'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 1
  4. Научная статья № 13

Просмотры  98 просмотров

Жерготов Н.Н.

  


РОДОВОЕ УСТРОЙСТВО ТЫАРАСИНСКОГО НАСЛЕГА БАТУРУССКОГО УЛУСА ЯКУТИИ ПО МАТЕРИАЛАМ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1897 ГОДА *

  


Аннотация:
в статье предприняты попытки описать родовой состав одного из старейших наслегов Якутии – Тыарасинского наслега Батурусского улуса (ныне Таттинского улуса). Впервые рассматривается территориальное расселение, основные представители родов, особенности, характерные для данного района проживания якутов и их этносоциальная составляющая   

Ключевые слова:
всероссийская перепись населения 1897 года, Тыарасинский наслег, род, ага-уус, Батурусский улус, якуты   


УДК 39 (574)

Жерготов Н.Н.

магистрант 1 курса

Северо-Восточный федеральный университет им.М.К. Аммосова

(г. Якутск, Россия)

 

РОДОВОЕ УСТРОЙСТВО ТЫАРАСИНСКОГО НАСЛЕГА

БАТУРУССКОГО УЛУСА ЯКУТИИ ПО МАТЕРИАЛАМ

ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1897 ГОДА

 

Аннотация: в статье предприняты попытки описать родовой состав одного из старейших наслегов Якутии – Тыарасинского наслега Батурусского улуса (ныне Таттинского улуса). Впервые рассматривается территориальное расселение, основные представители родов, особенности, характерные для данного района проживания якутов и их этносоциальная составляющая.

 

Ключевые слова: всероссийская перепись населения 1897 года, Тыарасинский наслег, род, ага-уус, Батурусский улус, якуты.

 

 Первая Всероссийская перепись населения 1897 года (далее – ПВПН 1897 года) являлась одним из крупнейших социально-экономических мероприятий XIX века. Главным инициатором переписи был знаменитый государственный деятель и путешественник – исследователь Петр Петрович Семенов, наиболее известный под двойной фамилией Семенов-Тян-Шянский. Исследованием переписи занимались с тех пор, как данные были опубликованы. Поэтому, как в общероссийском, так и в региональном плане, историография достаточно полная. ПВПН 1897 года является важным историческим источником для генеалогических, социально-экономических и историко-культурных исследований. Аналогов по полноте и охвату данных в истории Российской империи нет [5, с.3].

 Батурусский улус в конце XIX века переживал свой непростой период. Это был самый густо населенный улус не только в Якутском округе, но и по всей Якутской области.[7, с.659] Население его проживало в основном по течению рек Амга и Таатта. Сегодня, Амгинский, Таттинский и Чурапчинский улусы Республики Саха (Якутия) составляют бывший Батурусский улус. Основной вид деятельности улуса – скотоводство и коневодство, в среднем течении Амги распологались пашни сельскохозяйственных культур. Если рассмотреть карту Якутского округа 1895 года, созданной перед переписью, можно заметить, что большинство батурусских наслегов имеют доступ как к бассейну Таатты, так и к амгинским долинам, как бы полосой растягиваясь на юго-восток.Такое территориальное устройство было обусловлено прежде всего разведением лошадей и крупного рогатого скота в больших количествах. Это позволяло в особо голодные годы иметь возможность мобильно перевести крупные хозяйства на плодородные долины и дать восстановиться растительности и алаасам. Большинство населения в улусе – якуты. В нем числилось 15 233 человека обеих полов при 107 родах, 31 наслегов.

 В Тыарасинском наслеге перепись вели Алексей Аммосов, Григорий Турнин, Василий Бургаев и Василий Кулаковский по Амгинской стороне. Больше всего материалов переписали Алексей Аммосов и Василий Бургаев. Родовой состав был следующий: Бегёсский (Бөҕөс), Негмяситский (Нэҥмэһит), Джелликский (Дьэллик) и Лебейский (Лэбиэ) роды. Всё население было разделено на эти роды, вне родов никто не числился. Например, ссыльный поляк Иван Юзефович Рудницкий был приписан в местности Олгуй к Лебейскому роду. Такие особенности мы рассмотрим ниже.

 Само понятие якутского рода является достаточно сложным и неоднозначным. В этом плане якутский род состоял из лиц, проживающих в самых разных местах и имеющих разное социальное положение. Даже происхождение от одного предка не всегда было критерием принадлежности к определенному роду. Так, поселившиеся в 1837 году в Тыарасинском наслеге семейство Собакиных, которые ранее проживали во 2-м Мельжахсинском наслеге Мегинского улуса, к концу XIX века состояло из десятков семей, которые проживали в разных местностях и принадлежали к разным родам. В пределах одной местности, могли проживать несколько людей принадлежащих к разным родам. Такое положение наталкивает на определенные сложности в понимании сущности и природы позднейших якутских родов.

 Якутские понятия «ага-уус» (отцовский род) и «ийэ-уус» (материнский род) по своей структуре в переписных и учетных документах не различались. Таким образом, документально у нас нет вообще понятий исторических «ага-уус» и «ийэ-уус». Они все объединены под унифицированным наименованием «род». В некоторых наслегах, например в Немюгюнском наслеге, роды делились на «племена», что по-видимому упрощало учетно-статистические мероприятия. По мнению доктора исторических наук, А.А. Борисова, якутские роды представляли собой патронимические общины.[2, с.36] Традиционно считается, что в Тыарасинском наслеге помимо четырех родов, существовавших к 1895 году, существовали и пресекшиеся роды Топпо, Түөйэ, Ньээнньик, Кыйыкаан [4, с.10] и др. которые, по-видимому, были поглощены или присоединены другими родами. Реальное их существование подтверждается лишь фольклорными данными. В определенной степени, в Тыарасинском наслеге нет привычных для других наслегов наименования родов по месту проживания их представителей (например Алаас, Куула, Таатта, Орто и т.д.).

 Рассмотрим роды Тыарасинского наслега по-отдельности. Бёгёсский род (Бөҕөс) по легенде происходит от двух братьев-близнецов Илгиэлэ и Ингэрчэ. По легенде, те отличались особой силой, могли легко приподнимать оклады амбаров и крышу юрты-балагана, связывали между собой зрелые лиственницы, утаскивали скот и лошадей на руках. Их сила и неуправляемость стали причинами их убийства своими же сородичами во время специально устроенного для этого ысыаха. Сейчас местность, где они якобы жили называется Бөҕө Өтөҕө (развалины силача). Вполне возможно, что они оставили потомков, которые позднее начали обозначаться как Бегёсский род. К Бегёсскому роду принадлежали часть вышеупомянутых Собакиных, которые проживали в местностях Арангас*, Кердюгеннях, Кыыллаах Бёлёгёю, Куйбада, Захаровы по речке Таатта, Бургаевы (Оюн-Кюёля, Тойон-Уята), Сунхалыровы (Джужалаах), Слепцовы (Муркуллу, Ён-Кюёль), Дуракиновы (Туях-Кюёль), Моржотовы (Оруктах-Чаранг), Эльбядовы (Иччилях-Ётёх), Жерготовы (Былыдыя и Ньяххалах), Кангаласовы (Тылбыяхтах), Эртюковы (Дён-Ётёгё) и др. В разное время старостами родов были представители Бургаевых, Жерготовых, Эртюковых. Если рассмотреть территорию их расселения, то можно с уверенностью сказать, что это восточная часть наслега, с небольшими заходами по западную часть от оз. Кыйы и восточные алаасы по долине р. Дьиэбэгэнэ. Помимо этого, вперемешку с представителями Бегёсского рода, живут самые разные люди, даже из других наслегов, но ядром их расселения, несомненно, является восточная часть от оз. Кыйы до восточной границы наслега.

 Негмяситский род (в якутских вариациях – Нэҥмэһит, Нэммэһит, Нэммэ) ведет свое происхождение от разрозненных родов, которые произошли видимо от неустановленного предка по имени Нэммэсит. Сложность происхождения этого рода объясняется также наличием в наслеге местности «Нэммэ», что наталкивает на мысль, что название рода происходит от неё. Однако, как показывает практика, именно топоним, в большинстве случаев носит имя человека. Главной проблемой этого рода является и то, что в отличие от других, в фольклорных или архивных данных, ни основатель, ни сам род, не обозначены. К Негмяситскому роду принадлежали: Богдашкины (Харчимах), потомки Василия Собакина (Титиктях), Оконешниковы (Дёнь-Ётёгё на р. Түөйэ), Турнины, Федоровы (Таёхой, Кунхаи, Хаймарытта), Морозовы, Тойоновы (Дирин, Сасыр), Васильевы (Кунхаи), потомки Саввы Собакина (Инясялик), Соловьевы (Кулусуннах), Чоховы (Арылах, Соморсун), Белины (Соморсун), Хабпаровы, Лягушины (Тербяс), Игнатьевы - Сидоровы, Бестиновы, Хордогосовы, Николаевы (Марха Балы), Игнатьевы – Андреевичи, Мотаковы, Новгородовы (Балаганнах), Игнатьевы – Митрофановичи и Игнатьевы – Константиновичи (Иччилях-Ётёх), Бырчыгнановы (Оголор-Ёлбюттяря), Аммосовы (Хамначики, Хотонноох), Мухины, Сунхалыровы, Таппыровы, Лягушины, Спиридоновы (Хамначики), Исходя из положения местностей, с уверенностью можно сказать, что земли рода лежали в западной части наслега, это среднее течение р. Түөйэ с алаасами, вплоть до границы с современным Болтогинским наслегом. Южная окраина это оз. Хамначыкы (Халымчыкы), что практически граница современных Таттинских и Чурапчинских улусов в среднем течении р. Таатта. Данный род возглавляли представители рода Турниных, Аммосовых и Игнатьевых, ветвь рода, более известная как Игнатьевы – Сидоровы. В некоторых источниках род неправильно указан как «Нэгэмээчик».

 Следующий род, имеющий по фольклорным и архивным данным батулинское происхождение – Джелликский род (Дьэллик). По преданиям, он происходит от некоего Абаасылаах Джеллик. В архивных документах, данная историческая личность указана как Желик Тогураев – внук знаменитого батулинского князца Ногуя Денекаева. Дьэллик по преданиям, будучи представителем старшей ветви батулинских князей унаследовал огромные земельные владения в Жулейском и Тыарасинском наслеге. Однако его потомки впоследствии были испомещены в северных алаасах Тыарасинского наслега, наиболее крупных и плодородных из них и в среднем течении р. Южная Наммара. Ныне это граница Тыарасинского и Жулейского наслегов. Вплоть до 1920-х гг., наряду с названием Дьэллик, использовалось Абааһылаах. Среди представителей известны: Поповы (Арылах, Туора, Харчимах), Собакины – Васильевичи и Саввичи (Чынкыныр-Игя), Толстяковы (Убаса Кюрюётя, Нама), Турнины, Кысыловы (Тенгюргястях Наммара), Чиккя (Наммара Кёнюгя), Романовы (Юс-Булгуннях), Кутукалыровы (Оруктах-Чаранга), Монасытовы (Омурда Кярягя), Кашкины (Харбала), Моттуевы (Чуччагай, Улахан Харбала), Чехордуны (Улахан Харбала), Дуюковы (Улахан Харбала), Чемпины (Юлжю), Бучугасовы, Мегины (Баттыгастах), Яковлевы (Хаймырытта), Чохчонноновы (Оччугуй Сысы, Даркылах), Собакины, Поповы (Титиктях, Чичас) Лексякины (Хаймырытта, Кунхаи), Ноеноховы (Чярядяк), Собакины (Бе Бастах), Полушкины (Чортугаи, Жужалах), Догордуровы (Чортуган), Сатраттины (Оччугуй Сысы, Даркылах) и др. Большинство родов не происходят от самого Дьэллик, а являются ответвлениями его родственников, в том числе от шамана Кээрэкээн-Ойууна. Главами родов были представители традиционно младшей ветви - Поповы и Бучугасовы, которые совместно с Толстяковыми владели крупнейшими алаасами наслега. Поповы, а именно шесть его представителей, были главами (князцами) наслега и Батурусского улуса, среди которых Монкурдах Боллунов (Иван Попов), Яков Попов, Александр Попов – возглавляли в разное время Батурусский улус с конца XVIII – до второй четверти XIX вв.

 Последний род – Лебейский (Лэбиэ) – потомки легендарного Лэбиэ (в архивных документах Лебе Кумасин или Лебе Булгаков). Именно Лэбиэ по мнению исследователей, является потомком Тыарасы – чье имя на протяжении пяти веков носит наслег. В некоторых источниках, Лэбиэ – внук или правнук основателя наслега. В документальном очерке Ф.Ф. Захарова – Лэбиэ указан как внук Булдака (Аан Чаачай), тогда как в издании А.М. Апросимова – как сын.[1, с.34] Так или иначе, Лэбиэ, возможно принадлежал к крупному монголоязычному (батулинскому) компоненту, но по каким-то причинам, отделившихся ранее классического периода разделения батулинцев в XVI – XVII вв. Представителями рода были: Толстяковы (Бяттемелях, Тонгус-Аласа, Ат Торбостох), Кангаласовы, Давыдовы, Михайловы, Барбасытовы (Чортугаи), Можаеновы (Моссаеновы) (Булун-Кюёль), Белины (Ньулхан), Баппадовы (Чаллан), Огонеровы (Сатагай), Мордовские (Оголор-Ёлбюттяря), Еягасовы (Тонгус-Аласа), Черосовы (Марха-Баалы), Баисовы, Мохсоголовы (Ёлёрсюбют), Можурины (Нэлэгэр), Гурьевы (Ат Торбостох), Кыймины, Пашенаевы (Сэри-Кирбит), Керемясовы (Диринг Бёлёгёю), Моттуевы (Булгунняхтах), Рудницкие (Олгуй), Можаровы (Арангастах), Мухины (Соморсун), Сабарайкины (Бойбохон), Иннокентьевы (Хардалыма) и др. Расселение этого рода, говорит о том, что четких границ у него не было, представители живут в Амге, в алаасах, по речке Таатта, по речке Дьиэбэгэнэ. По-видимому, такое расселение “по всем местам”, указывает на древность рода. Однако, следует отметить, что переход из одного рода в другой, в пределах одного наслега, встречался повсеместно и соответственно места расселения не всегда были “родовыми”. Из более поздних источников, мы узнаем, что состоятельные люди Тыарасинского наслега, отнюдь не были “аристократией” своего времени, напротив, имея свыше 200 голов крупного рогатого скота, они могли жить в одном алаасе с людьми из другого рода и в материальном плане, менее обеспеченных. Например, семья известных богачей Давыдовых, проживали в своем доме в местности Чортугаи (ныне Дая-Амгинский наслег) и по-видимому на условиях некой арендной системы, предоставляли жилье людям, в т.ч. из других наслегов. Имея в доме на момент переписи четырех работников внутри домохозяйства, они могли содержать вокруг себя и другие семьи для ухода за многочисленным скотом. В то же время, здесь проживают отдельные домохозяйства в этом же урочище, которые экономически были независимы от них.

 Что касается краткой социальной составляющей, в наслеге проживало 562 мужчины и 602 женщины. Ссыльных было 5 человек (Рудницкий И.Ю., Смирнов Ф.И. , Кутузов И., Игнатьев Е. Очередин М.А.), первые два из них были грамотные, обзавелись семьями, третий-четвертый – неграмотные, жили на обеспечении жителей наслега, последний – трудился у Яковлевых батраком. Грамотой владели в большинстве своем молодежь 1870-1880-хх гг. рождения, такие как Мухин С.И., Турнин Г.Г., Аммосов А.Н., Жерготов П.С., Бургаев В.Н., Собакин С.А., Игнатьев Я.С. и др., среди них вышеуказанные ссыльные. Самое лучшее образование по тем временам в Якутском реальном училище получил Г.Г. Турнин – один из переписчиков. В некоторых случаях, в наслеге проживало до ста людей из других наслегов, преимущественно из жехсогонских, хатылинских, сасыльского, жулейского наслегов. Заезжих, жильцов, призреваемых, квартирантов, воспитанников, батраков (в советское время исправлено ручкой - работники), тещ, сирот и прочих категорий большое количество.

 Таким образом, ПВПН дает яркую характеристику социальной структуры, в том числе родовой, где вырисовывается целостная картина нескольких пунктов исследования: расселения, социального состава, положения и т.д. Такое положение в родовом устройстве Тыарасинского наслега, сохранится вплоть до 1920-х гг. и окончательно перестанет использоваться в официальном документообороте и в повседневной жизни населения. Вместо них, частично на их основе, были созданы первые коллективные хозяйства Тыарасинского наслега.

 

* - сохранена оригинальная запись местностей из Всероссийской переписи населения 1897 года

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Апросимов А. М., Саха улуустарын нэһилиэктэринэн төрүччүтэ - Дьокуускай: Бичик, 2015
  2. Борисов А.А. Социальная история якутов в позднее Средневековье и Новое время : (опыт комплексного исследования) / А. А. Борисов ; отв. ред. д.ист.н. В. Н. Иванов ; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т гуманитар. исслед. и проблем малочисл. народов Севера. - Новосибирск : Наука, 2010. - 269, [3] с.
  3. Захаров Ф.Ф. Боотурускай улуус сахаларын төрүт уустара. НИК «Сахаполиграфиздат». Чурапчы. 1993
  4. Кладкин С.Ф. Уруу улуулара Алаас аарымалара :/. - Ытык-Күөл : "Таатта" хаһыат редакцията, 2011.
  5. Курчатова Т.Т. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. в Якутской области: Историко-демографический аспект. Дис…канд.ист.наук. Якутск, 2002
  6. Курчатова Т.Т. Материалы переписей населения в Якутской области (конец XIX – начало ХХ вв.) как исторический источник. Теория и практика общественного развития. 2015. №3.
  7. Серошевский В.Л..Якуты : опыт этнографического исследования / В. Л. Серошевский .- 2-е изд. - Москва : [б. и.], 1993. - 713 с.
  8. Тыараһа : [нэһилиэк былыргытын, аныгытын, дьонун-сэргэтин, сирин-уотун туһунан кэпсиир кинигэ / хомуйан оҥордо Е.П. Чехордуна ; редкол.: В.А. Николаев уо.д.а]. - Дьокуускай : Бичик, 2000. - 176 с. : фот. ; 27 см. см. - (Түөлбэ).
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Жерготов Н.Н. РОДОВОЕ УСТРОЙСТВО ТЫАРАСИНСКОГО НАСЛЕГА БАТУРУССКОГО УЛУСА ЯКУТИИ ПО МАТЕРИАЛАМ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1897 ГОДА // Вестник науки №7 (64) том 1. С. 93 - 101. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9425 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9425



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.