'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 1
  4. Научная статья № 35

Просмотры  125 просмотров

Лагерева О.Н.

  


ГУМАНИЗМ В ПАРАДИГМЕ, КАК НЕОБХОДИМАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ *

  


Аннотация:
рассматривается проблема плодотворного сочетания научной деятельности и гуманистического мировоззрения. Отмечается, что в научной деятельности гуманитарные угрозы приобретают комплексный и множественный характер, в особенности, в связи с высокотехнологичным оснащением современной науки. В работе определились положения гуманистической проблематики инновационной деятельности   

Ключевые слова:
научная деятельность, гуманизм, ценностно-нормативные компоненты, научная рефлексия, научная экспансия   


УДК 174.4

Лагерева О.Н.

канд. филос. наук, преподаватель

Сибирский колледж транспорта и строительства

(г. Иркутск, Россия)

 

ГУМАНИЗМ В ПАРАДИГМЕ, КАК

НЕОБХОДИМАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ФОРМИРОВАНИЯ

ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ

 

Аннотация: рассматривается проблема плодотворного сочетания научной деятельности и гуманистического мировоззрения. Отмечается, что в научной деятельности гуманитарные угрозы приобретают комплексный и множественный характер, в особенности, в связи с высокотехнологичным оснащением современной науки. В работе определились положения гуманистической проблематики инновационной деятельности.

 

Ключевые слова: научная деятельность, гуманизм, ценностно-нормативные компоненты, научная рефлексия, научная экспансия.

 

Наука стремительно расширяет границы познания. Генная инженерия, нанотехнологии, усовершенствование человеческого тела, это те области науковнедрения, которые привели к множеству дискуссионных вопросов. Но, человечество должно волновать не научная экспансия, как таковая, а научная экспансия без гуманистической ее имманентности.

Научная деятельность – это деятельность, которая сосредоточена на приобретение и использование новых полученных знаний для решения инженерных, технических гуманистических и других задач, которые обеспечивают функционирование науки во всех областях научного знания как единой системы. Научная деятельность определяется познавательными способностями и витальными потребностями отдельного человека. Она носит не только прагматический характер, но и, что особенно важно в современном мире, нравственный характер. Представляет собой реализацию интенций разума, что не умаляет ее аффективную составляющую.

Как известно, научная деятельность не только производит новое знание, но и использует «наработанную» систему знаний как опорный момент для приобретения нового знания. В результате, инновационно-научная деятельность представляет собой комплекс инновационной деятельности по изысканию нового, ранее неведанного в повседневной научной деятельности. Она есть составляющая часть научной деятельности. Однако, именно инновационная деятельность становится причиной возникновения гуманистических рисков, различного типа кризисный ситуаций и проблем, которые, в последствии, человечество вынуждено решать и устранять и это положение необходимо как условие для дальнейшего нормального существования всего сущего.

Следует отметить, что инновационность присуща любой сфере деятельности общества. Однако именно в науке инновационный элемент является доминирующим. Это объясняется тем, что именно науке предстояло и предстоит открывать неизведанные тайны окружающей действительности. На направленность, предметность и содержание инновационной деятельности могут влиять различные факторы. К ним относятся: наличие научного стиля мышления, как необходимое условие в научной деятельности, ценностная составляющая личности ученого, которая включает в себя страсть к исследованию, потребность в самореализации и наличие требований общества на данном этапе его исторического развития. Между тем разного рода гуманитарные риски могут возникнуть в любой деятельности. Однако в научной деятельности, где инновации принимают необходимый и естественный характер, гуманитарные угрозы становятся сопутствующей, все более расширенной и опасной экспансией. Особый характер угрозы приобрели в век высоких технологий, которые делают возможным не только переделывать природу, но и усовершенствовать тело человека. Сторонники этой концепции – трансгуманисты, уверены в том, что усовершенствованием тела человека можно заниматься бесконечно через достижения научно-технического прогресса. 

Итак, гуманистические риски неизменно идут рядом с инновациями технологиями. Здесь следует отметить высказывание известного французского философа Г. Башляра, который утверждал, что возлагать на науку ответственность за жестокость современного человека – значит переносить тяжесть преступления с убийцы на орудие преступления. Все это не имеет отношения к науке. Философ подчеркивал при этом, что мы только уйдем в сторону от существа проблемы, если будем перекладывать на науку ответственность за извращение человеческих ценностей [1].

Для современной науки характерно появление в ней синергетических систем, которые характеризуются «непредсказуемостью», «неопределенностью» [2] и «случайностью» [3] полученных результатов, что приводит, в свою очередь, к увеличению уровня возникновения гуманитарных проблем и угроз. К тому же научная экспансия открывает все более многоаспектные способы влияния на жизнедеятельность человека. В результате гуманистическая оценка которых становится крайне необходимой для снижения возникающих, при этом, рисков и ошибок. При этом стоит отметить опасность мировоззренческой рефлексии ученых по проблеме наличия нравственности в инновационной деятельности. Так считается, что наука и научная деятельность вне моральны. Наука имеет свою систему ценностей и не нуждается ни в какой другой морали.

Поэтому, роль гуманизма в научной деятельности начинает приобретать все возрастающее значение. Так для разрешения кризисных ситуаций, возникающих в современном обществе, вызванных, в том числе, и научной экспансией, возникает необходимость в становление особой формы объединения науки и человека. Таковой формой должен стать гуманизм в инновационной деятельности. Гуманизм в парадигме начинает представлять собой необходимую детерминанту формирования гуманистического потенциала науки. В результате возникнет не только научное отношение к изучаемому объекту, но также отношение, которое будет содержать в себе эмоционально окрашенные установки, несущее в себе и ответственность, и принципы, и убеждения, которые отражают ценностное личностное состояние ученого. Гуманизм сегодня, это новая «парадигма добра», которая должна представлять собой не абстрактное понятие «человеколюбие», а должна стать регулятором поведения в научной деятельности. Когда на первый план выходят не только достижения науки, но интересы и безопасность человечества.

Научная деятельность и гуманизм представляют собой ценностную составляющую развития современного общества. Поэтому, взаимосвязь двух ценностных составляющих становится не только актуальной, но и вполне выполнимой задачей. Причем, взаимосвязь не только жизнеспособна, а, фактически, даже необходима. Это объясняется тем, что вся деятельность ориентирована именно на человека, как конечной ее цели. Поэтому, научная деятельность и гуманистическая ее оценка отличаются только степенью рефлексии по отношению к своей конечной цели. Следовательно, ценностно-нравственные аспекты становятся неотъемлемой составляющей в сфере научного познания [7].

Гуманистические ценности воздействуют на формирование научных направлений, способствуют возникновению направления познавательного развития науки в познавательно-гуманистическое. Таким образом роль ценностных составляющих в научной деятельности становится одной из доминирующих, а ученый начинает представлять собой не только как познающий субъект, но и как ученый, действия которого детерминированы факторами ценностного порядка, когда реализация новых научных идей подвергается не только гносеологической оценке – истинно, ложно, но и гуманистической оценке – чьим интересам служить, чьи потребности удовлетворять. Как заметил В. А. Энгельгардт, что только в установлении более близкого контакта между «интеллектуальным царством науки» и духовным миром человека, может найти гуманизм свое действительное отражение и воплощение [8].

Гуманизм, на всем протяжение своего развития, вбирал в себя лучшие достижения гуманистических идей. Он может быть светским, религиозным, научным, нравственным, ноосферным, политическим, экономическим, экологическим и т.д. Но, главное, что объединяет все эти мировоззрения, что человек – это ценность, и что он человечен. Ведь гуманизм, это не только идея, но и действительная практика человека, который проявляется как в личной, так и в общественной жизни. Таким образом главным признаком гуманизма является особый характер его связи с личностью. Когда гуманизм становится ценностной ориентацией, тогда ученый в целенаправленной деятельности ориентируется на осуществление своего личностного гуманистического мировоззрения, реализуется в личностном поведении. Это способствует особым образом формировать систему субъективно-субъективных связей в научном сообществе, которые, в свою очередь и составляют основу нравственных отношений.

 Таким образом научная деятельность регулируется не только механизмами когнитивного порядка, влиянием мира ценностей, которые относятся к внутринаучным и субъективным, но также определяется и гуманистическими ценностями. В совокупности, эти ценностные регуляторы выступают как ориентиры, которые и определяют именно гуманистически ответственную детерминанту современной науки. В результате, когда гуманизм тесно переплетен с проблемами инновационного порядка, то, находясь в диалектическом взаимодействии, они могут выполнять функцию, которая обуславливает качественную определенность современного этапа развития и науки и общества в целом.

В своих действиях люди всегда ориентируются на свои знания, убеждения, на свои принципы и сложившиеся внешние факторы. Современный мир в аспекте информационно-коммуникативных технологий, делает возможным открыто, мгновенно, донести до любой точки планеты свое понимание научного открытия, таким образом выразить ответственность и нравственность «человека знающего», от личностной ценности и действий которого может зависеть наше будущее. Вот почему так особенно важна активная личностная ответственность ученого, его гуманистическая ориентация. Как отметил В.А. Кувакин, гуманизм – это технологии защиты личности и общества. Это инструмент высвобождения и прорыва к подлинности и достойной жизни. Это оружие той антропологической революции, которую сознательный и уважающий себя человек совершает в своей жизни не один и не два раза (4).

Как было сказано выше инновационная деятельность характеризуется малой прогнозируемостью и малой предсказуемостью полученных результатов, и как следствие непредсказуемостью эффектов внедрения. Так идеи трансгуманизма подразумевают активное использование технологических достижений для качественного улучшения физических и умственных возможностей человека. Эти понятия включают и избавление от болезней, и отсрочку старости (в том числе бессмертие), и обретение несвойственных человеческому телу способностей. Иными словами, используя научные наработки в таких отраслях, как генная инженерия, робототехника, биотехнологии и многие другие. Считают, что использование научно-технических достижений помогут преодолеть те ограничения, которые перед человечеством ставит физическое тело.

Стоит отметить, что идеи трансгуманистов становятся не только теорией, но и реалиями современного мира. Так многие ученые возлагают сегодня большие надежды на нанотехнологии. Если ранее о соединении человека с миникомпьютером, о людях-киборгах могли только фантазировать, то сегодня ученые предлагают различные и реальные варианты такого симбиоза. Так, в 2016 году впервые удалось c помощью вживленного микрочипа в мозг человека c травмой позвоночника восстановить движение конечности. Пациент имел сломанную шею и мог двигать только плечами и немного одним локтем. В результате функциональной МРТ удалось установить, что участки моторной коры активируются тогда, когда пациент пытался повторить движения верхних конечностей. В эти участки были имплантированы микрочипы, которые могут уловить сигнал нейронной активности, когда данный пациент хочет двигать рукой. Сигнал от микрочипа направляется в компьютер, который отсылает сигналы в специальный браслет на руке пациента. Браслет уже передает сигнал o движении. В результате, пациент может выполнять достаточно сложные движения руки, пальцев и может поднять стакан воды или играть на компьютерной модели гитары. Британская исследовательская фирма разрабатывает электронные пилюли со встроенным микропроцессором, который может отправлять сообщения врачу непосредственно из тела. Эти миниатюрные устройства передают врачу «внутреннюю информацию», которая позволяет врачу убедиться, что пациент правильно используете прописанные им медикаменты и они дают именно тот эффект, который необходим. Smart Dust – это миниаюрный компьютер, размер которого соизмерим c размерами песчинки. Ученые полагают, что если «загрузить» в человеческий организм множество таких компьютеров и научиться выстраивать их в специальную матрицу, можно влиять на те или иные процессы в человеческом организме. Исследователи из компании BrainGate в результате долгих экспериментов пришли к выводу, что сигналы нейронов головного мозга можно в реальном времени декодировать компьютером и использовать для управления различными девайсами. Данное открытие, по сути, означает, что можно разработать девайс или технологию, c помощью которых человек сможет пользоваться интернетом, просто подумав об этом. По прогнозам Intel, практическое использование интерфейса компьютер-мозг человека может начаться в 2021 году. [6].

 Однако стоит отметить, что компьютерное дорегулирование человеческого тела имеет своей целью не только гуманистическую практику, но и стремление к созданию сверхчеловека, что, является чрезвычайно опасным. Как заметил А. П. Назаретяна: «Кто возьмется предсказать, до какой поры разумный субъект, целенаправленно формирующий собственное тело, сохранит совокупность свойств, составляющих человеческое качество?» [5 с. 78].

Исходя из выше сказанного, отметим, что гуманизм в парадигме инновационной деятельности должен стать императивом на современном этапе развития как науки, так и общества в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Башляр Г. Новый рационализм // М.: Прогресс, 1987. 376 с.
  2. Киселев, А.И. Экология человека и гуманизм: дис. … док. филос. наук: 09.00.11 // М., 2006. 435 с.
  3. Князева, Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем // М.: Наука, 1994. 229 с.
  4. Кувакин В.А. Не человек для гуманизма, а гуманизм для человека // Здравый смысл. 2012. №1 [Электронный ресурс] http://razumru.ru/humanism/journal2/61_62/kuvakin1.htm ([17. 08. 2022)
  5. Назаретян А.П. В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма // Общественные науки и современность. 1991. №6. С. 74-79.
  6. Решетникова Б.А. Имплантируемые технологии // Студенческий научный форум. [Электронный ресурс] https://scienceforum.ru/2020/article/2018018262 (21.09. 2022)
  7. Фролов, И.Т. Прогресс науки и будущее человека // М., 1975. 222 с.
  8. Энгельгардт, В.А. Наука, техника, гуманизм // Вопросы философии. 1980. №7. С. 84-93.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Лагерева О.Н. ГУМАНИЗМ В ПАРАДИГМЕ, КАК НЕОБХОДИМАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ // Вестник науки №7 (64) том 1. С. 214 - 222. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9447 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9447



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.