'
Ульянова Е.Ю.
ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОРСКОЙ МЕТОДИКИ ОТБОРА ПЕРСПЕКТИВНЫХ, ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В КОННОМ СПОРТЕ *
Аннотация:
статья посвящена выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей в конном спорте. Проведенное исследование позволяет утверждать, что авторская методика отбора оказалась достаточно целесообразной для использования в процессе определения перспективности, одаренности детей в конном спорте и уменьшения травматизма на занятиях
Ключевые слова:
конный спорт, отбор детей в спорте, детский спорт
УДК 796
Ульянова Е.Ю.
Директор Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования
Республики Коми «Спортивная школа по конному спорту»
(г. Сыктывкар, Россия)
ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОРСКОЙ
МЕТОДИКИ ОТБОРА ПЕРСПЕКТИВНЫХ,
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В КОННОМ СПОРТЕ
Аннотация: статья посвящена выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей в конном спорте. Проведенное исследование позволяет утверждать, что авторская методика отбора оказалась достаточно целесообразной для использования в процессе определения перспективности, одаренности детей в конном спорте и уменьшения травматизма на занятиях.
Ключевые слова: конный спорт, отбор детей в спорте, детский спорт.
Проблеме воспитания одаренных детей уделялось особое внимание во все времена. Например, мыслитель Конфуций еще в V в. до н.э. размышлял об одарённых детях, предлагая отбирать таковых и интенсивно их развивать. Одной из их основных тенденций нынешнего времени является работа с одаренными детьми как приоритетная государственная и общественная задача. Уникальность одаренных и талантливых детей требует разумной поддержки в их развитии, сложность их выявления и работы с ними обусловлена недостаточным уровнем имеющихся знаний.
В России проблема одаренности разрабатывалась, преимущественно, в
рамках психологии и педагогики учеными Ю.Б. Бабаевой, В.Н. Дружининым, А.М. Матюшкиным, В.И. Пановым, А.И. Савенковы М.А. Холодной, В.Д. Шадриковым и др.
Спорт в целом состоит из трех элементов: спортивного отбора, тренировок и соревновательной деятельности. Эти три ядра являются основой, через которую проявляется функция и развитие сферы спорта. Рассматривая спорт, как профессиональную деятельность человека, подчеркнем важность спортивного отбора. Спортивный отбор-процесс поиска наиболее одаренных людей, способных достичь высоких результатов в конкретном виде спота. Ряд авторов отмечают (Бальсевич В.К., Брянкин С.В., Гужаловский А.А.), что выявление предрасположенностей, а также ускоренный процесс современного спорта и сильное обострение на международной арене обусловили актуальность проблематики спортивного отбора в ее исследовательских и организационно-практических аспектах. Проблеме отбора в последние несколько десятилетий посвящено достаточно много исследований и публикаций. Тем не менее, само понятие «спортивный отбор» пока не получило вполне согласованного истолкования. Большинство специалистов, так или иначе, связывают его с заблаговременным распознаванием индивидуальной предрасположенностью (задатки, способность, одаренность).
Не случайно в теории и практике спорта все чаще выдвигается на первое место проблема спортивной одаренности в спорте, но все равно еще остается не до конца решенным вопрос, на базе каких показателей и как провести отбор, чтобы его эффективность была максимальной. Для занятий спортом чаще предпочтение отдается детям, которые к моменту отбора обладают, по мнению специалистов, производящих отбор, необходимым набором качеств и свойств, требующихся в том виде спорта, которым в дальнейшем будет заниматься ребенок. Выбранное направления исследования посвящено проблеме первичного отбора в спортивные школы по конному спорту, так как вступительные испытания, предусмотренные Федеральным стандартом (2013), не дают возможность выявить перспективных и одаренных спортсменов-конников. В специальной литературе по конному спорту нет примеров системы первичного отбора, исключающей эти недостатки.
В период с 2017 года по 2019 год на базе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Спортивной школы по конному спорту», в группах начальной подготовки проходило исследование в три этапа. Первый этап: проводились контрольные испытания для отбора детей в группы начальной подготовки согласно требованию Федерального стандарта. Второй этап: провели дополнительно экспериментальные тесты и анкетирование в группе другого тренера. Третий этап: проведен анализ и оценка эффективности авторской методики для определения одаренности и перспективности в данном спорте. Контрольная и экспериментальная группы тренировались по одной и той же программе «Программа спортивной подготовки в области физической культуры и спорта по виду спорта - конный спорт для этапов начальной подготовки 1 и 2 года обучения».
Авторская методика предназначена для выявления наиболее одаренных и расположенных к данному виду спорта детей и состояла из четырех обоснованных методов: Проба Ромберга направлена на проверку чувствительности, деятельности вестибулярного аппарата и адаптации зрения. Тест выявляет нарушения организма, опорно-двигательного аппарата, определяет физическую подготовку человека. Проба Яроцкого позволяет определить порог чувствительности вестибулярного анализатора. Психологический опросник Басса–Дарки предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Психологический опросник Шуберта показывает готовность рисковать и насколько риск является необходимым и целесообразным.
При внедрении авторского варианта комплекса методов, для первичного отбора в группы начальной подготовки спортивных школ по конному спорту были получены результаты, что психологические тесты (опросник Шуберта и опросник Басса-Дарки), 60 % испытуемых прошли на среднем уровне, 40 % получили высокие баллы, по итогам двух тестов. По итогам пробы Яроцкого 40 % испытуемых справились с заданной задачей пробы, а с пробой Ромберга справилось 50%. По итогам двух проб 3% от всего числа испытуемых показали высокий уровень. Для оценки эффективности авторского варианта комплекса методов, нами были выбраны специальные критерии. Соревновательная результативность оценивалась по количеству набранных баллов в соревнованиях в течение второго года
обучения. Для характеристики травматизма подсчитывалось количество падений с лошади в течение первого и второго годов обучения.
Проводя анализ критериев оценки эффективности авторской методики и результаты экспериментальных методов контроля было выявлено, что 3% испытуемых, показавших относительно высокие результаты в соревнованиях (баллы, места), при этом характеризовались малым количеством падений (0-8 раз) и успешно справились со всеми предложенными испытаниями.
Анализ документальных источников (протоколы соревнований) показал, что экспериментальная группа по сумме всех соревнований выступала существенно лучше контрольной группы.
Разница в результатах соревнований исследуемых групп подтверждает, что авторская методика отбора позволила выявить талантливых детей, имеющих более лучшие задатки баланса, координации и смелости, необходимые в конном спорте.
Рис. 1. Результаты выступления в соревнованиях опытных групп
Здесь и далее на рисунках вертикальные линии – ошибка средней арифметической величины. Звездочками показан уровень значимости отличий групповых показателей * - Р <0,05. На втором году обучения среднегрупповой показатель контрольной группы составил 5,0±0,61 случаев, что значительно хуже, чем у экспериментальной группы 2,9±0,60 раз (Р<0,05).
Рис. 2. Результаты травматизма опытных групп кол-во
На втором году обучения среднегрупповой результат контрольной группы составил 5±0,6 раз, что значительно выше результата экспериментальной группы 2,91±0,6 раз (Р<0,05).
Таким образом, в ходе исследования выявлено, что авторская методика первичного отбора талантливых спортсменов является эффективной. Тем самым мы можем на начальном уровне выявлять и поддерживать, одаренных детей и уменьшить травматизм на тренировочных занятиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4
Ссылка для цитирования:
Ульянова Е.Ю. ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОРСКОЙ МЕТОДИКИ ОТБОРА ПЕРСПЕКТИВНЫХ, ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В КОННОМ СПОРТЕ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 1110 - 1115. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9324 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*