'
Поликарпова К.А.
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ *
Аннотация:
в работе раскрывается лингводидактический потенциал аутентичных видеоматериалов. Рассматриваются особенности обучающихся среднего школьного возраста и особенности работы с аутентичными видеоматериалами
Ключевые слова:
аутентичные видеоматериалы, совершенствование лексических навыков, лексика, лексические единицы, видеоматериалы, сборник упражнений, обучение иностранному языку, обучение лексике английского языка
УДК 37
Поликарпова К.А.
студентка бакалавриата
Институт иностранных языков
Московский городской педагогический университет
(г. Москва, Россия)
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
СОВРЕМЕННЫХ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ
ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация: в работе раскрывается лингводидактический потенциал аутентичных видеоматериалов. Рассматриваются особенности обучающихся среднего школьного возраста и особенности работы с аутентичными видеоматериалами.
Ключевые слова: аутентичные видеоматериалы, совершенствование лексических навыков, лексика, лексические единицы, видеоматериалы, сборник упражнений, обучение иностранному языку, обучение лексике английского языка.
Важнейшей целью в обучении иностранному языку является развитие устных и письменных форм общения. А также для успешного освоения языка необходимо изучение лексической стороны речи и совершенствование лексического навыка. Совершенствованию лексических навыков традиционно уделяется достаточно большое внимание при обучении английскому языку в школе, что обусловлено требованиями программы.
Согласно Е.И. Пассову, лексический навык – это навык бессознательного извлечения слов или выражений из долговременной памяти в потоке речи. При работе с лексической стороной речи производится обучение не только конкретным словам, но и их образованию и правильному употреблению в грамматических структурах.
В соответствии с ФГОС ООО по окончании обучения в средней школе обучающиеся должны уметь использовать усвоенные лексические единицы в различных ситуациях межличностного общения и быть способными к поддержанию диалога.
При этом важно отметить, что в ходе глобализации и развития информационных технологий, учащиеся имеют доступ к различным развлекательным ресурсам. Данный феномен привёл к тому, что стандартные уроки, которые проводятся в школе на протяжении десятков лет, уже не способны вызвать интерес к образовательному процессу. Что в свою очередь приводит к отсутствию мотивации и заинтересованности в изучении предмета, в данном случае – иностранного языка.
Более того, особую роль играют психолого-педагогические особенности среднего школьного возраста. В данном возрасте большое влияние имеет самовыражение и окружение, поэтому на уроках более ценна организация групповой деятельности и вовлечение подростков в дискуссию, в ходе которой будет раскрываться их личность. Важно уметь поддерживать интерес к выполнению различных творческих заданий, которые отличаются от стандартных методов обучения.
Это приводит к тому, что в современных реалиях, учитель вынужден искать альтернативные пути решения данной проблемы, прибегая к использованию аутентичных видеоматериалов, которые бы соответствовали интересам учащихся.
Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать проблему исследования следующим образом: «В чем состоит лингводидактический потенциал аутентичных видеоматериалов при обучении лексической стороне речи на этапе основного общего образования?»
Хотелось бы поподробнее остановиться на понятии «аутентичные видеоматериалы». Аутентичные видеоматериалы представляют собой видеоролики, которые изначально не были созданы с целью адаптации под учебный процесс. К ним относятся различные телевизионные программы, кинофильмы, телесериалы и познавательные видео из различных ресурсов (National Geographic, TED Talks и др.).
Данный вид материалов имеет ряд преимуществ
Несмотря на это и все вышеперечисленные преимущества, при использовании данного метода может возникнуть ряд трудностей.
В первую очередь, проблема состоит в том, что весь материал должен отбираться в соответствии с уровнем знаний обучающихся и изучаемым модулем. Поскольку аутентичные видеоматериалы изначально не предусмотрены для образовательных целей, набор лексических и грамматических единиц является довольно разнообразным и может оказаться сложным для восприятия учащимися среднего школьного возраста. Более того, носители языка нередко пренебрегают правилами употребления тех или иных единиц в потоке речи. Это может иметь негативное влияние на изучения языка, так как учащимися будет усвоен шаблон или фраза, которая является грамматически неверной. По этой причине все аудиовизуальные материалы необходимо тщательно отбирать, прежде чем представлять на уроке в качестве изучаемого продукта. Отбор может занять слишком много времени, поскольку помимо поиска необходимой лексики по определенной тематике педагогу также придётся следить за тем, чтобы вся информация в видеофрагменте была корректной.
Ещё одной проблемой может являться отбор аутентичных видеоматериалов в соответствии с учебным планом. При анализе комплектов, которые предоставляются школой для преподавания и изучения дисциплины, можно выявить факт того, что программа в принципе не предусматривает использование видеороликов в процессе обучения. Упражнения направленны на охват лексических единиц, грамматики английского языка, развитие навыков и умений аудирования, чтения и письма. Следовательно, данный вид деятельности нужно внедрять самостоятельно и адаптировать так, чтобы его использование не мешало основному плану и не вытесняло выполнение основных упражнений.
Методисты утверждают, что работа с видеоматериалами делится на три стадии: преддемонстрационный, демонстрационный, последемонстрационный [Гальскова, с. 136].
Цель преддемонстрационного этапа заключается в улучшении навыков аудирования и чтения, и акцент делается на активизацию знаний учеников и работу с новыми словами. В качестве примера могут быть использованы упражнения с вопросами по содержанию видеоролика; также можно предоставить список лексических единиц, которые будут использованы в ходе работы с аутентичным видеоматериалом. В ходе выполнения задания можно дать учащимся возможность сопоставить понятие с его дефиницией.
Демонстрационный этап предполагает введение записей в ходе работы с видеоматериалом. Учащимся необходимо конспектировать основные моменты видеофрагмента для дальнейшей работы. Таким образом, подростки могут выполнить подстановочные условно-речевые упражнения с использование новоизученных лексических единиц.
Последемонстарционный этап (тренировочный) характеризуется развитием продуктивных умений в устной и письменной речи на основе изученного видеоматериала в качестве домашнего задания. Следовательно, учащимся могут быть предложены упражнения в описание чего-либо или упражнения выражения (по Е. И. Пассову): написание эссе, составление диалога, с использованием изученной лексики.
Важно включать все три этапа в работу с новым аутентичным видеоматериалом, так как они обеспечивают качественное усвоение и изучение информации через ее проработку в разноформатных упражнениях.
Таким образом, аутентичные видеоматериалы являются важным элементом учебного процесса в решении и достижении поставленных целей и задач. При корректной организованной работе с аудиовизуальными формами на уроке иностранного языка:
При анализе нормативных документов, учебных пособий и научных статей, были выявлены следующие критерии, на которые нужно опираться при отборе аутентичных видеоматериалов:
С целью выявления влияния использования аутентичных видеоматериалов на процесс обучения (уровень усвоения полученных знаний, заинтересованность в предмете и повышение мотивации к изучению языка), был проведен опрос среди учащихся 9-ых классов.
Первый опрос был проведен после традиционного урока, на котором обучающимся было необходимо работать с текстовыми и аудиоматериалами из УМК. В то время как второй опрос был организован после занятия, на котором была использована разработка с использованием аутентичного видеоматериала, сочетающая в себе интерактивность, разнообразие заданий (имитационные, подстановочные, трансформационные), которые были направлен на все формы работы (индивидуальная, парная и групповая).
Данные опроса показали следующие результаты:
Анализируя полученные результаты, можно утверждать, что необходимо проводить подобные виды работ, так как данный подход благоприятно сказывается на образовательном процессе.
В заключении хотелось бы добавить, что данная технология, по объективным причинам, не может быть использована на каждом уроке, поскольку в процессе обучения необходимо комбинировать различные техники и подходы. Более того, на это потребуются значительные затраты не только личных, но и временных ресурсов учителя. Следовательно, следует выстроить определенный план использования видеоматериалов в течение всего процесса обучения, по которому будет следовать учитель. Тем не менее, как было озвучено ранее, аутентичные видеоматериалы имеют огромный лингводидактический потенциал. Помимо основных преимуществ (доступность, социокультурный компонент), они так же благоприятно влияют на повышение мотивации учащихся к изучению языка и их заинтересованности в процессе обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5
Ссылка для цитирования:
Поликарпова К.А. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 91 - 101. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9340 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*