'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 1
  4. Научная статья № 9

Просмотры  146 просмотров

Коваленко А.Л., Кебадзе О.Г.

  


РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ УГРОЗ, ФОРМИРУЮЩИХ РИСКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается деятельность органов МЧС России в Арктической зоне с учетом стратегических интересов России в этом регионе. Рассмотрены способы и методы реализации задач, направленных на процесс становления Арктической зоны Российской Федерации   

Ключевые слова:
МЧС России, обеспечение национальной безопасности, аварийно-спасательная инфраструктура, Арктическая зона Российской Федерации   


УДК 342.51

Коваленко А.Л.

студентка 3-го курса по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
Академия гражданской защиты МЧС России
(Москва, Россия)

Научный руководитель:

Кебадзе О.Г.
старший преподаватель кафедры (юридических дисциплин)

Академия гражданской защиты МЧС России
(Москва, Россия)

РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО УСТРАНЕНИЮ УГРОЗ, ФОРМИРУЮЩИХ РИСКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: в статье рассматривается деятельность органов МЧС России в Арктической зоне с учетом стратегических интересов России в этом регионе. Рассмотрены способы и методы реализации задач, направленных на процесс становления Арктической зоны Российской Федерации.

 

Ключевые слова: МЧС России, обеспечение национальной безопасности, аварийно-спасательная инфраструктура, Арктическая зона Российской Федерации.

 

Арктический регион имеет важное стратегическое значение, предоставляет возможности для сотрудничества, но постепенное расширение зоны военной активности ряда арктических государств приводит к изменениям не в пользу России. На сегодняшний день проблема освоения Арктики является одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации, однако недостаточное правовое регулирование хозяйственной деятельности замедляет развитие региона.

Указом Президента Российской Федерации от 26.10.2020 N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" [1] были определены основные задачи и направления развития Арктической зоны Российской Федерации (далее – АЗРФ) с целью обеспечения национальной безопасности.

Среди многих угроз и вызовов, которые возникают в процессе становления Арктической зоны Российской Федерации и которые могут подорвать ее развитие, стоит выделить проблему несоответствия темпов развития аварийно-спасательной инфраструктуры и системы общественной безопасности темпам роста хозяйственной деятельности в Арктической зоне РФ (пп. «с», п. 7 Указа Президента №645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года").

Возникает вопрос, как обеспечить безопасность и эффективность хозяйственной деятельности в Арктической зоне РФ, сохраняя при этом баланс между экономическими интересами и потребностями в безопасности. В данном контексте необходимо рассмотреть актуальные меры, направленные на укрепление аварийно-спасательной инфраструктуры, обеспечение безопасности и защиты территорий, объектов и людей в АЗРФ. При этом, необходимо учитывать международный характер региона и следить за соблюдением всех принципов международного права и международно-правовых норм, которые регулируют использование Арктической зоны.

Для решения данной проблемы необходимо модернизировать существующую систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС). Существующая система в Арктической зоне включает в себя множество различных элементов, таких как: наблюдение за состоянием ледового покрова, метеорологическими условиями, гидрологическими процессами, экологическими параметрами, проверку возможности применения новых технологий и их исследование. Однако у этой системы есть и недостатки, в том числе:

  1. Нехватка интегрированных данных. Многие данные о состоянии среды не собираются в единой системе управления, что затрудняет принятие комплексного решения;
  2. Недостаточное осуществление превентивных мер. Система мониторинга и прогнозирования часто реагирует на уже возникшие проблемы, а не предвидит их возникновение, что ограничивает ее эффективность;
  3. Ограниченность диапазона действия. Многие области Арктики мало доступны и недостаточно изучены. Это затрудняет осуществление системы мониторинга и прогнозирования ЧС в таких областях.

Прогнозирование в Арктической зоне является компетенцией ряда международных организаций, которые проявляют интерес к Арктике в силу ее стратегического значения. В Российской Федерации проблемы мониторинга и прогнозирования ЧС АЗРФ относятся к компетенции МЧС России. Однако, на уровне международного сотрудничества, эту проблему необходимо решать всеми заинтересованными сторонами в силу ее международного значения. В рамках Арктического совета существуют рабочие группы по сотрудничеству в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, также подобные вопросы рассматриваются на уровне ООН и других международных организаций.

Одной из основных задач Стратегии является модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы, обеспечивающей сохранение Северного морского пути как единой национальной транспортной магистрали Российской Федерации. С этой целью коллегией МЧС России 6 июня 2012 года принято решение о создании сети арктических комплексных аварийно-спасательных центров (АКАСЦ), предложения по составу сил и средств которых были поручены Управлению федеральной поддержки территории.

В Указе Президента № 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года" [2] подчеркивается необходимость совершенствования состава и структуры материально-технического обеспечения АКАСЦ. Кроме этого, с учетом полярных условий следует развивать инфраструктуры базирования АКАСЦ, а также обеспечение их современными образцами техники, оборудованием и экипировкой. По состоянию на сегодняшний день функционируют шесть АКАСЦ численностью свыше 300 человек, на оснащении подразделений находятся более 160 единиц техники. Упомянутые центры находятся в северных городах России: Архангельск, Мурманск, Воркута, Нарьян-Мар, Дудинка, Якутск.

Усовершенствование нормативно-правовой базы также является важным шагом. В Российской Федерации на сегодняшний день при исследовании Арктической зоны, применяются нормы международного и национального права. Правила и нормы, которые были созданы ранее, нуждаются в обновлении, учитывая изменения в обществе и экономике. Необходимым условием для обеспечения безопасности и защиты жизни и здоровья людей, окружающей среды, биологических ресурсов и экономических интересов в арктической зоне является надлежащее правовое регулирование. Для его развития необходимо внесение изменений в уже имеющиеся подзаконные правовые акты. Например, в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" [3] необходимо внести изменения, направленные на принятие дополнительных мер по предотвращению природных катастроф и минимизации их последствий. Что касается нормативных актов в области защиты населения и территорий от ЧС, то в Постановление Правительства РФ "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" [4] предлагается внести изменения и дополнения, связанные с определением новых принципов и подходов к защите Арктической зоны, организации ее мониторинга и системы предупреждения о возможных ЧС.

Эти акты должны содержать положения о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, об ответственности за нарушение нормативных требований и проведение дополнительных мер для предотвращения аварий. К тому же, следует определить компетенцию и ответственность различных органов государственной власти, таких как Министерство обороны РФ; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Федеральная служба безопасности; Федеральная Служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и другие, по управлению системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне.

Применение этих методов поможет в достижении баланса между развитием аварийно-спасательной инфраструктуры и систем безопасности с темпами роста хозяйственной деятельности в арктическом регионе.

МЧС России совместно с федеральными органами исполнительной власти и научными организациями реализует комплекс мероприятий по обеспечению безопасности в Арктике. Арктика – зона мира и сотрудничества. Российской Федерации необходимо развивать Арктический регион ввиду его особого стратегического значения. Для того, чтобы обеспечить безопасность АЗРФ, а также разрабатывать и внедрять новые технологии, необходимо продолжать сотрудничать с другими государствами Арктического Совета, которые также заинтересованы в развитии региона. Выбор России в пользу развития Арктической зоны приведет к укреплению ее экономической и геополитической позиции на мировой арене и гарантирует долгосрочную устойчивость региона.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" // "Официальный интернет-портал правовой информации" (pravo.gov.ru) 26 октября 2020 г. № 0001202010260033.
  2. Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года" // "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 5 марта 2020 г.
  3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Российская газета от 12 января 2002 г. №6.
  4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Российская газета от 20 января 2004 г. № 7.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Коваленко А.Л., Кебадзе О.Г. РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ УГРОЗ, ФОРМИРУЮЩИХ РИСКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №7 (64) том 1. С. 62 - 68. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9421 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9421



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.