'
Самсонова Д.Е.
СУДЬБА ЕМЕШ В ТРИЛОГИИ ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ *
Аннотация:
значение многогранного творчества народной писательницы Башкортостана, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева Зайнаб Абдулловны Биишевой в духовной культуре башкирского народа неоценимо. Начиная с 30-х годов до последних дней своей долгой жизни, Зайнаб Биишева плодотворно работала в самых разных жанрах: ею созданы рассказы и повести, литературные сказки и драмы, стихи и драматические поэмы, хикаяты и романы. Трилогия «К свету» («История одной жизни»), переведенная на русский язык, стала символом мощи эпического таланта башкирского народа, обогащенного духовным и социально-нравственным опытом двадцатого века
Ключевые слова:
трилогия, писатель, образ Емеш, башкирский народ, родственные отношения, внутренний мир, пробуждение
УДК 82
Самсонова Д.Е.
студент 2-го курса специальности информационные системы и среды
Благовещенский многопрофильный профессиональный колледж
(г. Благовещенск РБ, Россия)
СУДЬБА ЕМЕШ В ТРИЛОГИИ ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ
Аннотация: значение многогранного творчества народной писательницы Башкортостана, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева Зайнаб Абдулловны Биишевой в духовной культуре башкирского народа неоценимо. Начиная с 30-х годов до последних дней своей долгой жизни, Зайнаб Биишева плодотворно работала в самых разных жанрах: ею созданы рассказы и повести, литературные сказки и драмы, стихи и драматические поэмы, хикаяты и романы. Трилогия «К свету» («История одной жизни»), переведенная на русский язык, стала символом мощи эпического таланта башкирского народа, обогащенного духовным и социально-нравственным опытом двадцатого века.
Ключевые слова: трилогия, писатель, образ Емеш, башкирский народ, родственные отношения, внутренний мир, пробуждение.
В 1956 – 1959 годах писатель работает над романом «Униженные». Произведение вызвало большой резонанс среди широкого круга читателей и стало настольной книгой современников. Многочисленные благодарные письма и обращения читателей с пожеланием увидеть в скором будущем продолжение произведения, безусловно, стали стимулом для создания следующих двух романов: «У Большого Ика» и «Емеш». [5]
Трилогия, бесспорно, новаторское явление в башкирской романистике. Оригинальность заключена в идейно-творческой концепции произведения. Писатель создает роман о народной жизни, в настоящем смысле этого слова. Зайнаб Биишева находит новую романную концепцию: показать духовно-нравственную эволюцию народа в первые три десятилетия двадцатого столетия. Ареной действия становится повседневный быт народа. Осмысливается путь народа от униженности, страданий к пробуждению [1].
Своей трилогией Зайнаб Биишева успешно доказала одну неоспоримую истину: жизнь трудящегося народа и таких его простых представителей, как Емеш, достойна быть объектом художественной литературы.
Главная тема – это «эволюция роста человека, история рождения, подъема и формирования молодого поколения». В этом отношении особенно характерен образ Емеш, входившей в трилогию маленькой девочкой и вставшей со временем в ряды борцом.
Из воспоминаний бабки Суакай о Емеш: «Росла девочка на удивление быстро, как в сказке. В три месяца игрушки в руки брала. В четыре сама садилась. Бывало, посадишь ее на урындык и любуешься, как она игрушку из рук в руки перекладывает, как понимающе смотрит на тебя… В семь месяцев пошла, а в годик все слова говорила и даже пререкаться умела…» [3, с. 37].
Емеш пыталась постичь умом смысл жизни, бытия и деяния людей, неведомой силой вызываемых на свет и настигаемых нелепой и безжалостной смертью. Однако это кончалось тем, что ее охватывало недоумение от кажущейся бессмысленности заведенного кем-то странного порядка. [4]
Воспитанная на произведениях народного творчества, Емеш любит природу, тонко чувствует слово, красоту народной музыки. Став студенткой, она с головой уходит в занятия, ее увлекают лекции, общественная работа, чтение книг, собственное творчество.
У башкирского народа есть поговорка «У кого есть родня – тот сильнее». Протяжение руки помощи своим родным в исключительно трудных ситуациях башкиры также считали обязательным. Помогая друг другу, они старались помочь и другим, это давало им надежду на лучшее будущее, на новую жизнь в ауле. И потому Емеш становилась все увереннее в себе, любимой своим окружением и близкими. В мыслях Емеш отражен мир новой женщины с ее жаждой деятельности. Большое влияние на формирование внутреннего мира Емеш оказало и общение с бабушкой Суакай, у которой на все случаи жизни имелась пословица, несущая в себе глубокий смысл и значение. [1]
Образ Емеш – это образ женщины яркой, запоминающейся. Много испытаний выпало на долю Емеш: смерть матери, жизнь в доме жестокой мачехи, гибель отца и старшей сестры Янеш. Но она проявляет непокорность ударам судьбы, жизнестойкость. Без сомнений Емеш является знаковым носителем творчества З. А. Биишевой. Емеш не стала озлобленной на мир, на свое окружение, а стала только увереннее в своих убеждениях и поступках. Время не стоит на месте, все течет, все меняется, но жизненные ценности такие, как доброта, любовь, милосердие, спасали и спасут мир.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 1
Ссылка для цитирования:
Самсонова Д.Е. СУДЬБА ЕМЕШ В ТРИЛОГИИ ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ // Вестник науки №7 (64) том 1. С. 124 - 127. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9431 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*