'
Иевлева А.О., Кохан Ж.С.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ Я-ОБРАЗА ШКОЛЬНИКА *
Аннотация:
в статье рассмотрены возрастные особенности формирования «Образа Я». Различные точки зрения ученых на понятие «Образа Я» и «Я-концепцию». Показана значимость развития позитивного «Образа Я»
Ключевые слова:
я-образ, я-концепция, самооценка, самосознание, развитие личности, школьники, подростки
УДК 159.9
Иевлева А.О.
магистрант
Белгородский университет кооперации, экономики и права
(г. Белгород, Россия)
Научный руководитель:
Кохан Ж.С.
канд. филос. наук, доцент
Белгородский университет кооперации, экономики и права
(г. Белгород, Россия)
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
Я-ОБРАЗА ШКОЛЬНИКА
Аннотация: в статье рассмотрены возрастные особенности формирования «Образа Я». Различные точки зрения ученых на понятие «Образа Я» и «Я-концепцию». Показана значимость развития позитивного «Образа Я».
Ключевые слова: я-образ, я-концепция, самооценка, самосознание, развитие личности, школьники, подростки.
Вопрос самооценки, самовосприятия, правильного отношения к окружающему миру и своей роли в нем, а также формирование каждого из этих моментов является безусловно одним из важнейших факторов в становлении личности в целом. От уровня осознания себя, своих ценностей, мотивов, возможностей будет зависеть то, как ребенок, будущий взрослый, будет чувствовать и проявлять себя в различных ситуациях, в общении, в моменты принятия решения и др. Поэтому закладывающийся фундамент Я-образа именно на этапе школьной жизни, где ребенок можно сказать впервые сталкивается и остается один на один с социумом, со сверстниками, узнает себя и познает свои реакции в роли ученика, принимает в свою жизнь нового взрослого в виде учителя, учится коммуницировать, при этом подвергаясь постоянной нагрузке ведущей деятельности этого возрастного периода – учебной.
Для развития и становления адекватного самосознания в данном периоде жизни ребенка требуется уделять особое внимание развитию правильного отношения к окружающему миру, к своему поведению, потребностям и мотивам поведения. И младший школьный возраст выступает здесь активным этапом, даже несмотря на то, что стартовой точкой формирования самооценки в науке принято считать кризис трех лет. Когда ребенок первый раз осознанно заявляет о своей самостоятельности, требует к себе повышенного внимания, а вместе с тем возрастает и уровень требований к своей личности.
Выготский Л.С. отмечал, что с раннего школьного возраста, а именно возраста семи лет, у ребенка складывается самооценка как устойчивое, вне зависимости от ситуации, отношение к себе. Она интегрирует в себя полученный опыт от его деятельности, взаимодействия с людьми и окружающим миром [1].
Самооценка детей раннего школьного возраста наиболее часто имеет прямую зависимость не только от формирования ее в семье, семейных ценностей, стиля общения, но и от уровня усвоения того вида деятельности, в которой она проявляется.
Без умения оценивать свои возможности, особенности, успехи и невозможно добиться осознания себя как субъекта деятельности, а также активного отношения ребенка к этой деятельности. Тем самым можно сказать, что именно от этого периода в жизни ребенка будет зависеть дальнее развитие «Образа Я» в более старшем возрасте.
Формированию Я-образа уделяется большое внимание как в зарубежной, так и в отечественной психолого-педагогической науке. Возрастные особенности его становления у рассматриваемых нами школьников изучались в ходе ряда исследований таких известных ученых как Ананьев Б.Г., Божович Л.И. [3], Выготский Л.С. [4], Липкина А.И. [6] и др.
Самооценка неразрывно связана с такими понятиями как «самосознание», «Я-концепция» и «Образ Я». Такого мнения придерживается Р. Бернс, один из важнейших исследователей «Образа Я». По его мнению, «Образ Я» – это совокупность того, что представляет собой человек, что он думает о себе и своей деятельности, как оценивает возможности дальнейшего развития. [2].
Основатель психоанализа З. Фрейд отмечает зависимость психического и биологического, поэтому рассматривает «Образ Я» в единстве с телесными переживаниями. При этом он подчеркивает значение социальных связей человека и его взаимодействия с окружающими людьми [10].
К. Хорни выделяет «актуальное Я» (имеющиеся телесные и психологические характеристики человека), «идеализированное Я» (иррациональные представления о том, кем должен быть человек) и «реальное Я» (врожденные особенности, которым необходимы благоприятные условия развития). При совпадении этих трех компонентов «Образа Я» происходит нормальное развитие личности, устойчивой к неврозам [11]
Что же касаемо отечественных ученых, они рассматривают «Образ Я» как совокупность характеристик, которыми человек описывает себя как индивидуальность, обладающую характером, личностными особенностями, способностями, привычками.
Самооценка, «Образ Я», самоотношение – это компоненты «Я-концепции», разделить которые можно только абстрактно. «Я-концепция» – продукт сознания, самосознания и бессознательного, «Образ Я» – целостное, но не полное представление. Изменения «образов Я» и частных самооценок не изменяют «Я-концепцию», составляющую ядро личности [8].
По мнению А.В. Захаровой и А.И. Липкиной, факторами становления самооценки ребенка данного возраста могут выступать: чувство ответственности; оценка своих достижений; школьная оценка; особенности общения учителя с учащимися; методы семейного педагогического воздействия; стиль домашнего воспитания; формы межличностных отношений в семье; появление рефлексии и ее влияние на развитие личности [6].
В младшем подростковом возрасте ребенок сталкивается с задачей ролеопределения. Фокус внимания и значимости с собственного мнения перемещается на мнение окружающих, сверстников. Наиболее важным для ребенка в этот период развития становится собственная идентификация и сравнение своего «образа Я» с образом окружающих, собственных особенностей и способностей со способностями других. Тем самым продолжается ответственный этап формирования нравственности и морального воспитания, который напрямую зависит не только от окружающих, но и внутренних переживаний, рассуждений, первых попыток самоанализа и самоощущений. Продолжается взращивание «Образа Я» будущего взрослого. Ребенок сопоставляет идеальное представление о себе с реальным, происходит образование системы оценок окружающих и самого себя, уже здесь можно говорить о начале возникновения «Я-концепции».
По словам Л.С. Выготского «в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития» [4].
Не смотря на противоречивость представлений подроста (старшего школьника) о самом себе именно в этот период происходит развитие собственной системы ценностных ориентаций.
Положительный «Образ Я» понимается как целостная динамичная система положительных представлений о себе в когнитивном и эмоционально-ценностном плане и выбор адекватных им способов построения жизненных стратегий. Формирование негативного «Образа Я» приводит к тому, что подросток выбирает деструктивные по своей сути способы взаимодействия с окружающими, что еще больше деформирует его личность [7, 9].
Успешное развитие позитивного «Образа Я» будет напрямую зависеть от процесса познания своих способностей ребенком, своей успешности в различных видах деятельности, в общении со старшими и сверстниками.
Вектор развития как морального, так и ценностного (позитивного или негативного) зависит не только от самого ребенка, но и от социокультурной атмосферы в семье и образовательно-воспитательной в учебном заведении.
По мнению А.В. Фалеева, сущность самосознания состоит в постижении личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование – «Образ Я»; в эмоционально-ценностном отношении к себе как личности, формирующемся в результате соотнесения представлений о себе реальном и идеальным «образом Я»; и регуляции на этой основе поведения и деятельности [8].
Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала: «В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь» [3].
Таким образом, подводя итог можно сказать, что в младшем школьном возрасте у ребенка формируется отношение к окружающему миру и к себе, как части этого мира. В среднем школьном возрасте беря за основу это отношение закладывается фундамент «образа Я». А уже к старшему (подростковому) возрасту сформированный «Я-образ» начинает формировать «Я-концепцию».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5
Ссылка для цитирования:
Иевлева А.О., Кохан Ж.С. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ Я-ОБРАЗА ШКОЛЬНИКА // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 280 - 287. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9370 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*