'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 1
  4. Научная статья № 15

Просмотры  275 просмотров

Зубкова В.В.

  


ПОНЯТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ *

  


Аннотация:
данная научная статья глубоко анализирует основные понятия детской одаренности с точки зрения психологии педагогики. Рассматриваются различные мнения ученых XX и XXI века   

Ключевые слова:
одаренность, дети, психология, педагогика   


УДК 159.923.38

Зубкова В.В.

студентка бакалавриата 4-го курса

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

(г. Белгород, Россия)

 

ПОНЯТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В ИСТОРИИ

РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

 

Аннотация: данная научная статья глубоко анализирует основные понятия детской одаренности с точки зрения психологии педагогики. Рассматриваются различные мнения ученых XX и XXI века.

 

Ключевые слова: одаренность, дети, психология, педагогика.

 

Изучением данной проблемы занимались многие зарубежные и отечественные ученые. Причем, это никак не зависит напрямую от века, эпохи, в которой проживает молодое поколение.

Лев Семенович Выготский в основном изучал проблему «трудных» подростков, однако, в своей классификации он упоминает одаренных детей. По мнению ученого одаренность детей – это способность к творчеству, которая передается ребенку исключительно по наследству (генетически) [1, с. 5-27].

 Важно отметить, что, исходя из учения Выготского, дети достигают самого высокого уровня своих способностей только в условиях именно развивающего обучения, где опора идет на зону ближайшего развития. Данный термин ввел сам Лев Семенович Выготский.

«Зона ближайшего развития – это расхождение между уровнем актуального развития (определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития, который учащийся может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками)» [1, с. 5-27].

А вот, например, в концепции Б.М. Теплова основными понятием являются задатки, способности и одаренность. Задатки – особенности нервной системы. Они являются важнейшей составляющей при формировании способностей ребенка. Способности же развиваются в сенситивный период, и очень важно не упустить момент, потому что потом уже способности либо трудно будет развить, либо же это не получится вовсе. Теплов отмечает также то, что способности будут формироваться у ребенка не при любой деятельности, а лишь тогда, когда это вызывает исключительно положительные эмоции.

Одаренность – это уже совокупность способностей, которые необходимы человеку для достижения высшей точки успеха в какой-либо сфере.

Очень интересно и то, что ученые разделяет два понятия «врожденные» задатки и «наследственные» задатки. По его мнению, это две абсолютно разные вещи.

Следующий исследователь, с чьей концепцией также хотелось бы познакомиться – Лейтес Н.С. [3, с.7-14] Он довольно подробно изучал данную проблему. По его мнению, одаренными можно считать тех детей, которые выделяются яркими, выдающимися способностями, либо же имеют большой потенциал в определённой деятельности. Однако, в своих размышлениях ученый говорит о том, что одаренность среди детей может быть лишь временной. Это когда ребенок опережает сверстников по умственным способностям, но лишь в течение определённого промежутка времени, а потом он теряет свой статус и становится такой же, как остальные. Поэтому определение «одаренность» уместно лишь в том случае, когда есть уверенность в том, что такой ребенок не остановится на этом этапе и станет в будущем одаренным взрослым.

Великий педагог Я. Коменский проявил свой интерес к изучению проблемы одаренности детей. В «Великой дидактике» он говорит о том, что от природы в человеке с рождения заложены свои естественные данные [2, с.164-392]. А одаренность, по мнению ученого, является неким отклонением от нормального развития ребенка.  Ян Амос Коменский выделяют значимую мысль о том, что есть средний уровень развития, на который стоит ориентироваться при выявлении отклонений. Каждый ребенок в различной мере наделен определенными способностями и талантами. И, наверно, это одна из правильных мыслей, поскольку каждый человек разный, нас всех можно назвать одаренными в той или иной мере.

Усманова С.Р. в своей работе [4, с. 45-49] говорит о том, что в современной образовательной системе особую значимость приобретает обучение именно одаренных детей. Однако, главной задачей здесь является создания хорошей рабочей силы, которая будет хорошим капиталом для государства. То есть, сейчас обращают внимание именно на умных детей, потому что потом они будут работать на свою страну. А вот те, кто слабее, государству нужны меньше, потому что особой ценности не представляют. Усманова выделяет, что одним из главных факторов положительного развития одаренного ребенка является классный руководитель. И вся исследовательская работа основывается именно на этом. В данном труде хорошо изложены основные методы обучения и воспитания детей со способностями именно в современном мире с новыми технологиями. Это очень полезно для будущих педагогов, поскольку учения прошлого века являются в большей степени устаревшими и не принесут уже большой пользы в работе с детьми нашего столетия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2018. - 304 c.
  2. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. - М.: «Просвещение» 1955, с. 164 -392 .
  3. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы. / Н.С. Лейтес; - М. : Просвещение, 1984. - 179 с.
  4. Усманова, С. А. О системе работы классного руководителя с одаренными и талантливыми детьми / С. А. Усманова // Воспитание школьников. - 2015. - № 3. - С. 45-49.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Зубкова В.В. ПОНЯТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ // Вестник науки №7 (64) том 1. С. 107 - 110. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9427 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9427



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.