'
Сазонов А.В., Храмченко А.Е.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *
Аннотация:
в статье будут освещены вопросы, связанные с проблемами в некоторых сферах, которые являются предметом постоянных дискуссий и одна из них бедность населения. Снижение уровня бедности в свою очередь оказывает непосредственное влияние на уровень конкурентоспособности государства, а также на показатели экономического развития. Целью снижения уровня бедности перед государством встает важная задача по регулированию данного явления на макроэкономическом уровне. Автор отметил, что проблема бедности связывает такие социальные проблема как продолжительность жизни и смертность. Для решения данных связанных проблем Правительство РФ разрабатывает новые и новые стратегические решения
Ключевые слова:
население, бедность, государственная политика, уровень жизни, инфляция, безработица
УДК 35
Сазонов А.В.
студент ГМУ
(г. Абакан, Россия)
Храмченко А.Е.
студент ГМУ
(г. Абакан, Россия)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА БОРЬБЫ
С БЕДНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: в статье будут освещены вопросы, связанные с проблемами в некоторых сферах, которые являются предметом постоянных дискуссий и одна из них бедность населения. Снижение уровня бедности в свою очередь оказывает непосредственное влияние на уровень конкурентоспособности государства, а также на показатели экономического развития. Целью снижения уровня бедности перед государством встает важная задача по регулированию данного явления на макроэкономическом уровне. Автор отметил, что проблема бедности связывает такие социальные проблема как продолжительность жизни и смертность. Для решения данных связанных проблем Правительство РФ разрабатывает новые и новые стратегические решения.
Ключевые слова: население, бедность, государственная политика, уровень жизни, инфляция, безработица.
Россия – страна, экономическое развитие которой по-прежнему значительно зависит от добычи и экспорта сырьевых ресурсов, в частности – углеводородов, формирующих более половины стоимостного объема отечественного экспорта. Тысячи граждан живут в регионах, не имея не только газа и центрального водоснабжения, но даже электричества. Заметим, что это имеет место быть в эпоху цифровизации. И без обеспечения населения электричеством как можно реализовывать указы Президента о всеобщей цифровой доступности и развитии сети Интернет по всей стране. Новые экономические условия усилили процесс дифференциации доходов рядовых граждан. Растущая инфляция обесценивает и без того низкие доходы большинства населения, особенно страдают при этом социально-незащищённые категории: пенсионеры, инвалиды, многодетные граждане и др.
Начнем с рассмотрения уровня безработицы среди населения России - таблица 1 и рисунок 1.
Таблица 1 - Удельный вес безработных среди населения России
Год |
Уровень безработицы |
Уровень безработицы |
Темп роста (снижение) уровня безработицы, % |
2000 |
7.700 |
10,6 |
- |
2001 |
6.424 |
9,0 |
84,91 |
2002 |
5.698 |
7,9 |
87,78 |
2003 |
5.934 |
8,2 |
103,8 |
2004 |
5.666 |
7,8 |
95,12 |
2005 |
5.242 |
7,1 |
91,03 |
2006 |
5.250 |
7,1 |
100 |
2007 |
4.519 |
6,0 |
84,51 |
2008 |
4.697 |
6,2 |
103,3 |
2009 |
6.284 |
8,3 |
133,9 |
2010 |
5.544 |
7,3 |
87,95 |
2011 |
4.922 |
6,5 |
89,04 |
2012 |
4.131 |
5,5 |
84,62 |
2013 |
4.137 |
5,5 |
100 |
2014 |
3.889 |
5,2 |
94,55 |
2015 |
4.264 |
5,6 |
107,7 |
2016 |
4.244 |
5,5 |
98,21 |
2017 |
3.967 |
5,2 |
94,55 |
2018 |
3.657 |
4,8 |
92,31 |
2019 |
3.461 |
4,6 |
95,83 |
2020 |
4.316 |
5,8 |
126,1 |
2021 |
4.298 |
5,0 |
86,21 |
Рис.1. – Уровень безработицы в РФ
В России переход к рыночной экономике связан с большими трудностями - 2000 год самый высокий уровень напряженности на рынке труда. Далее население России снижается, вследствие чего, снижается и общее число трудоспособных людей, высокий уровень безработицы. С 2008 года уровень безработицы в России растет, в 2009 году составил 8,3 %, что на 2,1% больше, чем в 2008 году. Далее наблюдается тенденция к снижению. Согласно Росстату, уровень безработицы в 2021 году составляет около 5,8%. Безработица в России и в мире в 2020–2021 годах — изменения в условиях пандемии. Уровень безработицы в России, повысившийся в период пандемии, постепенно снижается (в конце 2022 года уровень безработицы составлял уже 3,7%). После начала санкционной войны против Российской Федерации встал вопрос о продолжении или прекращении деятельности предприятий с частичной или полной иностранной формой собственности, причем последнее повлекло бы за собой массовое высвобождение трудовых ресурсов. Уровень бедности – важный показатель, характеризующий социально-экономическое развитие государства – рисунок 2.
Рис.2. - Уровень бедности по данным Росстат
Начиная с 2017 года уровень бедности в России стал снижаться и к 2020 году достиг минимального значения. В 2021 году мы можем заметить рост бедности увеличился, к причинам можно отнести отголоски пандемии, так как немалое количество населения потеряло работу, малый и средний бизнес потерпели сильные потери или вовсе прекратили свое существование. Главные причины появления бедности: уменьшение среднего дохода населения; невысокий уровень социальной обеспеченности. Далее представлена величина минимального прожиточного минимума на душу населения табл. 2.
Таблица 2 – Величина прожиточного минимума в РФ (рублей в месяц)
Период, на который |
Все население |
В том числе по социально-демографическим группам: |
||
трудоспособное население |
пенсионеры |
дети |
||
с 1 января 2021 г. |
11653 |
12702 |
10022 |
11303 |
с 1 января 2022 г. |
12654 |
13793 |
10882 |
12274 |
с 1 июня 2022 г. |
13919 |
15172 |
11970 |
13501 |
На протяжении периода исследования, величина прожиточного минимума повышается и уже на 1 января 2023 года величина составила – 14375 руб. На отчетный год уровень прожиточного минимума составляет 13919 рублей. Проблема бедности больше всего развита в провинциальных городах и деревнях, так как количество мест для трудоустройства сильно разнится с крупными центрами. Данные о численности населения РФ, находящегося за чертой бедности, представлены в таблице 3 и рисунок 3.
Таблица 3 - Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности (величины прожиточного минимума) млн. чел.
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Российская Федерация |
18,9 |
18,4 |
18,0 |
17,7 |
16,0 |
14,3 |
Рис.3. - Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности (величины прожиточного минимума) млн. чел.
По данным таблицы 3 видно, что в среднем за 2021 г. численность населения РФ с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 16 млн человек, в 2022 году заметно снизилась до 14,3 млн. чел. Подытоживая вышесказанное, наблюдается небольшое снижение в процентном соотношении людей за чертой бедности в РФ.
Границы бедности в 2021-2022 году в России - рисунок 4,5.
Рис.4. - Границы бедности в 2021 году в России, руб.
Граница бедности по всему населению в среднем в 2021 году
составила 11908 руб. Трудоспособное население – 12900 руб.
Рис.5.- Границы бедности в 2022 году в России, руб.
Численность жителей России с доходами ниже границы бедности по итогам 2022 года составила 15,3 млн человек, или 10,5% населения, следует из данных Росстата. Это минимальный за последние годы показатель — до этого минимальный уровень бедности отмечался в 2012 году (10,7%). Базовая граница бедности в прошлом году была на уровне 13 545 руб. В 2021 году россиян, проживающих за чертой бедности, насчитывалось 16 млн.
Таблица 5 - Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности (величины прожиточного минимума), %
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Российская Федерация |
12,9 |
12,6 |
12,3 |
12,1 |
11,0 |
9,8 |
Поддержка со стороны государства поспособствует замедлить формирование «новой» экономической бедности, к которой относится население с работоспособными членами семьи, но имеющими высокую иждивенческую и трудовую загруженность, невысокой зарплатой, направленностью к труду, отсутствием компетентности и образования и стремительной дифференциацией по доходам в региональном аспекте.
Исходя из множества исследований, предполагается, что снижение уровня бедности будет эффективным, благодаря проводимой государственной политики. Борьба с бедностью и ее профилактика являются приоритетными задачами любой социально ориентированной государственной политики. К возможным способам снижения уровня бедности можно отнести следующие:
Государству необходимо продолжать увеличивать расходы на образование, здравоохранение, поддержку незащищенных слоев населения, доводя данные показатели до уровня развитых стран, где в процентах от ВВП на это тратится в 2-3 раза больше, чем в России. Самое главное вложение государства – это вложение в человека, в человеческий капитал, в его развитие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4
Ссылка для цитирования:
Сазонов А.В., Храмченко А.Е. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 738 - 746. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9263 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*