'
Беликова В.И.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ *
Аннотация:
несмотря на то, что земельная реформа началась более 20 лет назад и в настоящее время активно развивается, приватизация земельных участков остается одним из самых актуальных и проблемных ее направлений
Ключевые слова:
приватизация, земельный участок, имущество
УДК 34.347
Беликова В.И.
студентка 2 курса магистратуры напр. «Юриспруденция»,
Волжский филиал
Волгоградский государственный университет
(Россия, г. Волжский)
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Аннотация: несмотря на то, что земельная реформа началась более 20 лет назад и в настоящее время активно развивается, приватизация земельных участков остается одним из самых актуальных и проблемных ее направлений.
Ключевые слова: приватизация, земельный участок, имущество.
Процесс приватизации государственного имущества начался в конце 1980-х годов. Начало приватизации земель было положено Законом РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374-1 «О земельной реформе», в соответствии с которым земельные участки колхозов могли передаваться в коллективную, долевую или совместную собственность сельскохозяйственным предприятиям и гражданам.
Современная земельная политика РФ направлена на продолжение процессов приватизации земли, развитие и функционирование земельного рынка, формирование системы многоукладного землевладения и землепользования.
Следует отметить, что в настоящее время существует множество земельных участков, права на которые до сих пор не оформлены собственниками зданий, расположенных на них. Проблемы, связанные с приобретением прав на такие земельные участки, неоднократно освещались в юридической литературе.
При этом со стороны государства было предпринято немало шагов, которые должны были бы способствовать скорейшему оформлению правообладателями зданий своих прав на земельные участки. Нельзя в этой связи не упомянуть так называемую «дачную амнистию», предпринятую руководством Российской Федерации. Изложенное определило актуальность темы исследования и её практическую значимость.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе приватизации земельных участков в Российской Федерации.
Предметом дипломной работы является система законодательных норм, устанавливающих условия и порядок приватизации земельных участков в Российской Федерации, практика применения указанных норм, а также теоретические источники, посвященные исследованию института приватизации земельных участков в Российской Федерации.
Научная и практическая актуальность настоящей работы обусловлена влиянием института приватизации на всё развитие общества. Кроме того, является закономерным и тот факт, что в обществе не исчезают дискуссии, которые касаются понятия «приватизации». Многие работы отечественных ученых и политических деятелей посвящены этому вопросу. Также важность этого вопроса объясняется большим количеством нормативных актов о приватизации.
Целями настоящей работы являются определение соответствия законодательства, регламентирующего исследуемые отношения, требованиям полноты, согласованности и определенности; обоснование особенностей правового регулирования исследуемых отношений.
Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
- обозначить сферу правового регулирования приватизации земельных участков с расположенными на них объектами недвижимости;
- выработать понятие приватизации земельных участков в соответствии с действующим законодательством и научной доктриной;
- установить перечень земельных участков, возможность приватизации которых установлена российским законодательством;
- раскрыть особенности оборотоспособности земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Эмпирическую основу работы составили постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решения и определения по конкретным гражданским делам.
Теоретической основой исследования явились труды по земельному праву российских ученых: Л.Н. Бабенко, А.И. Бобылева, М.М. Бринчук, А.П. Дорохова, Б.В. Ерофеева, М.В. Жернового, В.И. Ивакина, Е.А. Суховой и др.
В работе использованы комментарии к Земельному кодексу Российской Федерации, монографии ведущих специалистов в области исследования приватизации земельных участков в Российской Федерации, а также периодика по рассматриваемой проблематике.
Земельная приватизация – это передача имущества из км государственными или муниципальными образованиями в собственность граждан и юридических лиц в порядке, установленном законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ). )[4].
В результате приватизации граждане и юридические лица приобретают в собственность земельные участки, ранее предоставленные им на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненной наследуемой собственности.
Приватизация земли основана на различных правилах, которые применяются в зависимости от того, какой тип земли подлежит приватизации.
Приватизация земельных участков может осуществляться одновременно с приватизацией расположенных на них зданий (объектов недвижимости).
Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что основными признаками приватизации являются[12]:
- имущество, подлежащее приватизации, принадлежит публично-правовым образованиям (Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования);
- отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;
- отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;
- приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;
- в наличии имеется четко установленная процедура.
С учетом указанных признаков считаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, предусматривающие, что под приватизацией следует понимать возмездную, а также в установленных законом случаях безвозмездную передачу право собственности на имущество Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с Законом о приватизации при условии соблюдения специально установленного порядка перехода права собственности[4].
«Порядок и условия приватизации имущества субъекта Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Российская Федерация, Российская Федерация и Правительство Российской Федерации». [6].
Таким образом, законодательство субъектов Российской Федерации состоит из законов о приватизации государственного имущества самих субъектов, принятых в соответствии с Федеральным законом от 178-ФЗ, и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с ними. Несмотря на то, что субъектам Российской Федерации предоставлена возможность самостоятельно осуществлять правовое регулирование приватизационных отношений, можно сделать вывод, что такое регулирование осуществляется в основном на федеральном уровне.
Лишь по отдельным вопросам правовое регулирование рассматриваемых отношений осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По делам о приватизации суды обращают внимание не только на «фактически установленный порядок пользования прилегающим земельным участком» и отсутствие споров между соседями о фактических границах, но и на формирование земельного участка - установление его границ по в порядке, установленном законодательством [7].
Все многообразие нормативных правовых актов, регулирующих приватизационные отношения, независимо от уровня такого регулирования, должно соответствовать правовой аксиоме, закрепленной в ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которому все иные федеральные законы, а также правовые акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления должны соответствовать федеральному законодательству и не противоречить это.
По результатам изучения законодательства о приватизации земельных участков представляется актуальным введение понятий фактического землепользования и фактического землепользования, что позволяет устранить неоднозначность их толкования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5
Ссылка для цитирования:
Беликова В.И. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 142 - 147. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9348 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*