'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 106

Просмотры  102 просмотров

Чемурзиева Л.М.

  


РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В ПОВЕСТИ М.А. БУЛГАКОВА «РОКОВЫЕ ЯЙЦА» *

  


Аннотация:
использование фантазии в произведении позволяет писателю исследовать новые способы восприятия действительности, совершенствовать эпос литературы и расширять ее возможности. Автор попытался выявить специфическую структуру фантазии и реальности на примере повести М.А. Булгакова «Роковые яйца»   

Ключевые слова:
фантастика, реальность, повесть, яйцо, мифопоэтика   


УДК 82

Чемурзиева Л.М.

магистрант 2 курс, специальность «Русская литература»,

Ингушский государственный университет

(г. Магас, Россия)

 

РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В ПОВЕСТИ

М.А. БУЛГАКОВА «РОКОВЫЕ ЯЙЦА»

 

Аннотация: использование фантазии в произведении позволяет писателю исследовать новые способы восприятия действительности, совершенствовать эпос литературы и расширять ее возможности. Автор попытался выявить специфическую структуру фантазии и реальности на примере повести М.А. Булгакова «Роковые яйца».

 

Ключевые слова: фантастика, реальность, повесть, яйцо, мифопоэтика.

 

М.А. Булгаков обратился к принципам художественной условности и гротеска в поисках того, что лучше всего отражает современную действительность. М.А. Булгаков синтезирует традиции мировой культуры для создания новелл социальной и философской сатиры. Поэтика повести «Роковые яйца» еще недостаточно изучена в современной булгаковедческой науке. Повесть «Роковые яйца» - плодотворная попытка продемонстрировать вершину сатирического таланта писателя. При жизни Булгакова повесть получила широкий и весьма полемический общественный резонанс [3, с. 22].

В повести «Роковые яйца» автору удалось создать новый структурный тип гротеска. Этот гротеск, в сочетании с мифопоэтикой, обладает универсальной аналитической функцией и способностью исследовать современные конфликты в экзистенциальном масштабе. Вымышленная история о чудовищном змее, появившемся в советской стране в результате революционного научного эксперимента, функционирует как фиктивный нарратив для анализа социальной жизни, ее процессов и тенденций.

Научная фантастика Булгакова была написана в начале 1920-х годов и точно отражает реальность советской эпохи. В 1920-х годах Булгаков поселился в Москве и решил стать писателем. В то время психическое состояние Булгакова было подавленным, но он никогда не терял веры в правильность своего решения.

«Роковые яйца» - прежде всего, это начало и основа его художественного мира. Основные мотивы творчества Булгакова, его типология фигур, идейная композиция, система художественных образов, философская установка, нашедшие свое полное выражение в «Мастере и Маргарите», развиваются в этом произведении, поэтому творчество Булгакова можно рассматривать как единое целое [5, с. 136].

Кроме того, не случайно наследие Булгакова считается метафорическим. Следует подчеркнуть, что метафора является парадигмой современной науки, связывающей художественное и научное знание. Вследствие этого она приобретает все большее значение в системе анализа художественных текстов.

Важнейшей характеристикой художественной литературы Булгакова является не абстрактность вымысла или идеи, а их максимальная реалистичность. Более того, в начале повествования они даже не осознаются. Мистика в этой повести не столь очевидна, как в творчестве такого молодого символиста, как Андрей Белов, но ее роль в идеологическом проекте этой повести не менее важна.

В «Роковых яйцах» зло принимает две формы - продукт реальности и результат психической реакции профессора Персикова на реальность, которая появляется вновь. Гигантское животное также является преувеличенной метафорой реальности. В сфере реальности (то есть того, что возможно, что реально) находятся проблемы и вопросы советских научных экспериментов, «квартирный вопрос», новая структура общества, институты и чиновники государственных учреждений, а также проблемы разума и человека. При этом Булгаков постоянно подчеркивает связь событий с советской действительностью, используя формальные миметические приемы (дневники, документы, извещения, конкретные даты). В результате зло в «Роковых яйцах» ассоциируется как с реальным (как выражение правдивости действительности), так и с метафорическим [3, с. 120].

 В «Роковых яйцах» семиотика сакрального центра реализуется как в образе Москвы, так и в двойном обозначении места - квартира профессора Персикова и университетская лаборатория. Конечно, говоря о проблеме сакрального в изобразительном мире этом произведении, нельзя забывать, что в данном случае мы имеем дело с редуцированной версией сакрального. Булгаков не только подверг категорию сакрального влиянию профанного, но, прежде всего, превратил ее в категорию ада. Более того, это адское пространство характеризуется динамизмом, поскольку его главной чертой является постепенная трансформация сакрального царства. В художественном вымысле этот процесс противоположен эволюции - дезинтеграции.

Интересно отметить, что семантика пространства в поэтике произведения развивается в двух направлениях: горизонтально (окраина-центр) и вертикально (вверх-вниз). Вертикальность в «Роковых яйцах», возможно, реализуется в категориях взаимозависимости и взаимосвязи в контексте ответственности за созданный мир. Здесь вспоминается загадочный телефонный разговор профессора Персикова с Кремлем. Верховная власть дает ученому (Персикову) конкретное задание.

Интересно, что этот термин вообще не встречается в «Роковых яйцах», за исключением тех случаев, когда автор фокусируется на вопросе эволюции. Вместо него Булгаков использует термин жизнь (около 23 раз). В результате, в мыслительном процессе этого произведения эволюция трактуется как общее развитие жизни. Слово «жизнь» появляется на всех смысловых уровнях текста, от личной жизни профессора Персикова, жизни института, Москвы и Советской республики, до концепции жизни как биологического и духовного явления. Интересно, что кульминация этой концепции является и сюжетным тупиком. Это связано с тем, что открытие профессора фактически противоречит концепции «новой жизни», проповедуемой общественностью [2, c.54].

Этот луч смог оживить некоторые низшие организмы и вызвать хаотический рост. Однако в результате неконтролируемых экспериментов эти низшие организмы начали поедать высшие организмы, то есть людей. Таким образом, существо пожрало своего Создателя.

Символизм яйца связан с плодородием; оно является определяющим символом знания как возможности. Универсальное яйцо, порождающее все сущее, ассоциируется с хаосом как архетипом творения и содержит семена творения. Этот символ часто используется как образ целостности, охватывающей все возможности Вселенной. Согласно мифологии, космическое яйцо было зачато в змее или птице и родилось на дне моря.

Символ головы, с другой стороны, символизирует дух и дух как целое (место пребывания рациональной части души). Голова как вместилище независимого духовного принципа контрастирует с жизненным принципом, воплощенным в теле. В контексте нашего анализа символическое сходство между яйцом и образом головы имеет большое значение. Как и яйцо, голова является вместилищем жизненной силы и может быть сравнена с (сферической) вселенной. Оба они воплощают символику духовного источника в микрокосме и макрокосме. В этом отношении понятие духовного элемента приравнивается к понятию жизни, с одной стороны, и логического элемента - с другой. Тайна заключается в загадочном процессе зарождения и развития жизни и мысли в яйце и голове. Оба они, подобно «закрытым комнатам», скрывают тайны психики.

Символический мотив яйца и змеи двоякий. С одной стороны, змея является символом плодородия и воплощает циклический ритм существования, потенциальную энергию и силу. Как космический элемент, она служит опорой мира. С другой стороны, являясь неотъемлемой частью божественности, змея может также олицетворять силы зла и разрушения. В мифологической традиции змея является источником жизни и бессмертия и хранителем высших духовных ценностей (согласно символике сокровищ). Змея также является (согласно символизму признания) носителем высшего знания. Однако, в силу своей неоднозначности, она также может означать прогресс или регресс. Кроме того, образ уру в когнитивных боло (т.е. змея, кусающая свой хвост) показывает связь между образом змеи и символикой круга, подчеркивая его двойственность (двойственность бытия).

Интересно, что Булгаков еще более развил символический ряд «змеиных яиц», добавив символический образ головы. В эпизоде, в котором несчастный Локк впервые видит плоды своих действий, внимание читателя обращается на голову (и глаза) змеи [2, c.103].

Однако это кульминация истории и ее трагическая развязка. В «Роковых яйцах» свет Божий вступает в прямую конфронтацию со светом искусственного электричества. К моменту открытия профессор уже побывал на Пречистенском бульваре и когда профессор обнаруживает действие особых лучей, его главным вопросом как ученого становится необходимость определить происхождение этих лучей [2, c.55].

Картина вызывает символическое представление космического яйца со спиралью змеи вокруг него, но в этом отношении она символизирует время. Похоже, что художник использовал универсальный символ времени в негативном или отрицательном смысле и раскрасил его сатирическими красками.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Булгаков использовал только негативный аспект амбивалентного символического образа змеи, сатирически трансформировал священный символ птицы, а в символе яйца и головы подчеркнул возможность сотворения мира человеком с изображением того, что мир истории - это не рай, а ад, созданный человеком Можно сделать вывод, что дьявол как корень зла, таким образом, зарождается в сознании человека. Таким образом, М.А. Булгаков представил концепцию созидания. И самое главное, что этот выбор не должен быть случайным.

Михаил Булгаков в своем творчестве описывал послереволюционную советскую эпоху как эволюцию. Булгаков видел и знал все ужасы того времени. Коммунизм и фашизм соперничали друг с другом за мировое господство и власть, и признаки и последствия этого соперничества были хорошо видны в Москве. Но творчество Булгакова никогда не было сосредоточено на личном опыте, а всегда рассматривало все происходящее с более высокой точки зрения, через призму вечных правил, управляющих миром. Его интеллектуальная натура и глубокие философские размышления повлияли на структуру его картин не только в «Роковых яйцах», но и в более поздних работах.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1995. Т. 2.
  2. Булгаков М.А. Собр. соч.: в 5 т. М., 1989. Т. 2. С. 52-53.
  3. Гаспаров Б.М., Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы ХХ века, Москва 1994, с. 30.
  4. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М., 1996. С. 404-414.
  5. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. – М., 2001. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Чемурзиева Л.М. РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В ПОВЕСТИ М.А. БУЛГАКОВА «РОКОВЫЕ ЯЙЦА» // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 786 - 792. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9271 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9271



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.