'
Шамсутдинов Э.О.
ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАТОРОВ В США И ЕС *
Аннотация:
в настоящее время правовой институт корпоративных информаторов активно развивается в законодательстве США и ЕС. В статье прослеживаются причины того, почему корпоративные информаторы идут на риск и делают разоблачения
Ключевые слова:
вознаграждение, Закон Сарбейнза-Оксли, Стивен Бабьяк, Закон Додда-Франка, Комиссия по ценным бумагам и биржам США, Комиссия по торговле товарным фьючерсами США, Рекомендация ЕС о защите информаторов, ЕС Директива о защите лиц, сообщающих о нарушениях законодательства, стимулирование информаторов в Словакии
УДК 34
Шамсутдинов Э.О.
бакалавр Международно-правового института,
Московский государственный юридический университет
имени О.Е. Кутафина
(г. Москва, Россия)
ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ
ИНФОРМАТОРОВ В США И ЕС
Аннотация: в настоящее время правовой институт корпоративных информаторов активно развивается в законодательстве США и ЕС. В статье прослеживаются причины того, почему корпоративные информаторы идут на риск и делают разоблачения.
Ключевые слова: вознаграждение, Закон Сарбейнза-Оксли, Стивен Бабьяк, Закон Додда-Франка, Комиссия по ценным бумагам и биржам США, Комиссия по торговле товарным фьючерсами США, Рекомендация ЕС о защите информаторов, ЕС Директива о защите лиц, сообщающих о нарушениях законодательства, стимулирование информаторов в Словакии.
Согласно С.С. Алексееву [1], правовые средства – это субстанциональные, институциональные явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию. Буквально, правовое средство – это то, что связывает идеальное с реальным, т. е. цель с результатом. Любая деятельность для того, чтобы продолжалось её развитие, должна чем-то подстегиваться, стимулироваться. Деятельность корпоративных информаторов, как представляется, не спадает, главным образом, из-за вознаграждений, предусмотренных законодательством.
Когда принимался Закон Сарбейнза-Оксли (далее – ЗСО) [2], Конгресс проигнорировал аргументы о том, что значительное вознаграждение корпоративного информатора будет являться серьезным стимулом к развитию их деятельности [3]. Согласно статье 806 ЗСО работники, сообщившие о правонарушениях, могут получить компенсацию только в том случае, если их дискриминировали (например, уволили), а также возместить судебные издержки и разумные гонорары для адвокатов. Так, например, в 2017 году бывший менеджер по продажам Cardiovascular Systems, Inc. Стивен Бабьяк смог возместить в совокупности свыше 5 млн. долларов [4], доказав, что он подвергся репрессиям, завершившимся увольнением, из-за того, что он сообщил о правонарушениях в своей компании. Бабьяк довел свои опасения до сведения начальства после того, как компания внедрила незаконную политику «отката», предусматривающую направление пациентов к врачам только в том случае, если врачи приобретали продукцию Cardiovascular Systems Inc. Его компания провела внутреннее расследование, но прекратила дело, несмотря на то, что другие работники подтвердили утверждения Бабьяка. В отместку руководитель Бабьяка перевел его в менее привлекательный регион и несправедливо увеличил его норму продаж, тем самым, снизив его нефиксированную часть оплаты труда. На новом месте Бабьяк стал свидетелем искусственной распродажи товаров, проводимой с той целью, чтобы выполнить норму продаж. С покупателем заранее было заключено соглашение, по которому он обязывался вернуть всю купленную продукцию на следующий день после закрытия отчетного периода. Спустя некоторое время, как Бабьяк сообщил об этом через внутренний канал информирования, он был уволен. В отношении ЗСО нельзя сказать о наличии прямых правовых средств стимулирования, поскольку получение компенсации не гарантировано и обусловлено предварительной дискриминацией.
Статьи 748 и 922 Закона Додда-Франка (далее – ЗДФ) [5] закрепляют право корпоративного информатора на получение вознаграждения в диапазоне 10%-30% от суммы всех наложенных денежных штрафов в совокупности при условии, что размер этих штрафов превышает 1 миллион долларов США. Если брать программу корпоративных информаторов, которую администрирует Комиссия по ценным бумагам и биржам США, то на данный момент самая большая сумма, которую получил корпоративный информатор, равна 118 миллионам долларов [6] в 2020 году. Вместе с тем указанная сумма не рекорд, Комиссия по торговле товарными фьючерсами США в 2021 году присудила корпоративному информатору 200 миллионов долларов [7]. В отношении ЗДФ с полной уверенностью можно сказать о том, что он содержит положения, стимулирующие деятельность корпоративных информаторов.
Праву ЕС на текущем этапе его развития чуждо указание на закрепление права вознаграждения за корпоративным информатором. Ни в Рекомендации Совета Европы о защите информаторов (далее – РЗИ) [8], ни в Директиве ЕС 2019/1937 Европейского парламента и Совета от 23 октября 2019 года о защите лиц, сообщающих о нарушениях законодательства Союза (далее – ДЗИ) [9] положения о стимулировании заявителей отсутствуют. Это объясняется тем, что разработчики ДЗИ считают, что появление таких норм извратило бы суть самого информирования, поменяло бы его цель с защиты публичного интереса на получение личной выгоды [10]. Это поставило бы под вопрос сам статус корпоративного информатора, основное право которого, право на сообщение о правонарушение в корпорации было сформировано судебной практикой [11] при сопоставлении его прав с правами того, на кого указывают как на совершающего правонарушение (как правило, работодателя). Профессор К.У. Шмолке выражает надежду на то, что при инкорпорации ДЗИ в национальное законодательство стран-участников Европейского Союза некоторые из них внедрят у себя дополнительно финансовые вознаграждения для корпоративных информаторов как меру стимулирования [12]. Так, например, в 2019 году в Словакии уже вступил Закон о защите корпоративных информаторов [13], который содержит указание на финансовое вознаграждение информатора в размере до 50-кратной величины минимальной заработной платы. Таким образом, право ЕС до сих пор не имеет единого регулирования в части стимулирования корпоративных информаторов путем выплаты им финансовых вознаграждений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 2
Ссылка для цитирования:
Шамсутдинов Э.О. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАТОРОВ В США И ЕС // Вестник науки №7 (64) том 2. С. 139 - 143. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9471 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*