'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 1
  4. Научная статья № 6

Просмотры  73 просмотров

Зуев А.Л., Бабич В.П.

  


ПОНЯТИЕ РЕФЕРЕНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ *

  


Аннотация:
феномен референтности – это предмет изучения многих социально-психологических исследований. Но все же многие аспекты этой данной проблематики остаются открытыми. Идеал преподавателя, сложившийся у большинства студентов, отражает объективные требования, предъявляемые к преподавателям вуза   

Ключевые слова:
референтность, образовательная среда, средства педагогического воздействия, референтная личность   


УДК 37

Зуев А.Л.

аспирант

Воронежский государственный педагогический университет

(г. Воронеж, Россия)

 

Бабич В.П.

магистр

Воронежский государственный педагогический университет

(г. Воронеж, Россия)

 

ПОНЯТИЕ РЕФЕРЕНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

 

Аннотация: феномен референтности – это предмет изучения многих социально-психологических исследований. Но все же многие аспекты этой данной проблематики остаются открытыми. Идеал преподавателя, сложившийся у большинства студентов, отражает объективные требования, предъявляемые к преподавателям вуза.

 

Ключевые слова: референтность, образовательная среда, средства педагогического воздействия, референтная личность.

 

Одной из ключевых функций профессиональной образовательной среды вуза является удовлетворение потребности в социальной ориентации каждого члена учебно-профессионального сообщества (группы, курса, творческого объединения) [1].

Перед личностью, интегрированной в новые социальные условия, ставится задача формирования представлений о профессии, образе профессионала, модели освоения профессиональных компетенций. В связи с этим большое значение приобретают социальная среда и характер отношений в ней.

 Носителем средовых детерминант выступает социальная группа, обладающая системой ценностей, стандартов поведения, установок. Которая не будет являться одинаково значимой для каждого члена группы, - групповые эталонные характеристики преломляются через призму личностных выборов, опыта деятельности каждого члена группы, освоенных схем поведения и взаимодействия. Каждая социальная группа имеет определенную степень референтности [4].

Феномен референтности – это предмет изучения многих социально-психологических исследований. Но все же многие аспекты этой данной проблематики остаются открытыми, например, её динамика и генезис. О.Б. Крушельницкая утверждает, что референтность отражает одну из самых важных сторон отношений людей друг к другу.

 Первая в отечественной психологии попытка дать определение понятию «референтность» и упорядочить сведения о референтных группах, полученные путем анализа работ зарубежных авторов, принадлежала Е.В. Щедриной. Систематизировав результаты зарубежных исследований по проблеме референтных групп, она выделила в референтности «своеобразный перенос представлений об отношениях между индивидом и его референтной группой на систему межличностных отношений индивида в группе».

Современные исследователи, например, В.О. Боричевский, И.И. Воробьева, В.А. Холмогоров, Е.И. Кузьмина, А.В. Санталов и другие рассматривают понятие референтности в контексте решения проблем профессионального развития и эффективности деятельности [1].

О.Б. Крушельницкая применяет информационно-психологический подход к анализу проблемы референтности. «Отношения референтности складываются между двумя субъектами: со «общающим» личностно значимую информацию и запрашивающим, и воспринимающим ее для собственной ориентировки в личностно значимом объекте» [2].

В связи с этим исследователь предлагает называть носителя личностно значимой информации референто, а человека, запрашивающего и воспринимающего эту информацию, - термином «оптант» (лат. optans или optantis - желающий, домогающийся).

«Референтность личности или группы определяется для оптанта необходимостью ориентации в личностно значимом объекте». «Референтные личности и группы выступают в качестве своеобразных ретрансляторов культурно-исторического опыта, который оптант запрашивает и готов воспринять, в силу своего актуального состояния психического и личностного развития, в конкретных условиях процесса социализации. Такова важнейшая функция референтности» [3].

Особенность отношения студентов к референтному преподавателю заключается в том, что высказываемые им мысли, мнения и оценки студенты воспринимают с доверием, не требуя особых доводов. Убедительным аргументом для студентов является личность самого преподавателя, те чувства уважения, симпатии, доверия, увлеченности и восхищения, которые он вызывает. Они автоматически распространяются на мнения, поступки, оценки и воззрения преподавателя.

Референтному преподавателю не нужно прибегать к требованиям, запретам, замечаниям, наказаниям. Сильные методы задевают чувство собственного достоинства, самолюбие студента, вызывают в ответ противодействие и антипатию. Студенты самостоятельно следуют ожиданиям референтного преподавателя, прислушиваются к его советам, оценкам и пожеланиям.

Благодаря особому эмоциональному контакту референтный преподаватель «включается» во внутренний мир студентов, а его нормы и ценности воспринимаются ими как свои. Влияние личностной референтности может формировать новые или менять уже имеющиеся ценностные ориентации [3].

 Референтность преподавателя зависит не столько от того, каков он сам по себе, сколько от того, каким он выглядит в глазах студентов, что они о нем думают. Педагог воспринимается и оценивается воспитанниками сквозь призму их эталонов и критериев, вызывая у них соответствующее эмоциональное отношение. Нет педагога авторитетного вообще. То, что вызовет восхищение у одних студентов, может оставить равнодушными других и наоборот. Один и тот же преподаватель будет иметь различные личностную значимость и степень воздействия для разных студентов.

Референтность преподавателя - это соответствие его личности и поведения, с одной стороны, и мотивационно-ценностной сферы студентов, с другой. Референтность - не постоянная особенность преподавателя. Она изменяется вместе с изменением мотивационно-смысловой сферы студентов, их потребностей, интересов, идеалов.

Опрос нескольких групп студентов ВГПУ показал, что в идеал преподавателя вошли и профессиональные, и качества, характеризующие индивидуальность преподавателя и его отношение к студентам.

Анализ качеств этих качеств позволяет сделать выводы:

- центральное место занимают такие качества, как владение методами преподавания, умение доходчиво и интересно излагать материал, увлеченность предметом, профессиональная эрудиция;

- среди качеств, ориентированных на взаимоотношения преподавателя и студента, были выбраны тактичность, уважение к студентам, общительность, умение сплотить коллектив;

- студенты высоко оценили такие качества, как чувство юмора, эмоциональная выразительность, отзывчивость, доброжелательность;

- в идеал преподавателя студенты включили ответственность, проницательность, потребность в саморазвитии.

Таким образом, идеал преподавателя, сложившийся у большинства студентов, отражает объективные требования, предъявляемые к преподавателям вуза.

Большинство студентов ценят в преподавателях прежде всего такие личностные качества: доброту, общительность, жизнерадостность, активность, смелость, отзывчивость, а потом уже интеллектуальные - находчивость, знание предмета и так далее Успевающие студенты акцентируют внимание на академических и дидактических способностях преподавателя, тогда как слабые больше ценят личностные черты педагога, его способность к сочувствию, сопереживанию. Студентам нравится, когда в преподавателе сочетаются личностные и интеллектуальные свойства.

Анализ приемов и методов обучения, выделяемых студентами в качестве эффективных, показал следующее:

- стремление студентов к активной, творческой деятельности на занятиях: происходит тогда, когда преподаватель увлечен своим предметом, организует дискуссии на семинарах, обращается к аналогиям, ознакомит студентов с методами познания; когда нравится интенсивность, насыщенность занятий, проводится активная работа на практических занятиях; решаются интересные задачи;

- студенты стремятся к содружеству с преподавателем, предпочитают лекции и семинары в виде беседы;

- высокую оценку студентов дают эмоциональности занятий: им нравится живое, эмоциональное материала преподавателем, чувство юмора, шутки, препятствующие утомлению.

Таким образом, средствами педагогического воздействия преподавателя может быть не только содержание учебного предмета, но и стиль преподавания, а также его личность, отношение, мнение, действие. Результативность педагогического воздействия зависит от характера взаимоотношений между преподавателями и студентами. Положительные взаимоотношения складываются в том случае, если, с одной стороны, преподаватель отвечает требованиям студентов, пользуется уважением и доверием, с другой - сам стремится к взаимодействию и понимает по реакциям студентов, как они воспринимают его воздействия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

 

  1. Аслямова Э.Ш. Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности учащегося [Электронный ресурс]: MyShared.ru, 2011 URL: http://www.myshared.ru/slide/206497/ (18.04.2023).
  2. Ильин В.И. Эталонные (референтные группы) / В.И. Ильин. – Москва: Рио, 2019. – 56с.
  3. Чалдини Р. Б. Психология влияния. Как научиться убеждать и добиваться успеха / Р.Б. Чалдини. - Москва: Эскимо, 2020. - 416 с.
  4. Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений / Е.В. Щедрина // Психологическая теория коллектива, 2019. - №3. - С. 111-127.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Зуев А.Л., Бабич В.П. ПОНЯТИЕ РЕФЕРЕНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Вестник науки №7 (64) том 1. С. 42 - 47. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9418 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9418



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.