'
Арзуманян Г.М.
СПЕЦИФИКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ *
Аннотация:
в статье рассматривается содержание понятия «компетентностный подход» применительно к системе среднего профессионального образования. Выявлена цель рассматриваемого подхода в профессиональном обучении. Определены условия и основные показатели сформированности профессиональных компетентностей
Ключевые слова:
компетентностный подход, профессиональное образование, проблемные задачи, ситуации неопределенности, саморазвитие
УДК 377.1
Арзуманян Г.М.
преподаватель специальных дисциплин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской федерации
Колледж многоуровневого профессионального образования
(г. Москва, Россия)
СПЕЦИФИКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в статье рассматривается содержание понятия «компетентностный подход» применительно к системе среднего профессионального образования. Выявлена цель рассматриваемого подхода в профессиональном обучении. Определены условия и основные показатели сформированности профессиональных компетентностей.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональное образование, проблемные задачи, ситуации неопределенности, саморазвитие.
В настоящее время компетентностный подход является приоритетным в образовательной политике нашего государства. Реализация данного направления осуществляется через технологию личностно – ориентированного обучения, предполагающего формирование личностных качеств будущего специалиста в сочетании с профессиональными компетенциями.
Рассматривая систему профессионального образования, автор Е.Е. Евдокимова акцентирует внимание на необходимости перехода от знаниевого подхода к деятельностному, когда развиваются навыки, помогающие овладению определенными компетенциями. Это дает возможность начинающему специалисту обрести экономическую и социальную независимость [2, с.86-90].
Проблемой компетентностного подхода занимались исследователи Н.Д Адаменко, Р.М. Бакиров, Л.В. Маркова, З.М. Альбекова, Е.Е. Евдокимова, Н.Н. Киселева, О.Е. Лебедев и др. Одновременно с этим в современной науке недостаточно полно освещена проблема применения инновационных технологий в системе среднего профессионального образования, способствующих развитию личностно – ориентированного обучения.
Рассмотрим более подробно содержание понятия «компетентностный подход» применительно к системе среднего профессионального образования. В работе О.Е. Лебедева компетентностный подход представлен комплексом принципов касаемых целей, содержания, организации, оценки образовательного процесса [4, с.3-18].
Также компетентностный подход предполагает формирование умения решать возникающие проблемы без посторонней помощи в различных видах деятельности, используя собственный опыт социального взаимодействия. Применение данного подхода способствует развитию основополагающих компетенций, способствующих самостоятельным решениям в неопределенных ситуациях [4, с.3-18].
Таким образом целью компетентностного подхода в обучении является решение проблемных вопросов разнообразного характера – познавательного, аналитического, аксиологического, социального, коммуникативного, профессионального (выбор профессии).
Профессиональная компетентность определяется как способность на основе теоретических знаний и практических умений осуществлять деятельность в определенной профессиональной сфере, а также правильно реагировать на изменяющиеся условия. По мнению Н.Н. Киселевой для ее формирования необходимо максимально приближать учебный процесс к будущей профессиональной деятельности. При этом в основе должно лежать решение профессиональных задач, направленных на активацию приобретенных знаний, умений, навыков достижения поставленных целей [3, с.42-45].
Предполагаемые задачи должны быть в начале простыми, в дальнейшем становясь все более нестандартными. Выпускник профессионального учреждения должен справляться с поставленной задачей любой сложности, что предполагает определенный порядок действий в ходе обучения специалиста среднего звена.
В исследованиях З.М. Альбековой отмечается необходимость использования модульно-информационных технологий обучения. При этом аудиторные и самостоятельные занятия должны быть направлены на стимуляцию познавательной деятельности обучающихся. Для контроля сформированности уровня профессиональной компетентности нужно своевременно проводить мониторинг знаний и умений[1, с.14].
Таким образом, в настоящее время уровень компетентности специалиста определяется широтой сферы деятельности и способностью самостоятельного принятия решения в ситуациях неопределенности. Сформированность профессиональных компетентностей зависит от устойчивой направленности на осуществление деятельности в избранной области, нестандартностью подхода к решению профессиональных задач, умением адекватно оценивать результаты своей деятельности и стремлением к саморазвитию и взаимодействию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5
Ссылка для цитирования:
Арзуманян Г.М. СПЕЦИФИКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 70 - 73. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9336 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*