'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 102

Просмотры  109 просмотров

Минакова Г.К.

  


ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ *

  


Аннотация:
в статье обсуждается проблема конфликтности в межличностных отношениях между подростками. Описываются особенности влияния социокультурных факторов на формирование гендерной идентичности личности и ее поведенческих стратегий в конфликтных ситуациях. Также предоставляются результаты исследования, целью которого является выявление особенностей стратегий поведения в конфликте у подростков с разной гендерной идентичностью   

Ключевые слова:
гендерная идентичность, конфликт, стратегия поведения в конфликте   


УДК 159.9

Минакова Г.К.

студент института педагогики и психологии

Оренбургский государственный педагогический университет

(г. Оренбург, Россия)

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ

 

Аннотация: в статье обсуждается проблема конфликтности в межличностных отношениях между подростками. Описываются особенности влияния социокультурных факторов на формирование гендерной идентичности личности и ее поведенческих стратегий в конфликтных ситуациях. Также предоставляются результаты исследования, целью которого является выявление особенностей стратегий поведения в конфликте у подростков с разной гендерной идентичностью.

 

Ключевые слова: гендерная идентичность, конфликт, стратегия поведения в конфликте.

 

В условиях современного мира все чаще проявляется конфликтность в межличностных отношениях. Индивидуальные особенности личности, низкий уровень культуры общения, тревожные состояния и различные ситуативные факторы влияют на то, как человек ведет себя в ситуации конфликта.

Оказаться в конфликтной ситуации может каждый человек, независимо от возраста, но особенно актуальной данная проблема является в подростковом возрасте. Этот возраст является сложным этапом перехода от детства к взрослости, сопровождающийся нарастанием внутренних противоречий развития и напряженности межличностного взаимодействия со сверстниками, взрослыми и родителями. [3] Это возраст самоутверждения среди сверстников, протеста и бунта против старших, проявления сильных эмоций и переживаний.

Для подростка, отмечает в своих работах Л.И. Божович, особую значимость приобретает отношение со стороны сверстников, реакция на деструктивное поведение, мнение о поступке и о самом подростке, что делает конфликт для подростка способом утверждения своей позиции, как в отношениях со сверстниками, так и в отношениях со взрослыми. [2] Это способствует формированию самосознания и идентичности самого подростка, так как именно в конфликте он учится выбирать оптимальный для конкретной ситуации стиль поведения. Из этого следует, что особенность и грамотность в выборе стратегий в конфликте формируется в именно в подростковом возрасте.

На выбор стратегий поведения в конфликте подростков огромное влияние оказывает окружающий социум. Формирование гендерных качеств человека происходит в процессе гендерной социализации, то есть под влиянием социокультурной среды, которая предъявляет личности определенные требования как к представителю определенного пола. Гендерная идентичность выступает как продукт социального конструирования и, одновременно, как один из ключевых факторов, опосредующих поведенческую активность и установки личности в контексте межличностных отношений я в том числе в конфликтных ситуациях.

Все вышесказанное и определило цель нашего исследования – выявление особенностей стратегий поведения в конфликте подростков с разной гендерной идентичностью.

Исследование было проведено на базе МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 87». Выборку составили старшие подростки в количестве 60 человек.

 Гипотеза нашего исследования заключается в том, что при выраженной маскулинности у подростков проявляется склонность к проявлению способа конфронтации в конфликтной ситуации, а при выраженной фемининности проявляется склонность к проявлению способов приспособления в конфликте.

В исследовании были использованы следующие методики: опросник полоролевой идентичности С. Бэм и тест Томаса - Килменна «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» в адаптации Н. В. Гришиной.

Результаты исследования показали, что у 91,7% подростков прослеживается андрогинный тип гендерный идентичности, у 1,7% - умеренный маскулинный тип и у 6,7% умеренный фемининный тип.

Фемининный тип гендерной идентичности характеризуется такими качествами как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. К типично маскулинным чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. Андрогинный тип же гендерной идентичности в себя включает фемининные и маскулинные черты. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа.

В соответствии с полученными данными, дальнейший анализ осуществлялся на основе сравнения трех групп, которые были сформированы в зависимости от гендерного типа идентичности подростков.

Согласно результатам методики «Поведение в конфликтной ситуации», во всей совокупности выборки самыми распространенными способами поведения в конфликте являются сотрудничество (30%), уклонение (23,3%) и компромисс (23,3%). Выбор конфронтации как стратегии поведения в конфликте составляет 18,3%, приспособления – 5,1%. Это может быть связано с умением принимать чужую точку зрения и её плюсы, принимают во внимание нужды и желания оппонентов и находят подходящее для всех решение, желают сохранить отношения между конфликтующими сторонами при взаимных уступках.

Среди подростков с андрогинностью самые распространённые стратегии поведения сотрудничество– 27,3%, компромисс – 25,5%. У подростков с фемининностью в равной степени распространены сотрудничество и уклонение, а у подростков с маскулинностью – сотрудничество и компромисс.

Таблица 1 - Сравнение стратегий поведения в конфликте у подростков с разной гендерной идентичностью

Тип гендерной идентичности

Конфронтация

Сотрудничество

Компромисс

уклонение

Приспособление

Андрогинность

20%

27,3%

25,5%

21,8%

5,5%

Фемининность

-

50%

-

50%

-

Мускулинность

-

50%

50%

-

-

 

Обобщая результаты по двум методикам, можно выделить, что гипотеза исследования подтвердилась лишь частично в связи с небольшим количеством подростков с мускулинным и фемининным типом, что делает затруднительным сравнить их выбор стратегии поведения в конфликте.

Полученные результаты возможно объяснить тем, что существовавшие ранее традиционные образцы мужественности и женственности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Современный подросток, выстраивая собственную картину мира, свой новый образ «Я», не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно активно осмысливать, и формировать свою гендерную идентичность.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Белкин A.C. Конфликтология: наука о гармонии. М.: Академия, 2015. 261 с.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. : Питер, 2008. 398 с.
  3. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016.№2. С.21-26.
  4. Данакин Н.С. Конфликты и технология их предупреждения. М.: Академия, 2015. 347 с.
  5. Ожегов С. И.Словарь русского языка. М.: Мир и Образование, 2015. 734 с.
  6. Семёнов А. В. Половозрастные различия и динамика представлений подростков в конфликтах: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 24 с.
  7. Тарасова Е. А. Гендерные отличия в конфликтном взаимодействии. Воронеж, 2002. 203 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Минакова Г.К. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 765 - 769. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9267 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9267



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.