'
Зубарева М.А., Лосев В.Ю.
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К РАВНОВЕСИЮ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКЕ *
Аннотация:
одним из условий, гарантирующим высокие спортивные результаты на соревнованиях различного уровня - это высокий уровень развития координационных способностей акробатов как в целом, так и способности к равновесию в частности. Также от уровня развития координационных способностей, способности к равновесию во многом зависит скорость и прочность освоения технических элементов. Недостаточная разработанность данного вопроса в теории и практике спортивной подготовки, на фоне низкого уровня развития данных способностей у детей определяет проблему развития способности к равновесию у спортсменов на начальном этапе в спортивной акробатике
Ключевые слова:
акробаты, способность к равновесию, методика
УДК 796
Зубарева М.А.
магистрант 2 курс
Сургутский государственный университет
(г. Сургут, Россия)
Научный руководитель:
Лосев В.Ю.
канд. пед. наук, доц.
кафедры теории физической культуры
Сургутский государственный университет
(г. Сургут, Россия)
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К РАВНОВЕСИЮ НА ЭТАПЕ
НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКЕ
Аннотация: одним из условий, гарантирующим высокие спортивные результаты на соревнованиях различного уровня - это высокий уровень развития координационных способностей акробатов как в целом, так и способности к равновесию в частности. Также от уровня развития координационных способностей, способности к равновесию во многом зависит скорость и прочность освоения технических элементов.
Недостаточная разработанность данного вопроса в теории и практике спортивной подготовки, на фоне низкого уровня развития данных способностей у детей определяет проблему развития способности к равновесию у спортсменов на начальном этапе в спортивной акробатике.
Ключевые слова: акробаты, способность к равновесию, методика.
Организация исследования.
Для проведения эксперимента были организованы экспериментальная группа (ЭГ) испытуемых в МАУ ДО «Спортивная школа №2» Сургутского района, и контрольная группа (КГ), в МАУ ДО «Спортивная школа «Сибиряк»», г. Нефтеюганск. Общее количество занимающихся: 30 девочек, по 15 спортсменок в каждой группе.
В тренировочный процесс экспериментальной группы нами была разработана и внедрена методика развития способности к равновесию. В основе, разработанной методики развития способности к равновесию лежит концепция развития функции равновесия у человека, разработанная В.Г. Стрельцом. Данная концепция предполагает начинать процесс тренировки способности к равновесию с функционального улучшения качеств вестибулярного анализатора, а в последующем оказывается воздействие на другие (в первую очередь ведущие) сенсорные системы организма, которые задействованы в поддержании статодинамической устойчивости тела человека.
Основой разработанной методики является использование пяти комплексов специальных упражнений. Данные комплексы имеют направленность на совершенствование статического и динамического равновесия, способности к балансированию, чувства опоры и системы анализаторов, обеспечивающих способность к равновесию.
Специальные упражнения проводились в каждой части тренировочного занятия, для большей эффективности методики и рациональности тренировочного занятия.
Для проверки эффективности разработанной методики, проводились тестирование до начала и после окончания педагогического эксперимента.
Таблица 1 - Результаты тестирования способности к равновесию
Тест |
Группа |
До эксперимента |
После эксперимента |
Прирост (%) |
||||||||
δ |
m |
t |
p |
δ |
m |
t |
p |
|||||
Удерж. переднего горизонт. равновес. «Ласточка» |
ЭГ |
17,8 |
9,9 |
2,6 |
0,5 |
>0,05 |
28,2 |
5,8 |
1,5 |
3,7 |
<0,05 |
58,4 |
КГ |
19,4 |
7,5 |
2,0 |
19,5 |
6,5 |
1,7 |
0,5 |
|||||
Прохождение прямого отрезка по гимнаст. скамейкам, длинной 8 м |
ЭГ |
9 |
1,6 |
0,4 |
1,74 |
>0,05 |
7,3 |
1,7 |
0,5 |
3,5 |
<0,05 |
18,8 |
КГ |
10,5 |
2,7 |
0,7 |
9,8 |
2,1 |
0,6 |
6,6 |
|||||
Прохождение прямого отрезка длиной 4 м, спиной по напр. движ., без зрит. контроля |
ЭГ |
9,7 |
4,6 |
1,2 |
0,4 |
>0,05 |
6,4 |
2,3 |
0,6 |
3,6 |
<0,05 |
34 |
КГ |
10,3 |
3,5 |
0,9 |
9,4 |
2,2 |
0,5 |
8,7 |
|||||
Прохождение прямого отрезка длиной 8 м, по направлению движ. |
ЭГ |
7,3 |
1,7 |
0,5 |
2,2 |
>0,05 |
5,4 |
0,8 |
0,2 |
2,5 |
<0,05 |
26 |
КГ |
6,2 |
0,6 |
0,2 |
6,3 |
1 |
0,3 |
-1 |
|||||
Фиксация гимнаст. Палки в вертик. полож. На ладонной стороне кисти, стоя на месте |
ЭГ |
1 |
0,4 |
0,1 |
3,1 |
>0,05 |
2,8 |
1 |
0,3 |
3,5 |
<0,05 |
180 |
КГ |
1,5 |
0,5 |
0,1 |
1,8 |
0,4 |
0,1 |
20 |
|||||
«Шаги вперед» |
ЭГ |
33,4 |
34,6 |
9,2 |
2,5 |
>0,05 |
14,2 |
17,7 |
4,6 |
3,5 |
<0,05 |
57,4 |
КГ |
68 |
37,5 |
10 |
43,6 |
25,9 |
6,9 |
35,8 |
|||||
Развитие координации движений |
ЭГ |
1,9 |
1,2 |
0,3 |
0,2 |
>0,05 |
3,8 |
0,6 |
0,2 |
3,5 |
<0,05 |
100 |
КГ |
1,8 |
1,9 |
0,2 |
2,6 |
1,2 |
0,3 |
44,4 |
Исходя из результатов тестирования способности к равновесию занимающихся в контрольной и экспериментальной группах, можно сделать вывод, что с использованием внедренной методики, показатели уровня развития способности к равновесию у экспериментальной группы выросли по сравнению с данными до начала эксперимента. В контрольной группе по окончанию эксперимента результаты также имеют положительную динамику, но достаточно ниже показателей экспериментальной группы.
Выводы:
- показатели у экспериментальной группы достоверно выросли по сравнению с данными до использования комплексов упражнений;
- выявлены достоверные различия между результатами контрольной и экспериментальной групп по всем показателям тестирования способности к равновесию;
- разработанная методика доступна для использования, так как не требует длительной подготовки зала и большого количества инвентаря;
- разделение методики развития равновесия по направлениям позволяет рационально и эффективно определить задачи занятия, и организовать тренировочный процесс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5
Ссылка для цитирования:
Зубарева М.А., Лосев В.Ю. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К РАВНОВЕСИЮ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКЕ // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 521 - 527. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9408 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*