'
Миретина М.А.
ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ *
Аннотация:
в данной статье рассматривается проблема правового статуса прокурора в уголовном процессе. Изучению подлежат вопросы о возвращении органам прокуратуры полномочия на возбуждение уголовных дел. Вопрос о статусе прокурора является одним из самых дискуссионных в науке уголовно - процессуального права. Прокуратура является государственным органом, обладающим особым правовым статусом, согласно которому органы прокуратуры нельзя в полной мере отнести ни к одной из ветвей государственной власти. Таким образом, исследованию правового положения работников прокуратуры и функций, которые они осуществляют в правовой науке традиционно отводится одно из значительных мест
Ключевые слова:
прокурор, уголовное судопроизводство, правовой статус прокурора, полномочия прокурора, прокурорский надзор, возбуждение уголовного дела
УДК 34.343.1
Миретина М.А.
Национальный исследовательский
Томский государственный университет
(г. Томск, Россия)
ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО СТАТУСА
ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема правового статуса прокурора в уголовном процессе. Изучению подлежат вопросы о возвращении органам прокуратуры полномочия на возбуждение уголовных дел. Вопрос о статусе прокурора является одним из самых дискуссионных в науке уголовно - процессуального права. Прокуратура является государственным органом, обладающим особым правовым статусом, согласно которому органы прокуратуры нельзя в полной мере отнести ни к одной из ветвей государственной власти. Таким образом, исследованию правового положения работников прокуратуры и функций, которые они осуществляют в правовой науке традиционно отводится одно из значительных мест.
Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, правовой статус прокурора, полномочия прокурора, прокурорский надзор, возбуждение уголовного дела.
Прокурор - является должностным лицом органов прокуратуры, который выполняет в соответствии со своей компетенцией полномочия, связанные с осуществлением надзорной и иных функций, установленных законом [2, с. 18]. Легальное понятие закреплено в ч.1 ст. 37 УПК РФ: прокурор — это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Деятельность прокуратуры содержит следующие цели: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности; защита прав и свобод человека и гражданина; защита охраняемых законом интересов общества и государства.
В настоящее время прокуратура осуществляет несколько видов деятельности, которая связанна с обеспечением правового положения личности. Выделяют два направления видов деятельности: 1) прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и 2) правозащитная прокурорская деятельность. Указанные направления различаются по содержанию и формам реализации. Критериями выступают: основная направленность правообеспечительной прокурорской деятельности и функции прокуратуры, через которые они реализуются.
На основе анализа Закона о прокуратуре и УПК РФ можно выделить следующие функции:
1.Надзорная функция - прокурор, осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Целью данной функции является выявление совершенных или готовящихся нарушений законов [1, с. 65];
2.функция уголовного преследования за исполнением органами предварительного следствия и дознания законов и полномочий. Цель состоит в том, чтобы лицо, совершившее преступление, не избежало уголовной ответственности и освобождалось от неё только в соответствии с законом;
3.функция борьбы с преступностью: при обнаружении признаков преступления прокурор принимает меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Цель функции - снижение уровня преступности в стране;
4.правозащитная функция: прокурор осуществляет защиту прав, свобод, и законных интересов субъектов, вовлеченных в уголовно-процессуальные правоотношения. Целью данной функции является предотвращение нарушений прав участников уголовного процесса, восстановление нарушенных прав, возмещение причиненных нарушением закона вреда, привлечение лиц, виновных в нарушении прав субъектов уголовно-процессуальных правоотношений к ответственности;
5.функция координации деятельности правоохранительных органов по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений. Цель данной функции заключается в привлечении прокурором правоохранительных органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, к совместным согласованным действиям в уголовном процессе;
6.функция руководства процессуальной деятельностью следователя, дознавателя и органов дознания по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений. Цель функции - правильное, основанное на законе возбуждение уголовных дел и полное, всестороннее, объективное производство предварительного расследования.
Прокурор действует на всех стадиях уголовного процесса. Досудебное производство по уголовному делу является частью уголовного судопроизводства, которая начинается с момента получения сообщения о преступлении [4, с. 43]. Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства оканчиваются после принятия решения по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением, что выражается в утверждении им обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления, либо возвращения уголовного дела для дополнительного расследования.
На стадии возбуждения уголовного дела прокурор осуществляет надзор за регистрацией, проверкой, рассмотрением сообщений о преступлениях. На стадиях предварительного расследования - надзор за процессуальной деятельностью дознания и предварительного следствия, а также уголовное преследование.
Основным из направлений деятельности прокураторы является надзор за соблюдением законов органами следствия и дознания. Данное направление выделяется в самостоятельную отрасль прокурорского надзора. Прокурор отвечает за состояние законности при производстве по уголовному делу, и является гарантом законности и порядка.
Способом реализации прокурорского надзора является наблюдение, включающее в себя выявление и реагирование на выявленные нарушения. Реагирование происходит путем восстановления нарушенной законности, предполагающего устранение негативных последствий и возвращение нарушенных общественных отношений в прежнее правомерное состояние.
Предметом рассматриваемого надзора является порядок разрешения заявлений о готовящихся или совершенных преступлениях, соблюдение прав и свобод человека, законность решений, принятых органами дознания и предварительного следствия [6, с. 176]. Прокурор обладает полномочиями надзора за возбуждением уголовного дела, производством следственных действий, применения мер процессуального принуждения, рассмотрения отводов, ходатайств и жалоб, международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, принятия процессуальных решений о приостановлении и прекращении уголовных дел.
Прокурор проводит проверки по обращениям граждан, отменяет необоснованные и незаконные процессуальные решения, вынесенные следователем и дознавателем, уполномочен требовать от органов следствия и дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при производстве предварительного расследования.
Согласно изменениям законодательства, которые касаются деятельности прокурора, у прокурора отсутствует право на возбуждение уголовного дела. По мнению ряда ученных предусмотренная законом форма прокурорского реагирования, осуществляемая посредством обращения к органам расследования, показывает снижение статуса прокурора. Полномочия прокурора выносить мотивированное постановление о направление в следственный орган или орган дознания соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства, которая стала с 2010 года поводом возбуждения уголовного дела, воспринята научным сообществом неоднозначно и ведет к определенным спорам.
Кроме того, необходимо отметить высказывание профессора Л.И.Маслова, который считает, что право принимать решение о движении дела принадлежит прокурору, а не следователю [5, с. 19]. Прокурор должен принимать решения о возбуждении предварительного расследования либо возбуждении публичного обвинения. Принятие данного решения должно происходить на основе собранных по делу доказательств, которые выявляются в ходе следственных действий. Следуя из вышеизложенного, становится понятно, что изменения, которые затронули органы прокуратуры действительно подчеркивают ее роль как надзорного органа.
Участие прокурора обязательно в ходе судебного разбирательства. Прокурор действует от имени государства и как ответственный перед ним поддерживает обвинение в строгом соответствии с законом. Прокурор может отказаться от обвинения, если в суде не нашли подтверждения доказательства положенные в основу обвинения на досудебном производстве.
В судебных стадиях в полномочия прокурора входят: поддержание государственного обвинения, обеспечение его законности и обоснованности; предъявление гражданских исков в уголовном процессе от имени субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Прокурор выступает в качестве государственного обвинителя, который представляет суду доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания [3, с. 185].
В заключении можно отметить, что в настоящее время полномочия прокурора значительно ограниченны. Полномочия прокурора в уголовном процессе раскрыты в ст. ст. 37 и 246 УПК РФ. Прокурор выступает только на стороне обвинения, не осуществляет надзор за судом как это было ранее. В связи с изменениями законодательства, а именно, на основании Федерального закона № 87 - ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и Федеральный закон «О прокуратуре РФ», прокурор был лишен права возбуждать уголовное дело. Это привело к лишению эффективных средств реагирования на факты нарушения законности, выявленных прокурором на стадии возбуждения уголовного дела.
При этом, законодатель наделил его правом выносить мотивированное постановление о передаче определённых материалов в следствие и дознание для разрешения вопроса об уголовном преследовании. Согласно ч.1 ст. 37 УПК РФ прокурор в ходе уголовного процесса реализует уголовное преследование. П. 55 ст. 5 УПК РФ раскрывает уголовное преследование как процессуальную деятельность, реализуемую стороной обвинения в достижении изобличения обвиняемого, подозреваемого в осуществлении преступного деяния. В действительности прокурор не может собирать доказательства по делу, осуществлять следственные действия, так как он не наделен правом возбуждения уголовного дела либо введения предварительного следствия.
Большая правоприменительная практика, а также не малое количество отказных материалов возбуждения уголовного дела, приводит к выводу о том, что данную проблему необходимо решать и есть необходимость в расширении полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела. Данные изменения в законодательстве необходимы для дальнейшего развития и совершенствования уголовно - процессуального законодательства.
Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 2
Ссылка для цитирования:
Миретина М.А. ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ // Вестник науки №7 (64) том 2. С. 93 - 99. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9462 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*