'
Андреев К.Ю.
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ «ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ» *
Аннотация:
в статье рассматриваются особенности реализации программы дополнительного образования художественной направленности для поколения Z. Автор отмечает особенности детей цифрового века и их поведения на занятиях рисунком и живописью, обращается к некоторым принципам артпедагогики
Ключевые слова:
дополнительное образование, поколение Z, артпедагогика
УДК 371
Андреев К.Ю.
педагог дополнительного образования
ООО «Первая коллегия архитекторов»
(г. Тула, Россия)
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ «ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ»
Аннотация: в статье рассматриваются особенности реализации программы дополнительного образования художественной направленности для поколения Z. Автор отмечает особенности детей цифрового века и их поведения на занятиях рисунком и живописью, обращается к некоторым принципам артпедагогики.
Ключевые слова: дополнительное образование, поколение Z, артпедагогика.
При конструировании современных образовательных программ нельзя не учитывать особенности нынешнего поколения. Это касается как программ общего, так и дополнительного образования. Они могут быть эффективны только в случае использования педагогических технологий, ориентированных на ценности и особенности психики сегодняшних обучаемых. В контексте данной статьи остановимся на моделировании программы дополнительного образования художественной направленности для поколения Z.
Особенности данного поколения подробно рассмотрены в работе А.В. Сапы «Поколение Z - поколение эпохи ФГОС». Он описывает портрет современного подростка, основываясь на выводах представителей «теории поколений», даёт подробную характеристику психологических и личностных особенностей учеников этой возрастной группы.
Мы предлагаем рассмотреть особенности реализации программы «Мир рисунка и живописи» для детей в возрасте от 12 до 15 лет в рамках неформального образования в частной художественной школе в контексте «теории поколений». Опыт работы по ней 3 года. Важно заметить, что примерно 60% обучающихся самостоятельно выбрали данную программу без участия родителей, основываясь на информации, размещенной в Интернет пространстве. Дети мультимедийных технологий имеют доступ в Интернет 24 часа в сутки. «Людей этого поколения отличает, прежде всего, максимальная приближенность к информации, с которой они умеют отлично работать» [1, c.27], это им придает им уверенности в своих взглядах.
По мнению А.В. Сапы они «нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях», «более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны» [1, c.28]. Практика работы показывает, что данный вывод не является безосновательным. Ученики в качестве целей посещения занятий отмечают, что хотят научиться рисовать, чтобы дарить свои рисунки друзьям и близким, размещать свои достижения в социальных сетях, для получения позитивных отзывов и т.п. Гораздо меньшая часть говорит, что хочет подготовиться к поступлению в вуз художественной направленности, развить творческие способности и т.п. При выполнении заданий во время занятий большинство учеников стремится не прорисовывать детали, а закончить одну работу побыстрее и перейти к следующей. Если над рисунком приходится работать более чем 2 занятия, то быстро теряют к нему интерес.
Важно отметить, что у этих детей могут возникать «проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть одаренными в каких-то отдельных сферах деятельности» [1, c.28]. Из 28 обучающихся по программе 19 отмечают трудности с изучением ряда школьных предметов. При этом на занятиях по рисунку и живописи они показывают значительные успехи.
Исследователь отмечает, что «в будущем нас ждет общество бывших гиперактивных детей. Гиперактивный социум, в котором люди будут отличаться большей потребностью в новизне, поиске ощущений, меньшей терпеливостью и терпимостью, склонностью к повышенной конфликтности» [1, c.29]. На данный момент не можем однозначно констатировать последнее, за период реализации программы значимых конфликтов не возникало. А вот гиперактивность обучающихся очевидна. Мы уже отмечали неусидчивость, стремление как можно быстрее перейти к новой работе. Можем отметить, что по статистике 3 из 5 обучающихся предпочитают не заканчивать рисунок, если допускают ошибки, и всячески стараются перейти к новому заданию. Во время выполнения работы активно занимаются 15-20 минут, а потом начинают отвлекаться на общение не друг с другом, а на переписку в социальных сетях или другое времяпрепровождение в виртуальном пространстве. Отсюда налицо определенные проблемы с социализацией. Несмотря на то, что обучающиеся программы проводят вместе 3 раза в неделю по три часа, однако часть из них вообще не взаимодействуют друг с другом. Только два ученика, познакомившись на занятиях, общаются вне стен школы. Это может подтверждать и другой вывод А.В. Сапы о том, что это поколение «с детства погруженных в себя и неспособных общаться с окружающими» [1, c.28]. А такое поведение «выступает как защита от проблем современного образа жизни, как способ отгораживания от мира». Действительно, современные дети постепенно становятся «менее общительными, более погруженными в себя и виртуальный мир и фантазии. На языке психологии – более интравертированными».
Наш опыт подсказывает, что важно строить занятие с учетом следующего:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 2
Ссылка для цитирования:
Андреев К.Ю. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ «ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ» // Вестник науки №7 (64) том 2. С. 56 - 60. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9456 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*