'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 160

Просмотры  93 просмотров

Устюгова Е.В.

  


ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТА В ВУЗАХ *

  


Аннотация:
в современном мире в связи с резким снижением двигательной активности, малоподвижным образом жизни и увеличением эмоциональной нагрузки есть риск угрозы настоящего и будущего здоровья целого поколения молодых людей. Значимость подвижных игр в совокупности с различными физическими упражнениями возрастает. Данная статья показывает эффективность и целесообразность применения подвижных игр на занятиях физической культуры и спорта в ВУЗе. С помощью активных игр развиваются физические и психофизические качества, моделируются различные ситуации, мотивирующие студентов придерживаться здорового образа жизни и приобщение к занятиям спортом   

Ключевые слова:
подвижные игры, физическая культура, спорт, психофизическое развитие, игра, студенты, контрольные испытания   


УДК 796

Устюгова Е.В.

старший преподаватель кафедры физической культуры

Пермский государственный аграрно-технологический университет

имени академика Д. Н. Прянишникова

(г.Пермь,Россия)

 

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТА В ВУЗАХ

 

  Аннотация: в современном мире в связи с резким снижением двигательной активности, малоподвижным образом жизни и увеличением эмоциональной нагрузки есть риск угрозы настоящего и будущего здоровья целого поколения молодых людей. Значимость подвижных игр в совокупности с различными физическими упражнениями возрастает. Данная статья показывает эффективность и целесообразность применения подвижных игр на занятиях физической культуры и спорта в ВУЗе. С помощью активных игр развиваются физические и психофизические качества, моделируются различные ситуации, мотивирующие студентов придерживаться здорового образа жизни и приобщение к занятиям спортом.

 

  Ключевые слова: подвижные игры, физическая культура, спорт, психофизическое развитие, игра, студенты, контрольные испытания.

 

Современный ритм жизни, напряженная и интенсивная учебная деятельность, стрессовые ситуации требует от обучающихся не только физического, но и психического здоровья. Особую актуальность игры включает в плане психофизического развития, молодого поколения адаптации в обществе. Игра является ведущим типом деятельности подростка, она позволяет выполнять многие задания в эмоциональной форме, проявлять инициативу, фантазию, творчество, победам в спорте, успеху в жизни это путь к здоровью.

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. No 273-Ф3 «Об образовании в РФ» и Федеральном законе от 29 апреля 1999 г. No 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечено, что важными задачами физического воспитания в высших образовательных учреждениях являются укрепление здоровья подрастающего поколения. Соблюдение норм этического общения в учебной и игровой деятельности, а также коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности. Решению этих задач активно способствует игра, выступая как средство и метод физического воспитания.

В Пермском ГАТУ подвижные игры применяются на практических занятиях по физической культуре для улучшения уровня физического развития, ловкости, координации, быстроты, гибкости, силы и выносливости студентов. Важной задачей становится обращение внимания на образовательную и оздоровительную стороны таких занятий, а также на воспитание у студентов вежливости, воспитанности, умение работать в команде, честности, взаимопомощи, поддержки, умение проигрывать, умение справляться с положительными и отрицательными эмоциями. Эффективность практики по физической культуре и спорту во многом зависит от того, насколько она содержательна и интересна. Занятия проводятся с оптимальной нагрузкой и на высоком эмоциональном фоне с использованием большого выбора современных приемов и методов обучения двигательным действиям.

 В системе физического воспитания в высших учебных заведениях страны подвижным играм отводится незначительное место и это зря. Ведь проводить игры можно в любой сезон года, на открытом воздухе, в манеже, на катке и в бассейне. Продолжительность игры зависит от ее интенсивности, уровня физической подготовленности студентов, сложности двигательных движений, состояния здоровья учащегося. Содержание игр связано с использованием разнообразного инвентаря, что стимулирует студентов к определенным действиям: бегу, прыжкам, метанию в цель, ходьбе.

Цель работы: 1. Изучить и проанализировать влияние подвижных игр на уровень физического развития, ловкости, координации, быстроты, силы и выносливости студентов в начале и в конце учебного года.

2.Изучить и проанализировать психофизического развития студентов в начале и в конце учебного года.

Методами исследования являются изучение методической литературы, метод контрольных измерений и анкетирование.

Исследование проходило в два этапа:

1 этап: Сравнение уровня физического развития студентов проводимый два раза в год (сентябрь, май).

Проведен комплекс контрольных испытаний в котором принимали участие 38 юношей основной медицинской группы 1 курса ФГБОУ ВО Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д. Н. Прянишникова в возрасте от 17 до 22 лет.

Комплекс контрольных испытаний: челночный бег 3х10; прыжки через скакалку за 30 секунд; бросок и попадание баскетбольного мяча в корзину со штрафной линии (10 раз); набивание ракеткой шарика для пинг-понга за 30 секунд.

Таблица 1. Результаты контрольных испытаний.

 

Название испытания

Результат в начале учебного года

Результат в конце учебного года

Процентное соотношение

1

Челночный бег 3х10

8,2 с

7,9 с

 >3,7%

2

Прыжки через скакалку за 30 секунд

57,2 с

61,3 с

 >6,7%

3

Бросок и попадание баскетбольного мяча в корзину со штрафной линии (10 бросков)

4,6 раз

5,1 раз

> 9,9%

4

Набивание ракеткой шарика для пинг-понга за 30 секунд

54,5 раз

58,3 раз

>6,6%


Из таблицы 1 видно:

  • Челночный бег 3х10 (скоростно-силовая выносливость) улучшение результата на 3,7%.
  • Прыжки через скакалку за 30 секунд (ловкость, выносливость, скоростно-силовые качества) улучшение результата на 6,7%.
  • Бросок и попадание баскетбольного мяча в корзину со штрафной линии 10 бросков (меткость и координация) результат улучшен на 9,9%.
  • Набивание ракеткой шарика для пинг-понга за 30 секунд (ловкость, внимательность, координация движений) улучшение результата на 6,6%.

По итогам проведённого исследования можно сделать вывод, что регулярные занятия физической культурой и подвижными играми повышают общую физическую подготовленность занимающихся. Зафиксирован рост скоростных, координационных, показателей, выносливости.
 2 этап: Проведение анкетирования и анализ полученных данных проводимый два раза в год (сентябрь, май).

В анкетировании принимали участие 56 респондентов, студенты 1 курса ПГАТУ в возрасте от 17 до 22 лет. Вопросы были поставлены в таком ключе, что знают студенты о подвижных играх; нравится ли им играть в них; в подвижных играх вам больше нравится быть лидером(ведущим) или простым игроком; какие эмоции они получают во время игры

Рис.1

На вопрос «Знаете ли вы, что такое подвижные игры?» в начале учебного года 72% опрошенных дали положительный ответ, отрицательно ответили 11% и 17% затрудняются ответить. На тот же вопрос в конце учебного года положительно ответили 100% опрашиваемых.

Рис. 2

На вопрос «Нравится ли вам играть в подвижные игры?» в сентябре 68% - ответили положительно, отрицательно ответили 22% и 10% никогда не играли. На тот же вопрос в мае положительно ответили 88%, что на 20% выше результата опроса в сентябре. Отрицательный ответ дали 12%, что на 10% выше предыдущего опроса. Никогда не играл улучшение результата на 10%.

Рис.3

На вопрос «Какие подвижные игры вам нравятся?» ответ студентов в начале учебного года: командные 45%, "сам за себя" 46% и 12% затрудняются ответить. Ответы на тот же вопрос в мае: командные -88%, что на 43% выше результата сравнительно начала года. "сам за себя" 11% улучшение результата на 32%.Затрудняюсь ответить 1% улучшение результата на 11%.

Рис.4

На вопрос «Какую роль в игре вы хотели бы занимать?» в сентябре студенты ответили: роль лидера 17%. Роль второстепенного игрока 52% и 31% затрудняюсь ответить. На тот же вопрос в мае роль лидера 34 %, результат улучшился на 17%. Роль второстепенного игрока 11% улучшение результата на 32%. Затрудняюсь ответить 1% улучшение результата на 11%.

Рис. 5

На вопрос «Какие эмоций вы испытываете во время игры?» Сентябрь: положительные 72%. Отрицательные 12% и никаких 9%. Май: положительные 86 %, увеличение результата на 14%. Отрицательные 12% увеличение результата на 7%. Отрицательные 2% улучшение результата на 7%.

Поводя итог, для успешности учебно-профессиональной деятельности студентов важно отметить, что регулярные занятия физической культурой и подвижными играми повышают общую физическую подготовленность, укрепляют здоровье студентов вуза. Это благоприятно воздействует на развитие всех органов и систем подрастающего поколения. Также важно, в каком эмоциональном состоянии находится студент. Умение переключать внимания. Наиболее благоприятное эмоциональное состояние студентов характеризуется спокойствием, энергичностью, приподнятостью настроения, уверенностью в себе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Былева Л. В., Короткое И. М., Климкова Р. В. Подвижные игры. И., 2002.

2. Габриеилян, К. Г. 500 тестов по дисциплине «Физическая культура» / К. Г. Габриеилян, Б. В. Ермолаев. - М. : Физкультура и Спорт, 2006. - 122 с.

3. Жуков М. Н. Ж 86 Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с. )

4. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 1. СПб. : Тип. А. Бенке, 1909. 144 с.

5. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры. М., 1991.

6. Пахомова С. В., Витун Е. В. Подвижные игры и эстафеты в системе физического воспитания студентов. Методические указания. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. – 24 с.

7. Рахимов М. И. Сто упражнений по развитию технических навыков у юных баскетболистов. Учебно - методическое пособие. – Казань: КГУ, 2015. – 32 с.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Устюгова Е.В. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТА В ВУЗАХ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 1116 - 1122. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9325 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9325



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.