'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 142

Просмотры  35 просмотров

Галимова Р.Ф.

  


ВЛИЯНИЕ ЛЕССОВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ В ГОРОДЕ САМАРА *

  


Аннотация:
в работе описаны как образовались лессовые отложения на территории города Самары, проанализированы инженерно-геологические материалы, дающие рекомендации по предупреждению негативных последствий просадочного процесса при строительстве зданий и сооружений   

Ключевые слова:
просадочные свойства, просадочные грунты, лессовые отложения   


УДК 692.113

Галимова Р.Ф.
магистрант кафедры “Строительная механика,

инженерная геология, основания и фундаменты”
Архитектурно-строительная академия

Самарский государственный технический университет
(г. Самара, Россия)

ВЛИЯНИЕ ЛЕССОВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ

НА СТРОИТЕЛЬСТВО ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

В ГОРОДЕ САМАРА

 

Аннотация: в работе описаны как образовались лессовые отложения на территории города Самары, проанализированы инженерно-геологические материалы, дающие рекомендации по предупреждению негативных последствий просадочного процесса при строительстве зданий и сооружений.

 

Ключевые слова: просадочные свойства, просадочные грунты, лессовые отложения.

 

 Лёссовые породы в окрестностях Самары стали предметом геологических исследований еще в XIX веке, когда возник небезосновательный интерес к решению вопросов, связанных с их распространением и генезисом. Так в 1874 году один из первых исследователей геологии края А, Л. Чекановский выдвинул гипотезу озерно-морского происхождения этих отложений в связи с возможной трансгрессией реки Волга в послетретичное время. Существует и третье мнение о генезисе лёссовых толщ - они рассматриваются как делювиальный «намывной» продукт. Эта гипотеза нашла свое отражение в работе К.И. Богдановича 1896 года. Нужно сказать, что термин loss (рыхлый) был предложен Ч. Лайелем еще в 1834 г. для обозначения древнеаллювиальных отложений долины Рейна, а об эоловом происхождении лёссов впервые заявил Вирлэ Дъау в 1857 г., который встретил их на севере Мексики и назвал серовато-желтой почвой. Таким образом, интерес геологов к изучению лёссовых отложений был не случаен - об этих специфических континентальных образованиях уже было известно в Мире.

Идея эолового происхождения лёссов получила свое дальнейшее развитие в работе В.А. Обручева 1911 года, где говорилось о возможности привноса атмосферной пыли из монгольских степей, с морен и ледниковоозёрных образований. Однако позднее он делает вывод о том, что «... редко встречаются лёссы и лессовидные породы, созданные одним процессом; к эоловой пыли на склонах присоединяется пролювиальный, делювиальный или аллювиальный материал и, наоборот, в состав пролювия, делювия, аллювия в разном количестве попадает эоловая пыль» (Обручев, 1953,с. 17).

Интенсивное комплексное изучение лёссовых грунтов в XX веке связано с инженерно-геологическими исследованиями, поскольку эти образования занимают около 3,2 % суши по подсчётам Э.В. Кадырова и несколько больше -3,9 %, по данным В.П. Ананьева (Лёссовый покров..., 2001) и представляют собой наиболее удобные и одновременно опасные территории для инженерно хозяйственной деятельности человека. На юге территории «инженерно геологический блок», связанный с Самарой, включает, преждевсего, работы А.И. Москвитина - специалиста в области четвертичной геологии, который, начав со сбора материалов в архивах и библиотеках Москвы и Ленинграда, посетил затем геологические и проектные организации, побывал он и в Самаре. А.И. Москвитиным были проанализированы инженерно-геологические материалы, дающие рекомендации по предупреждению негативных последствий просадочного процесса в лёссовых грунтах при строительстве зданий и сооружений; формирование лессовидных суглинков Самарского участка он связывает с эоловыми процессами ледникового периода (Москвитин, 1940). Позднее, в 1957 году, при детальном изучения этих отложений в районе строительства Жигулевская ГЭС, приходит к выводам о делювиальном способе накопления пылеватого материала.

В дальнейшем инженерно-геологические исследования лёссовых грунтов достаточно длительное время носили региональный характер, а территория Самары в редких случаях занимала отдельную ячейку на этом фоне. В 1948 году была опубликована статья В.И. Солоненко по вопросам инженерной геологии, где лёссовые породы рассматривались как эоловые образования; в более поздних работах он продолжал отстаивать эту точку зрения, объясняя её выдержанными на огромной территории фанулометрическим составом и геотехническими свойствами, которые соответствовали во многом типичным лёссам (Солоненко, 1960). Заметим, что выполненные в 80-90-х годах исследования опорных разрезов урбанизированных территорий (переход от регионального на локальный уровень) эту «выдержанность» не подтвердили. Автор обращает особое внимание на способность лёссовых грунтов к просадкам и приводит примеры катастроф, предпосылкой для которых послужили неправильная оценка и недостаточное внимание к изучению этого процесса в Самарском регионе. В этот же период И.И. Молодых проводил инженерно-геологические исследования лёссовых пород на территории распростронения реки Волга, изучены условия их распространения, описаны характерные разрезы, выделены делювиальные, пролювиально-делювиальные иаллювиальные генетические типы; установлены три группы по степени просадочности - типичные лёссы (d, pd) с коэффициентом (Ssi) > 0,06-0,08 при 0,3 МПа, лессовидные суглинки и супеси (d, pd, а) - 0,02-0,06, супеси исуглинки со слабо выраженными признаками просадочности (Молодых, 1958). Таким образом, автором признается полигенетичность лёссовых отложений и разнородность их просадочных свойств. Исследования были продолжены во время инженерно-геологических работ в зоне влияния Куйбышевского водохранилища.

В 60-е годы региональные инженерно-геологические исследования лёссовых пород юго-западной части Самарского амфитеатра проводились под руководством Г.Б. Пальшина и В.Д.Ломтадзе. Так в 1963 году в журнале «Геология и геофизика» вышла статья Т.Г. Гурьяновой, в которой была сделана попытка объяснить генезис лёссовых пород в Самаре на основе впервые полученных результатов по изучению их минерального состава (Гурьянова, 1963). Итогом явились две кандидатские диссертации и ряд публикаций, где рассматривались вопросы формирования лёссовых отложений, результаты комплексных исследований их микроструктуры по петрографическим шлифам, гранулометрического и химико-минералогического состава, а также физико механических свойств; на качественном уровне установлены взаимосвязи просадочности с глинистыми минералами (Лёссовые породы СССР, 1966;Физико-механические свойства..., 1968). В. Д. Ломтадзе писал о том, что выполненные при его участии в районе Самары полевые испытания лёссовых грунтов опытными нагрузками показали: просадка от замачивания превышает осадку под нагрузкой в условиях природной влажности в 3-7 раз; он отмечает слабую изученность территории и недостаточное обобщение имеющихся данных по просадочности, поэтому подчеркивает очевидность дальнейшего исследования в этом направлении (Физико-механические свойства..., 1968).

Начиная с 30-х годов, на территории Самары постоянно проводились крупно масштабные инженерно-геологические изыскания на различных строительных площадках, где исследования лёссовых грунтов выполнялись в соответствии с нормативными документами. К сожалению, произошло весьма парадоксальное явление: несмотря на обширный материал, полученный напротяжении десятилетий, термин «лёссовый грунт» в 70-х годах исчез из технических отчетов, лёссовые породы перестали картироваться, как будто их никогда не было, правда, появились «макропористые грунты», для которых рекомендовалось определять просадочность. Этот парадокс внастоящее время закреплён «в законодательном порядке» - ГОСТ 25100-9536 (Грунты, Классификация,) исключил понятие «лёссовый грунт» из сообщества природных дисперсных грунтов.

Несмотря на эту своеобразную ситуацию, в Самаре продолжаются специальные исследования просадочности лёссовых толщ. Площадки под строительство, а также основания эксплуатируемых сооружений в районах распространения лёссовых грунтов отражают естественную реакцию техногенного воздействия на объекты геологической среды. Учитывая это, возникает необходимость в более детальной и комплексной оценке просадочного процесса с целью предотвращения связанных с ним негативных последствий. Таким образом, современный этап характеризуется переходом от единичных опорных разрезов к природно-технической системе, когда изучается основание будущего сооружения или состояние грунтовой толщи под существующими зданиями и сооружениями.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Ларионов А.К. Методы исследования структуры грунтов. - М.: Недра,1971.-200 с.
  2. Лёссовые породы СССР. - М.: Наука, 1966. - 256 с.
  3. Григорьева И.Ю. Микростроение лёссовых пород как основа для прогноза их просадочности // Инженерная геология массивов лёссовых пород.Тр. Межд. науч. конф. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - С. 18-19.
  4. Баранова, М. Н. Влияние крупных равнинных водохранилищ на геотехническое состояние лёссовых грунтов / М. Н. Баранова, А. В. Мальцев, Д. И. Васильева // Градостроительство и архитектура. – 2017. – Т. 7, № 2(27). – С. 9-14.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Галимова Р.Ф. ВЛИЯНИЕ ЛЕССОВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ В ГОРОДЕ САМАРА // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 1007 - 1012. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9307 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9307



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.