'
Передельская Т.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКИХ РЕСУРСОВ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ *
Аннотация:
активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Один из факторов активизации учебной познавательной деятельности учащихся – разнообразие форм организации обучения. Особая роль на современном этапе для достижения выше перечисленного принадлежит использованию интерактивных заданий с использованием ИКТ. Ресурсы представляют собой сборники заданий, тренажеры, интерактивные задания, тематические блоки для отработки географической номенклатуры, для подготовки к ГИА, для использования во внеурочной деятельности
Ключевые слова:
активизация, ИКТ-компетенция, интерактивность, мультимедиа, познавательная деятельность, навигация, триггер, управляющие кнопки, электронная презентация, электронные образовательные ресурсы
УДК 372.891
Передельская Т.В.
Заслуженный учитель Кубани, учитель географии
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5 им. Г.И. Щедрина г. Туапсе
(г. Туапсе, Россия)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКИХ РЕСУРСОВ
ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Аннотация: активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Один из факторов активизации учебной познавательной деятельности учащихся – разнообразие форм организации обучения. Особая роль на современном этапе для достижения выше перечисленного принадлежит использованию интерактивных заданий с использованием ИКТ. Ресурсы представляют собой сборники заданий, тренажеры, интерактивные задания, тематические блоки для отработки географической номенклатуры, для подготовки к ГИА, для использования во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: активизация, ИКТ-компетенция, интерактивность, мультимедиа, познавательная деятельность, навигация, триггер, управляющие кнопки, электронная презентация, электронные образовательные ресурсы.
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что "не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает" [1 с.208].
Это утверждение заставляет взглянуть на организацию учебного процесса с учётом выбора таких форм и методов обучения, которые дают возможность формирования у учащихся потребности в активной познавательной деятельности, а учителю возможности для реализации творческого потенциала.
Решение одной из важнейших задач обучения школьников связано с проблемой систематического усиления познавательной активности детей.
Познавательная деятельность - сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний [2 с.223]. Успешность организации учебно-познавательной деятельности определяется целостностью представлений педагога о своем предмете, его целях, системе знаний, навыков и отношений, которые с помощью предмета можно сформировать у учащихся.
Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность и т. д.). Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни. С этой целью учитель может подобрать специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны, публикуются в печати, сообщаются по телевидению и радио. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом [3].
Атрибутика учебно-познавательной деятельности предполагает наличие учебников, учебно-наглядных пособий, технических и других средств, помогающих освоению содержания образования [4]. Такие средства может создавать творческий педагог, владеющий компьютерной грамотностью.
База данных Интернета представляет огромное количество образовательных ресурсов, картографического и статистического материала, видео - и флэш роликов, фотографий, которые педагог может использовать для создания авторских электронных пособий.
В своей работе использую интерактивные ресурсы, представленные в виде педагогического программного средства представления дидактического материала с помощью интерактивных элементов. Учитель может создавать ресурсы в различных компьютерных средах, но наиболее приемлемой, на мой взгляд, является среда Power Point. Эта программа при своей, на первый взгляд, простоте использования, обладает огромными возможностями для создания сложных интерактивных материалов.
Авторские ресурсы создаю на основе технологии конструирования уроков. В цифровых образовательных ресурсах этого типа информация предъявляется не сразу, она появляется в зависимости от управляющих действий пользователя.
Ресурсы содержат следующие разделы:
Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении любого занятия по географии, поэтому в теоретическом материале содержится обширный картографический материал. Преимущество авторских разработок – быстрый переход между картами и картосхемами.
Любой из этапов урока может быть реализован разными способами или их комбинациями. В зависимости от целей урока учитель может установить последовательность использования этих материалов по своему усмотрению.
Пособия могут использоваться на разных этапах занятий:
Главное преимущество ресурсов в том, что все эти составляющие собраны в единое целое. То есть это может быть одна тема, один раздел и т.д., удобство заключается в том, что можно быстро переключаться от одного этапа урока к другому.
Особенностями ресурсов являются: высокая наглядность, продуманный дизайн, различные виды интерактива. Они также позволяют обеспечить индивидуальный темп обучения, быстрое реагирование на изменившуюся ситуацию на уроке, частую смену деятельности, что не вызывает утомляемости у учащихся. А самое главное - обеспечивает системный подход в обучении. С применением различных видов работ значительно высвобождается время на уроке, и объем рассматриваемого материала увеличивается в несколько раз. Это позволяет часто обходиться без домашних заданий, либо объем домашнего задания уменьшается и ограничивается изучением географической номенклатуры или созданием творческих работ.
Для подготовки собственных ресурсов иногда требуется приложить гораздо больше усилий, чем для подготовки отдельного мультимедийного урока. Но судя по отзывам учителей географии из разных районов нашей страны, технология конструирования уроков получила положительную оценку и уже в течение нескольких лет успешно используется педагогами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 2
Ссылка для цитирования:
Передельская Т.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКИХ РЕСУРСОВ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ // Вестник науки №7 (64) том 2. С. 68 - 73. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9458 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*