'
Устюгова Е.В.
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТА В ВУЗАХ *
Аннотация:
в современном мире в связи с резким снижением двигательной активности, малоподвижным образом жизни и увеличением эмоциональной нагрузки есть риск угрозы настоящего и будущего здоровья целого поколения молодых людей. Значимость подвижных игр в совокупности с различными физическими упражнениями возрастает. Данная статья показывает эффективность и целесообразность применения подвижных игр на занятиях физической культуры и спорта в ВУЗе. С помощью активных игр развиваются физические и психофизические качества, моделируются различные ситуации, мотивирующие студентов придерживаться здорового образа жизни и приобщение к занятиям спортом
Ключевые слова:
подвижные игры, физическая культура, спорт, психофизическое развитие, игра, студенты, контрольные испытания
УДК 796
Устюгова Е.В.
старший преподаватель кафедры физической культуры
Пермский государственный аграрно-технологический университет
имени академика Д. Н. Прянишникова
(г.Пермь,Россия)
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТА В ВУЗАХ
Аннотация: в современном мире в связи с резким снижением двигательной активности, малоподвижным образом жизни и увеличением эмоциональной нагрузки есть риск угрозы настоящего и будущего здоровья целого поколения молодых людей. Значимость подвижных игр в совокупности с различными физическими упражнениями возрастает. Данная статья показывает эффективность и целесообразность применения подвижных игр на занятиях физической культуры и спорта в ВУЗе. С помощью активных игр развиваются физические и психофизические качества, моделируются различные ситуации, мотивирующие студентов придерживаться здорового образа жизни и приобщение к занятиям спортом.
Ключевые слова: подвижные игры, физическая культура, спорт, психофизическое развитие, игра, студенты, контрольные испытания.
Современный ритм жизни, напряженная и интенсивная учебная деятельность, стрессовые ситуации требует от обучающихся не только физического, но и психического здоровья. Особую актуальность игры включает в плане психофизического развития, молодого поколения адаптации в обществе. Игра является ведущим типом деятельности подростка, она позволяет выполнять многие задания в эмоциональной форме, проявлять инициативу, фантазию, творчество, победам в спорте, успеху в жизни это путь к здоровью.
В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. No 273-Ф3 «Об образовании в РФ» и Федеральном законе от 29 апреля 1999 г. No 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечено, что важными задачами физического воспитания в высших образовательных учреждениях являются укрепление здоровья подрастающего поколения. Соблюдение норм этического общения в учебной и игровой деятельности, а также коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности. Решению этих задач активно способствует игра, выступая как средство и метод физического воспитания.
В Пермском ГАТУ подвижные игры применяются на практических занятиях по физической культуре для улучшения уровня физического развития, ловкости, координации, быстроты, гибкости, силы и выносливости студентов. Важной задачей становится обращение внимания на образовательную и оздоровительную стороны таких занятий, а также на воспитание у студентов вежливости, воспитанности, умение работать в команде, честности, взаимопомощи, поддержки, умение проигрывать, умение справляться с положительными и отрицательными эмоциями. Эффективность практики по физической культуре и спорту во многом зависит от того, насколько она содержательна и интересна. Занятия проводятся с оптимальной нагрузкой и на высоком эмоциональном фоне с использованием большого выбора современных приемов и методов обучения двигательным действиям.
В системе физического воспитания в высших учебных заведениях страны подвижным играм отводится незначительное место и это зря. Ведь проводить игры можно в любой сезон года, на открытом воздухе, в манеже, на катке и в бассейне. Продолжительность игры зависит от ее интенсивности, уровня физической подготовленности студентов, сложности двигательных движений, состояния здоровья учащегося. Содержание игр связано с использованием разнообразного инвентаря, что стимулирует студентов к определенным действиям: бегу, прыжкам, метанию в цель, ходьбе.
Цель работы: 1. Изучить и проанализировать влияние подвижных игр на уровень физического развития, ловкости, координации, быстроты, силы и выносливости студентов в начале и в конце учебного года.
2.Изучить и проанализировать психофизического развития студентов в начале и в конце учебного года.
Методами исследования являются изучение методической литературы, метод контрольных измерений и анкетирование.
Исследование проходило в два этапа:
1 этап: Сравнение уровня физического развития студентов проводимый два раза в год (сентябрь, май).
Проведен комплекс контрольных испытаний в котором принимали участие 38 юношей основной медицинской группы 1 курса ФГБОУ ВО Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д. Н. Прянишникова в возрасте от 17 до 22 лет.
Комплекс контрольных испытаний: челночный бег 3х10; прыжки через скакалку за 30 секунд; бросок и попадание баскетбольного мяча в корзину со штрафной линии (10 раз); набивание ракеткой шарика для пинг-понга за 30 секунд.
Таблица 1. Результаты контрольных испытаний.
|
Название испытания |
Результат в начале учебного года |
Результат в конце учебного года |
Процентное соотношение |
1 |
Челночный бег 3х10 |
8,2 с |
7,9 с |
>3,7% |
2 |
Прыжки через скакалку за 30 секунд |
57,2 с |
61,3 с |
>6,7% |
3 |
Бросок и попадание баскетбольного мяча в корзину со штрафной линии (10 бросков) |
4,6 раз |
5,1 раз |
> 9,9% |
4 |
Набивание ракеткой шарика для пинг-понга за 30 секунд |
54,5 раз |
58,3 раз |
>6,6% |
Из таблицы 1 видно:
По итогам проведённого исследования можно сделать вывод, что регулярные занятия физической культурой и подвижными играми повышают общую физическую подготовленность занимающихся. Зафиксирован рост скоростных, координационных, показателей, выносливости.
2 этап: Проведение анкетирования и анализ полученных данных проводимый два раза в год (сентябрь, май).
В анкетировании принимали участие 56 респондентов, студенты 1 курса ПГАТУ в возрасте от 17 до 22 лет. Вопросы были поставлены в таком ключе, что знают студенты о подвижных играх; нравится ли им играть в них; в подвижных играх вам больше нравится быть лидером(ведущим) или простым игроком; какие эмоции они получают во время игры
Рис.1
На вопрос «Знаете ли вы, что такое подвижные игры?» в начале учебного года 72% опрошенных дали положительный ответ, отрицательно ответили 11% и 17% затрудняются ответить. На тот же вопрос в конце учебного года положительно ответили 100% опрашиваемых.
Рис. 2
На вопрос «Нравится ли вам играть в подвижные игры?» в сентябре 68% - ответили положительно, отрицательно ответили 22% и 10% никогда не играли. На тот же вопрос в мае положительно ответили 88%, что на 20% выше результата опроса в сентябре. Отрицательный ответ дали 12%, что на 10% выше предыдущего опроса. Никогда не играл улучшение результата на 10%.
Рис.3
На вопрос «Какие подвижные игры вам нравятся?» ответ студентов в начале учебного года: командные 45%, "сам за себя" 46% и 12% затрудняются ответить. Ответы на тот же вопрос в мае: командные -88%, что на 43% выше результата сравнительно начала года. "сам за себя" 11% улучшение результата на 32%.Затрудняюсь ответить 1% улучшение результата на 11%.
Рис.4
На вопрос «Какую роль в игре вы хотели бы занимать?» в сентябре студенты ответили: роль лидера 17%. Роль второстепенного игрока 52% и 31% затрудняюсь ответить. На тот же вопрос в мае роль лидера 34 %, результат улучшился на 17%. Роль второстепенного игрока 11% улучшение результата на 32%. Затрудняюсь ответить 1% улучшение результата на 11%.
Рис. 5
На вопрос «Какие эмоций вы испытываете во время игры?» Сентябрь: положительные 72%. Отрицательные 12% и никаких 9%. Май: положительные 86 %, увеличение результата на 14%. Отрицательные 12% увеличение результата на 7%. Отрицательные 2% улучшение результата на 7%.
Поводя итог, для успешности учебно-профессиональной деятельности студентов важно отметить, что регулярные занятия физической культурой и подвижными играми повышают общую физическую подготовленность, укрепляют здоровье студентов вуза. Это благоприятно воздействует на развитие всех органов и систем подрастающего поколения. Также важно, в каком эмоциональном состоянии находится студент. Умение переключать внимания. Наиболее благоприятное эмоциональное состояние студентов характеризуется спокойствием, энергичностью, приподнятостью настроения, уверенностью в себе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Былева Л. В., Короткое И. М., Климкова Р. В. Подвижные игры. И., 2002.
2. Габриеилян, К. Г. 500 тестов по дисциплине «Физическая культура» / К. Г. Габриеилян, Б. В. Ермолаев. - М. : Физкультура и Спорт, 2006. - 122 с.
3. Жуков М. Н. Ж 86 Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с. )
4. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 1. СПб. : Тип. А. Бенке, 1909. 144 с.
5. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры. М., 1991.
6. Пахомова С. В., Витун Е. В. Подвижные игры и эстафеты в системе физического воспитания студентов. Методические указания. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. – 24 с.
7. Рахимов М. И. Сто упражнений по развитию технических навыков у юных баскетболистов. Учебно - методическое пособие. – Казань: КГУ, 2015. – 32 с.
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4
Ссылка для цитирования:
Устюгова Е.В. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТА В ВУЗАХ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 1116 - 1122. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9325 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*