'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 1
  4. Научная статья № 10

Просмотры  35 просмотров

Рожкова А.А., Кебадзе О.Г.

  


ИДЕНТИФИКАЦИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАМЕР, РАБОТАЮЩИХ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается возможность идентификации водителя транспортного средства с применением технических средств автоматической фотовидеофиксации. Также проводится анализ направления развития использования специальных технических средств для данной цели   

Ключевые слова:
закон, специальные технические средства, автоматический режим, водитель транспортного средства, безопасность дорожного движения   


УДК 342.951

Рожкова А.А.

студентка 3-го курса по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
Академия гражданской защиты МЧС России
(г. Москва, Россия)

Научный руководитель:

Кебадзе О.Г.
старший преподаватель кафедры (юридических дисциплин)

Академия гражданской защиты МЧС России
(г. Москва, Россия)

 

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАМЕР, РАБОТАЮЩИХ

В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ

СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

Аннотация: в статье рассматривается возможность идентификации водителя транспортного средства с применением технических средств автоматической фотовидеофиксации. Также проводится анализ направления развития использования специальных технических средств для данной цели.

 

Ключевые слова: закон, специальные технические средства, автоматический режим, водитель транспортного средства, безопасность дорожного движения.

 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что огромный поток автомобилей на дорогах не сопоставим с количеством инспекторов, которые могут предупредить и зафиксировать правонарушения. Зачастую нарушения фиксируются специальными техническими средствами, в том числе камерами, расположенными на автомобильных дорогах, однако на сегодняшний день, нарушение зафиксированное камерой, автоматически направляет постановление о совершении административного правонарушения собственнику и к ответственности привлекают владельца (собственника) транспортного средства (здесь и далее – ТС), хотя не всегда именно он в момент совершения правонарушения находится за рулём. Многие нарушители закона, зная это, не соблюдают Правила дорожного движения и избегают ответственности.

Одним из способов предупреждения нарушений Правил дорожного движения (далее по тексту ПДД) [1] является установка дорожных камер, работающих в автоматическом режиме. Такие камеры оснащены различными датчиками. Например, камеры для определения превышения скорости обычно используют радар или лазерный пучок, который измеряет скорость транспортного средства. Камеры для определения пересечения двойной непрерывной линии разметки могут использовать технологию распознавания номерных знаков.

Постановление Пленума Верховного суда от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [2] подчёркивает, что автоматический режим – это работа соответствующего технического средства без необходимости какого-либо непосредственного воздействия на него человека. Средство, работающее в автоматическом режиме в зоне обзора, осуществляет фиксацию всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено. Фиксация происходит независимо от усмотрения и желания того или иного лица. Таким образом, использование камер, работающих в автоматическом режиме, помогает повысить эффективность предупреждения и борьбы с нарушениями ПДД, а при развитии технологий и усовершенствовании нормативно-правовой базы такие технические средства будут способствовать созданию наиболее действенной системы предупреждения нарушения ПДД.

В любом случае, основная цель использования камер, работающих в автоматическом режиме – предупредить нарушение ПДД и снизить количество дорожно-транспортных происшествий.

При анализе действующего законодательства, можно заметить, что не любое зафиксированное правонарушение в области дорожного движения будет одинаковым по значимости и последствиям для водителя транспортного средства. Так, примечание статьи 264.2 Уголовного Кодекса Российской Федерации [3], поясняет, что на случаи фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами не распространяется действие данной статьи. То есть если водитель неоднократно нарушает нормы КоАП РФ [4], но эти нарушения зафиксированы камерой, а не сотрудником ГИБДД, он будет нести административную ответственность. Но, если это же нарушение зафиксирует инспектор ДПС ГИБДД, то ответственность будет уже уголовная.

Ответственность за нарушение ПДД и, соответственно, оплата штрафа, лежит на собственнике автомобиля, так как постановление о нарушении приходят на его имя и адрес. Если же транспортным средством управляет не владелец ТС (собственник), а иной водитель, то он может нарушать нормы действующего законодательства, а ответственность при этом будет лежать на собственнике.

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»[5] закрепляет основные принципы безопасности дорожного движения, такие как: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Для того, чтобы данные принципы были реализованы важно использовать различные методы и средства, в том числе для фиксации правонарушений на дорогах. Камеры, наряду с распознаванием регистрационного номера автомобиля, должны идентифицировать водителя, чтобы в дальнейшем была возможность признать виновным то лицо, которое в момент совершения правонарушения управляло транспортным средством. Практика показывает, что суды привлекают к ответственности именно собственников автомобиля [6].

В Российской газете от 19.02.2021 года была опубликована статья Михаила Фалалеева «МВД разрабатывает систему распознавания людей по татуировкам и движению тела. Генерал-лейтенант полиции Юрий Жданов – о том, чего можно ждать от развития видеоконтроля на улицах» [7]. Михаил Фалалеев отмечает, что число видеокамер на улицах, расположенных в местах наибольшего скопления людей, в последнее время увеличилось. По его словам, многие из них уже оборудованы системами распознавания лиц. Кроме того, он утверждает, что система, которая на данный момент находится в активной разработке, способна за пятьдесят метров идентифицировать человека по походке. В интервью «Российской газете» президент российской секции Международной полицейской ассоциации (МПА) генерал-лейтенант, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России Юрий Жданов выразил своё мнение на этот счёт. Он понимает, что возможности технологий беспредельны в настоящее время. Сегодня алгоритмы искусственного интеллекта могут распознавать лицо, даже в том случае, если человек использует маскировку – очки, усы, бороду, медицинскую маску и даже, если он находится в мотоциклетном шлеме. МВД России уже разрабатывает систему распознавания людей по радужной оболочке глаз, по голосу, по движению тела, по татуировкам. Эти методы более эффективны и помогают более точно идентифицировать человека, даже при использовании маскировки. Однако, возможности и проблемы использования таких технологий всё еще находятся под вопросом и требуют дальнейших исследований и обсуждений.

На сегодняшний день уже существуют средства, которые могут распознавать личность. Так, например, современные телефоны имеют функции, которые позволяют распознавать лицо владельца и автоматически разблокировать телефон, система Умного дома при помощи искусственного интеллекта распознает хозяина, большинство современных подъездов жилых домов уже оборудованы камерами данного вида.

Начиная с 2020 года Московский метрополитен оснащен системой автоматического распознавания лиц «Сфера» [8]. Данная система предназначена для розыска преступников и пропавших без вести. Камеры системы безопасности «Сфера» можно встретить при входе и выходе на станциях, на платформах и в вагонах поезда.

Департамент транспорта Москвы сообщает, что система распознавания лиц в самом начале ее использования в московском метро с сентября 2020 по декабрь 2020 года позволила обнаружить 6012 человек, подозреваемых в совершении преступлений. Также с 2020 года система видеоаналитики «Сфера» помогла найти в метро 954 человека, пропавших без вести. Среди них 199 детей.

Подтверждением реальности наших предложений является факт установки многофункционального комплекса фото-видеофиксации нарушений ПДД и правил остановки/стоянки ТС – «Стрелка-360С» [9]. Полностью автоматическая и автономная работа комплекса «Стрелка 360С» исключает прямое воздействие человеческого фактора. Комплексы установлены в начале 2022 года и являются современными приборами глобального наблюдения за трафиком. Основное отличие «Стрелка 360С» от обычных камер контроля за скоростным режимом – это угол обзора. Новые комплексы «Стрелка-360С» имеют купольную поворотную головку, которая обеспечивает круговой обзор. Система искусственного интеллекта действует на основе нейросетей.

Такие камеры появились на МКАД в рамках нового проекта московского Центра организации дорожного движения (ЦОДД) под названием «Организация работы системы интеллектуального видеонаблюдения». Главная задачей этой системы является сделать дороги безопаснее.

Такая техника уже способна вполне качественно различать лица. Как сказал глава «Астралаба», компании, которая разрабатывает программное обеспечение для камер ГИБДД и ЦОДД: «Как мы видим на своих камерах, сейчас лица вполне распознаваемы. А значит аппаратуре можно добавить модуль распознавания лиц»

Говоря о камерах, способных фиксировать нарушения ПДД, нельзя не упомянуть об уже имеющейся у таких камер негласной функции съемки и автоматической проверке по полицейским базам лиц водителя и переднего пассажира. Видеокамеры, установленные в общественном транспорте, непрерывно сканируют лица пассажиров в поисках разыскиваемых спецслужбами граждан. Следовательно, организовать постоянный «фейсконтроль» для передвигающихся на автомобиле – это следующий логичный шаг в направлении развития предупреждения правонарушений на дорогах.

Такие камеры уже умеют распознавать лица, но пока отсутствует необходимое правовое регулирование, нельзя в полной мере говорить о возможности применения такого способа. Возникает логичный вопрос, почему методы, позволяющие распознавать личность, не применяются для идентификации водителя транспортного средства, но успешно используются для розыска людей в метрополитене?

Основываясь на этих данных, можно сделать вывод, что фиксация правонарушения на дороге, возможна не только по регистрационному номеру, как факт, что именно на данном автомобиле оно было совершено, но и распознать, кто управлял транспортным средством в тот момент. Это обеспечить возможность привлечения к ответственности именно виновное лицо.

Принцип работы камер с идентификацией личности будет основан на фиксации водителя камерой, а за само распознавание человека будет отвечать нейросеть. Данные будут отправляться на сервер, где они будут сверяться с данными людей, занесенных в базу, а именно: должников, разыскиваемых преступников и лиц, пропавших без вести. Позже можно будет перейти к системе, когда все водители при получении водительского удостоверения будут заноситься в данную базу. Следовательно, круг лиц для распознавания личности расширится, и будет реализован принцип неотвратимости наказания за совершаемые правонарушения.

Для того, чтобы идентификация водителей транспортных средств была возможной, необходимо внести дополнения и изменения в нормативно-правовую базу. Проведенный анализ существующего законодательства в области применения специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, позволил нам сделать ряд выводов. На сегодняшний день средства фиксации определены не только нормами КоАП РФ и УК РФ, но и другими законами и подзаконными актами.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указывает, что собственник транспортного средства освобождается от административной ответственности при условии, что в ходе рассмотрения его обращения будут подтверждены данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица. Собственник обязан представить доказательства своей невиновности.

Приказ МВД России от 23.08.2017 N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» [10] устанавливает порядок применения технических средств для надзора за дорожным движением.

ГОСТ Р 57145-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения» [11] устанавливает перечень специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, предназначенных для контроля за дорожным движением.

При анализе вышеперечисленных нормативно-правовых актов мы пришли к выводу, что использование специальных технических средств предназначено для предупреждения нарушений в области дорожного движения и выявлению только административных правонарушений. При повторном нарушении ПДД, в случае фиксации такого нарушения дорожной камерой, собственник транспортного средства будет привлечен только к административной ответственности. УК РФ же указывает на возможность ужесточения ответственности не иначе как в случаях, когда такое нарушение зафиксировано сотрудником ГИБДД МВД России. Также в законодательстве нет указаний на то, что водитель транспортного средства может быть идентифицирован специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, однако, как показывает практика, использование таких камер возможно и благотворно влияет на предупреждение совершения правонарушений. Для того, чтобы идентификация водителя автомобиля была возможной и не противоречила действующему законодательству, необходимо закрепить возможность обработки биометрических персональных данных без согласия личности в случаях фиксации этих данных специальными техническими средствами, а именно – внести соответствующие изменения в ст.11 Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О персональных данных» [12].

Следующим шагом для реализации поставленной задачи может стать разработка пробной программы на период 1 – 3 года, в соответствии с которой постепенно можно будет ввести повсеместно в действие камеры с распознаванием лиц. Некоторыми правозащитниками это будет расцениваться, как ущемление свободы и нарушение конституционных прав, однако, на наш взгляд, это наиболее эффективный способ предупредить нарушение ПДД.

Деятельность по борьбе с нарушениями должна осуществляться на основе четко выстроенного взаимодействия подразделений МВД России. Мероприятия, осуществляемые подразделениями, должны быть чётко согласованы между собой и регламентированы дополнительными правовыми актами (приказами) по целям, задачам, принципам, методам и средствам.

Во время пробного периода целесообразно установить камеры в наиболее технически обеспеченных районах, а также на наиболее загруженных трассах. Таковыми, в частности, являются: город Москва, Горьковское, Ленинградское, Ярославское и Волоколамское шоссе.

Соответственно, изменение процесса фиксации правонарушений посредством идентификации личности за рулём транспортного средства, будет способствовать предупреждению нарушений ПДД, снижению количества нарушений по соответствующим статьям КоАП и УК РФ, выявлению нарушителей, и при необходимости привлечению их к административной и к уголовной ответственности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 24.10.2022) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // «Российские вести», N 227, 23.11.1993.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета, N 142, 03.07.2019.
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.04.2023) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
  4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2023) // Российская газета от 31 декабря 2001 г. N 256.
  5. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 29.11.2021, с изм. от 27.10.2022) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г., N 50, ст. 4873.
  6. Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт) // URL: https://sudact.ru/regular/doc/50lJgPBbTYHT/ (дата обращения 19.06.2023).
  7. Российская газета // URL: https://rg.ru/2021/02/19/general-lejtenant-policii-iurij-zhdanov-o-razvitii-videokontrolia-na-ulicah.html (дата обращения 28.04.2023).
  8. RUCOM // URL: https://rucom.agency/project/sfera (дата обращения 03.06.2023).
  9. Корпорация «Строй Инвест Проект» // URL: https://www.sipm.ru/ru/ (дата обращения 03.06.2023).
  10. Приказ МВД России от 23.08.2017 N 664 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» // Российская газета, N 232, 13.10.2017.
  11. ГОСТ Р 57145-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения»
  12. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О персональных данных» // Российская газета, N 165, 29.07.2006. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Рожкова А.А., Кебадзе О.Г. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАМЕР, РАБОТАЮЩИХ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ // Вестник науки №7 (64) том 1. С. 69 - 79. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9422 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9422



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.