'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 115

Просмотры  124 просмотров

Сабиров И.А.

  


ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЭМОЦИИ В БАШКИРСКОМ ЯЗЫКЕ *

  


Аннотация:
в статье дается обзор фразеологизмов, являющихся названиями эмоций в башкирском языке. Отмечается их отнесенность к фразеологической номинации   

Ключевые слова:
фразеологизм, номинация, эмоции, башкирский язык   


УДК 811.512.14

Сабиров И.А.

аспирант ИИЯЛ УФИЦ РАН

(г. Уфа, Россия)

 

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЭМОЦИИ В БАШКИРСКОМ ЯЗЫКЕ

 

Аннотация: в статье дается обзор фразеологизмов, являющихся названиями эмоций в башкирском языке. Отмечается их отнесенность к фразеологической номинации.

 

Ключевые слова: фразеологизм, номинация, эмоции, башкирский язык.

 

Теория номинации занимается изучением не только первичных номинаций, в ряду которых исследуются отдельные слова, чаще немотивированные, произвольные. Существенную часть номинаций составляют вторичные номинации, сущность которых сводится к образованию мотивированных слов, обусловленных значениями их компонентов. К вторичным номинациям относятся фразеологические номинации, т.е. обозначения фрагментов окружающей действительности через фразеологизмы. В настоящее время фразеологическая номинация представляет собой целостную теорию (труды Н.Ф. Алефиренко, В.Г. Гака, В.П. Губарева, Ю.П. Солодуба и др.). В данной статье рассматриваются фразеологические номинации, выражающие эмоции в башкирском языке.

К основным характеристикам фразеологических номинаций исследователи относят их раздельнооформленность, наличие ассоциативной связи с явлениями или предметами, наименования которых выступают компонентами фразеологизмов. Последнее дает возможность фразеологизмам выражать отношение к окружающему миру, тем самым включая в свое содержание эмоциональную оценку. На это указывает Н.Ф. Алефиренко, говоря, что к основным признакам фразеологического значения относятся «выражение отношения к уже познанному, субъективные элементы (коннотация) и эмотивная функция» [Алефиренко, 1982, с. 176–180]. Кроме того, фразеологизмам присуще отражение национального мировидения, что составляет культурологическую ценность.

Эмоциональность человека в языковом преломлении принято обозначать термином эмотивность. Эмоция как форма отношения человека к действительности всегда сопровождается оценкой [Клычков, 1961: 63-71]. Подобная чувственная оценка явлений часто свое лексическое воплощение получает через фразеологизмы, которые выражают настроение, переживания человека. При этом фразеологизмы сами выступают названиями чувств человека, тем самым становясь единицами фразеологической номинации, репрезентирующими эмоции. Неслучайно фразеологизмы приводятся в одном синонимическом ряду с лексемами в словарях синонимов.

Эмоции, имея в своем составе оценку, подразделяются на три подвида: положительные, отрицательные, нейтральные. Однако в языке их частотность различна. Обратимся к примерам из башкирского языка.

В ходе нашего исследования мы проанализировали материалы «Фразеологического словаря башкирского языка» (Уфа, 1996), составленного З.Г. Ураксиным. Методом сплошной выборки было отобрано более пятисот башкирских фразеологических единиц, относящихся к сфере эмоций. Далее была проведена их семантическая классификация. Как оказалось, два крайних проявления эмоций – положительные и отрицательные – ярче всего получают свои наименования средствами фразеологической номинации, из них количество сочетаний пейоративной оценки значительно выше:

  1. Фразеологические единицы, выражающие негативную эмоцию (например, ауыҙға ҡаптырғанды йота алмау упустить) составляют 65% от исследуемых фразеологизмов.
  2. Фразеологические единицы, выражающие нейтральную эмоцию (билғау аҫтын нығытыу, ҡорһаҡты нығытыу кушать, есть), составляют 15%.
  3. Фразеологические единицы, выражающие положительную эмоцию (аяҡ (табан) ергә теймәүидти, радуясь), составляют 20%.

Как видим, негативная эмоция гораздо больше подвергается обозначению через лексические средства, в том числе и через фразеологизмы.

На основе изучения данных фразеологических номинаций обнаруживается ряд особенностей.

  1. В башкирском языке эмотивность, будучи явлением абстрактным, закреплена во фразеологических номинациях, которые описательно передают то или иное чувство человека: баш ҡайнатыу думать, баш ҡатырыу морочить голову, елеккә үтеү изнуряться.
  2. В башкирском языке во фразеологизмах, выражающих чувства людей, очень часто в качестве центрального компонента используются соматизмы: бауыр печень, йөрәк сердце, күҙ глаз, ҡан кровь, эс живот и др., что связано со спецификой восприятия мира башкир. Так, йөрәк сердце как средоточие чувств, источник переживаний, участвует в образовании многих фразеологизмов: йөрәге күкрәгенә һыймау рваться, стремиться, йөрәк баҫылыу успокоиться, йөрәк дерелдәү бояться, йөpәгенә йөн үҫкән безынициативный, йөрәккә ҡан һауыу мучиться и др. Ср.: в тюркских языках самые различные эмоции: горечь, злоба, мщение, вражда, неприязнь, пререкание, препирательство, ненависть, страх, мужество, отвага размещается или оказывается связанным с желчным пузырем или желчью [Ягафарова, 2018: 85].
  3. Часть фразеологических номинаций является эвфемизмами, чему способствует использование их компонентов в переносном смысле: башты ашаупогубить, башы тишек понимать (о языке), баш һалыуумереть.
  4. В структуре фразеологических номинаций сохранились древние представления народа о мироустройстве. Например, сочетания тамаҡ туйҙырыу, тамаҡ ялғаукушать, тамаҡ еүешләү, тамаҡ ебетеү, тамаҡ йомшартыу пить, тамаҡ аҫрау жить, тамаҡ саҡырыу икатьговорят об особом отношении народа к горлу, о том, что оно воспринималось как нечто отдельное от сущности человека, которое нужно прокормить, накормить, напоить. Это же можно проследить и в произведениях устного народного творчества тюрков.
  5. Фразеологические номинации эмоций используются в стилистических целях для передачи того или иного отношения к субъекту или объекту высказывания автора / рассказчика: ауыҙы көрәк менән тишкән сплетник, йөрәк ҡатыу обозлиться, бәлеш ауыҙплакса.
  6. Некоторые эмоции обозначаются целым рядом синонимичных фразеологических номинаций: тәҡәтте ҡоротоу, теңкәгә тейеү, теңкәне ҡоротоу, үҙәккә үтеү, быуынға төшөү, елкәгә тейеү, йәнгә тейеү, елеккә үткәреү надоедать, докучать.
  7. В синонимическом ряду выделяется градация номинаций, что обусловлено их эмоционально-стилистическим своеобразием: билен алыу, шыр ебәреү – бояться, быуын ҡалтырау, йөрәк үксәгә китеү – очень бояться, ҡойолоп төшөү, ҡот алыныу, ҡот осоу – очень сильно испугаться.

Таким образом, в башкирском языке довольно большое количество фразеологических номинаций представлено выражениями, обозначающими эмоции человека. Их семантика, компонентный состав и стилистические особенности являются интересным материалом для исследования, дают возможность по-новому взглянуть на мировидение народа через закрепленные во фразеологизмах понятия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Алефиренко Н.Ф. Фразеологическое значение в системе семантических единиц других уровней // Теоретические проблемы семантики и ее отражение в одноязычных словарях. – Кишинев, 1982. – С.176-180.
  2. Клычков Г.С. Значение и полисемия слов // Законы семантического развития в языке. – М., 1961. С. 63-71.
  3. Ураксин, З.Г. Фразеологический словарь башкирского языка. – Уфа: Китап, 2006. – 344 с.
  4. Ягафарова Г. Н. Принципы номинации в башкирском языке. – Уфа: ИИЯЛ УФИЦ РАН, 2018. – 200 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Сабиров И.А. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЭМОЦИИ В БАШКИРСКОМ ЯЗЫКЕ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 842 - 846. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9280 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9280



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.