'
Григорьева Р.Ю., Ермолаева Н.С., Инголова Т.Г.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *
Аннотация:
статья посвящена проблемам формирования грамматического строя языка дошкольника. В публикации затрагивается тема использования специально разработанных дидактических игр, которые помогают обеспечивать высокую результативность в формировании лексико-грамматических категорий. Цель статьи - это ознакомить читателей с исследованиями педагогов по данной проблеме
Ключевые слова:
грамматический строй языка, дошкольник, речевые отклонения, дидактическая игра
УДК 37
Григорьева Р.Ю.
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 2»
(г. Чебоксары, Россия)
Ермолаева Н.С.
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 2»
(г. Чебоксары, Россия)
Инголова Т.Г.
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 2»
(г. Чебоксары, Россия)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: статья посвящена проблемам формирования грамматического строя языка дошкольника. В публикации затрагивается тема использования специально разработанных дидактических игр, которые помогают обеспечивать высокую результативность в формировании лексико-грамматических категорий. Цель статьи - это ознакомить читателей с исследованиями педагогов по данной проблеме.
Ключевые слова: грамматический строй языка, дошкольник, речевые отклонения, дидактическая игра.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Речевые отклонения отрицательно влияют на все составляющие психического развития. Расстройства речи, нарушая ее коммуникативную и познавательную функции, отрицательно влияют на формирование интеллекта ребенка, ведут к нарушению эмоционально-волевой сферы, мешают развитию связной речи и, что особенно важно, отражаются на готовности к обучению, усвоению грамоты, затрудняют общение с окружающими, ограничивают формирование представлений, понятийных значений.
Дети с плохо развитой речью с трудом усваивают школьную программу, долго не могут научиться читать и писать, а в дальнейшем допускают в письменной речи большое количество ошибок. Уже в первом классе на этом фоне у ребенка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда к нервным расстройствам.
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности – в игре.
Эффективнее всего, методики по развитию дошкольника строить на использовании специально разработанных и дидактических игр. У дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и помогают обеспечивать высокую результативность в формировании лексико-грамматических категорий.
Е.И.Тихеева была первым отечественным педагогом, рассмотревшим дидактическую игру как средство развития речи.
Е.И. Тихеева предложила 15 игровых упражнений для развития словаря. Вот некоторые из этих упражнений:
Подбор эпитетов к предмету, узнавание по эпитетам предмета.
Подбор к предмету действий.
Подбор обстоятельств.
Вставление детьми пропущенных слов.
Другим педагогом, разрабатывающим дидактические игры по развитию речи, была О.Н. Соловьева
Она считала, что дидактические игры должны широко использоваться в обучении детей от 3 до 7 лет как средства закрепления знаний.
По ее мнению, чтобы дети приобрели знания, умения, навыки, их необходимо упражнять в этом. Но упражнение как простое многократное повторение не вызывает интереса, дети быстро отвлекаются и утомляются. Она предлагает дидактические игры с предметами или с картинками «Чудесный мешочек», «Угадай что спрятали», «Наведи порядок», словесные игры «Что делает?», «Назови какой?», «Кому что нужно?» и др.
Так же высоко оценивала роль дидактической игры в процессе обучения В.В. Гербова. Она разработала дидактические игры и упражнения на активизацию и закрепления словаря «Скажи наоборот», «Кто скажет точнее», «Назови одним словом» и многие др., игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи «Что одно, а чего много?», «Чего не стало?», «Добавь слово», «Чья вещь?» и др.
О.С. Ушакова разработала дидактические игры и упражнения, направленные на решение разных речевых задач:
на формирование разных способов словообразования и словоизменения «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?», «Петрушкины команды», «Угадай-ка»;
на обучение правильному образованию, склонению и употреблению в единственном и множественном числе, например, «Один - много»;
на развитие умения образовывать наименования детенышей, например, игра «У кого кто?»;
на развитие умения соотносить название глагола с действием человека, животного, предмета, например, «Кто как двигается?», «Кто, что умеет делать?».
Агранович 3. Е. [1] предложила в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников такие игры, как «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Назови, какие»; направленные на формирование навыков словообразования прилагательных игра «Кому что нужно?» ; предназначена для закрепления навыков употребления винительного падежа существительных дидактическая игра «Кто (что) на елке, кто (что) под елкой?» направлена на формирование навыков составления предложных конструкций.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. [6] разработали для фронтальных логопедических занятий в старшей группе детей с общим недоразвитием речи следующие игры: для закрепления употребления предлогов - «Потерялось слово», «Путаница» (в упражнении с деформированной фразой), для закрепления навыков употребления притяжательных прилагательных, названий животных - «Чья шуба теплее, чей мех красивее, чье ухо длиннее?». Игра «Мы работаем на фабрике» направлена на формирование навыков образования и употребления относительных прилагательных от названия материала, расширение словарного запаса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 1
Ссылка для цитирования:
Григорьева Р.Ю., Ермолаева Н.С., Инголова Т.Г. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №7 (64) том 1. С. 37 - 41. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9417 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*