроков в алтимат фрисби 14-16 лет с РАС, основанной на социально-психологическом тренинге, направленном на формирование групповой сплоченности
Ключевые слова:
расстройство аутистического спектра, психологическая подготовка, алтимат фрисби
УДК 159.796
Першина В.В.
студентка 1 курса магистратуры
Московский педагогический государственный университет
(г. Москва Россия)
НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИГРОКОВ
В АЛТИМАТ ФРИСБИ 14 - 16 ЛЕТ С РАС
Аннотация: в рамках данного исследования определена актуальная направленность психологической подготовки игроков в алтимат фрисби 14-16 лет с РАС на базе государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы, «Школа № 2124», «Центр развития и коррекции», расположенный по адресу: г. Москва, 1-й переулок, улица Труженников, дом 18.
Также было определено содержание экспериментальной методики психологической подготовки игроков в алтимат фрисби 14-16 лет с РАС, основанной на социально-психологическом тренинге, направленном на формирование групповой сплоченности.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, психологическая подготовка, алтимат фрисби.
Как и в любом другом виде спорта в алтимат фрисби, психологическая подготовка игроков, в том числе с расстройством аутистического спектра (РАС), является важным фактором для достижения спортивного успеха. На сегодняшний день Е. А. Гусевой отмечается необходимость более осознанного отношения к психологической подготовке игроков с РАС в алтимат фрисби и разработка специализированных методик и программ. Это позволит повысить эффективность такой подготовки и увеличит возможности для игроков с РАС в данном виде спорта [4, с. 302].
На основании вышеизложенного нами было проведено исследование в цели: определить направленность и содержание психологической подготовки игроков в алтимат фрисби 14-16 лет с РАС.
В рамках данного исследования посредством анализа научно-методической литературы были определены задачи психологической подготовки в алтимат фрисби, решаемые на тренировочном этапе:
Для достижения данной цели было проведено педагогическое исследование на базе государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы, «Школа № 2124», «Центр развития и коррекции», расположенный по адресу: г. Москва, 1-й переулок, улица Труженников, дом 18 в период с января по май 2023 года. Выборку составили 24 игрока алтимат фрисби 14-16 лет с РАС. У спортсменов зафиксирована форма РАС, при которой они могут испытывать сложности в социальных ситуациях и определенные проблемы из-за ограниченности интересов и склонности к повторяющимся действиям, но при этом этим спортсменам достаточно незначительной поддержки для нормального функционирования в повседневной жизни. Из этих спортсменов были сформированы контрольная и экспериментальная группы (по 12 человек).
В рамках педагогического исследования посредством диагностических методик нами была изначально определена наиболее актуальная направленность психологической подготовки игроков с РАС в алтимат фрисби. Для этого нами в качестве метода исследования нами применялись следующие психологические тестирования, которые подбирались на основе некоторых выше представленных задач психологической подготовки в алтимат фрисби, решаемых на тренировочном этапе:
Исходя из результатов диагностических методов, нами было определено, что наиболее актуально у игроков 14-16 лет с РАС в алтимат фрисби формировать групповую сплоченность спортсменов. Был сделан данный вывод из результатов контрольных тестов «Определение индекса групповой сплоченности Сишора» и «Определение ценностно-ориентационного единства группы». Так по результатам тестирований зафиксирован низкий уровень групповой сплоченности у испытуемых обеих групп. В остальных тестах показатели находятся в пределах нормы. Усредненные показатели всех контрольных тестирований не имели между группами статистически значимой разности по критерию Стьюдента (p>0,05).
Исходя из поставленной задачи, нами было определено содержание экспериментальной методики психологической подготовки игроков в алтимат фрисби 14-16 лет с РАС. Данная методика была внедрена в психологическую подготовку спортсменов из экспериментальной группы, тем временем как игроки в контрольной группе по-прежнему занимались по стандартной программе «Школа № 2124», «Центр развития и коррекции».
Основывалась экспериментальная методика на социально-психологическом тренинге, направленном на формирование групповой сплоченности. В содержание тренингов вошли следующие упражнения:
Важно, что методика была именно внедрена в имеющуюся психологическую подготовку спортсменов с РАС, а не заменяла ее полностью, поскольку, как показали результаты большинства тестирований, остальные важные показатели у игроков находятся в норме.
По завершению формирующего этапа исследования (на котором и проходили занятия) нами было повторно проведено тестирование, но уже только тестами «Определение индекса групповой сплоченности Сишора» и «Определение ценностно-ориентационного единства группы». На основании данных тестирований было выявлено, что в экспериментальной группе средний уровень групповой сплоченности вырос до высокого, тем временем как в контрольной группе остался на низком уровне. Это объясняется регулярным посещением занятий и выполнением на них специальных упражнений из экспериментальной методики. Показатели групповой сплоченности в экспериментальной группе статистически достоверно выше показателей в контрольной группе по критерию Стьюдента (p<0,05). Прирост показателя в экспериментальной группе также является статистически значимым (p<0,05), тем временем как в контрольной группе он таковым не является (p>0,05).
Таким образом, нами было выявлено не только наиболее актуальное направление психологической подготовки игроков в алтимат фрисби 14-16 лет с РАС, но и определено содержание эффективной методики, направленной на формирование групповой сплоченности данных игроков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 2
Ссылка для цитирования:
Першина В.В. НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИГРОКОВ В АЛТИМАТ ФРИСБИ 14 - 16 ЛЕТ С РАС // Вестник науки №7 (64) том 2. С. 339 - 345. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9497 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*