'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 97

Просмотры  32 просмотров

Сазонов А.В.

  


ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены основные проблемы и перспективы экономического развития малого города на современном этапе, возможности найти свою нишу в системе регионального разделения труда. Малым городам России принадлежит немалая роль в обеспечении устойчивого развития регионов и государства в целом. Они вносят существенный вклад в создание национального богатства страны. На сегодняшний момент в них проживает 33 миллиона человек, потенциал которых должен быть с большей отдачей направлен на создание общественного богатства. Однако недостаточное развитие собственной экономической базы, часто зависимое финансовое положение от республики обусловливает ряд проблем социально-экономического характера   

Ключевые слова:
демографическая ситуация, малый город, малое предпринимательство, социально-экономическое развитие, население, регион   


УДК 35

Сазонов А.В.
студент

ГМУ
(г. Абакан, Россия)

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ

 

Аннотация: в статье рассмотрены основные проблемы и перспективы экономического развития малого города на современном этапе, возможности найти свою нишу в системе регионального разделения труда. Малым городам России принадлежит немалая роль в обеспечении устойчивого развития регионов и государства в целом. Они вносят существенный вклад в создание национального богатства страны. На сегодняшний момент в них проживает 33 миллиона человек, потенциал которых должен быть с большей отдачей направлен на создание общественного богатства. Однако недостаточное развитие собственной экономической базы, часто зависимое финансовое положение от республики обусловливает ряд проблем социально-экономического характера.

 

Ключевые слова: демографическая ситуация, малый город, малое предпринимательство, социально-экономическое развитие, население, регион.

 

В России насчитывается более 1100 городов, 70% из которых являются малыми городами, составляющими каркас страны. Для решения проблем малых городов уже не раз разрабатывались и принимались целевые программы, например федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 гг. и на период до 2020 г.», государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий на период 2020–2025 гг.» и др[3].

Однако ни одна из них не дала заметных результатов. Населению малых городов приходится искать пути выживания самостоятельно.

Малые города России играют особую роль в функционировании отдельных регионов и страны в целом, в обеспечении устойчивости хозяйственной и политической жизни. Как правило, в них размещаются предприятия агропромышленного комплекса, машиностроения, легкой промышленности, мощности по проработке сельскохозяйственной продукции, а также добывающие сырье для местной строительной базы. В силу исторически сложившегося общественного разделения труда они часто существенно дополняют и расширяют производственную и научную базу областных центров. В России насчитывается достаточное количество успешных малых городов, которые вносят весомый вклад в создание добавленной стоимости, наращивая этим экономический потенциал регионов и страны в целом[2].

Особая роль принадлежит историческим малым городам, в большинстве которых сохранились специфические производства, уклад, традиции, народные художественные промыслы и вообще историко-культурный потенциал российской глубинки. Город Сорск Республики Хакасия относится к числу таких малых городов, в котором сочетаются глубокая старина и современность, прошлое и настоящее.

Город Сорск появился на карте России в связи с открытием в 1910 году молибденового месторождения. В 1949 году было заложено строительство молибденового комбината и основан поселок Дзержинской, который впоследствии переименуют в город Сорск. В 2003 году город получил статус муниципального образования. Город располагается на восточных отрогах Кузнецкого Алатау. В связи со своими скромными размерами город достаточно комфортен с целью проживания людей. Все объекты инфраструктуры расположены в шаговой доступности, поэтому ритм жизни спокойный. Недалеко от города в 13 км расположен федеральный реабилитационный центр «Туманный», а рядом с ним уникальное озеро «Дикое». Красота пейзажей и возможность отдохнуть комфортно привлекает большое количество туристов со всей страны. Город Сорск числится в федеральном перечне монопрофильных населенных пунктов. Градообразующими предприятиями являются ООО «Сорский Горнообогатительный комбинат» и ООО «Сорский Ферромолибденовый завод» деятельностью каковых являются добыча полезных ископаемых и обрабатывающее производство соответственно, которые являются основными видами экономической деятельности муниципального образования.

Если говорить о перспективах развития города, то сами горожане в качестве таковых отмечают следующие. Во-первых, это реальные возможности для местных предпринимателей участвовать в специальных региональных и муниципальных программах для представителей малого и среднего бизнеса. Во-вторых, это действенная государственная политика в отношении малых городов[4].

Наиболее интегрированным показателем социального благополучия/неблагополучия является демографическая ситуация. Демографическая ситуация в городе Сорск характеризуется усилением негативной динамики. Численность постоянного населения уменьшилась. Уменьшение численности происходит как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока. Миграционные потери обусловлены не только уровнем жизни, характерным для муниципального образования, но и возможностями его экономики, причинами личного и семейного характера. Еще одним определяющим показателем оценки уровня жизни населения является заработная плата. Но, несмотря на рост заработной платы, сокращается оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям, снижается объем предоставляемых платных услуг. Другими словами, реальные доходы населения уменьшаются, что выступает одним из индикаторов социального неблагополучия. Анализ динамики количества хозяйствующих субъектов показывает, что предпринимательская активность в городе Сорск Республики Хакасия также уменьшается. В 2022 году число организаций снизилось к уровню 2019 года на 3,7%

В последнее время, в связи с множеством объективных и субъективных факторов, все резче проявляющихся тенденций политического и общецивилизационного характера выявились и усугубляются проблемы в дальнейшем развитии города. Эти проблемы можно классифицировать на те, которые присущи многим небольшим городам и те, которые можно назвать специфичными для данного города. Остановимся на проблемах, имеющим специфику проявления в данном муниципальном образовании г. Сорск.

Важнейшие из них: [3]

- неблагоприятная демографическая ситуация, связанная с миграцией молодежи в близлежащие крупные города (Абакан, Черногорск, Красноярск), увеличением доли лиц пожилого возраста в структуре населения;

- недостаток современных производств с высокотехнологичными рабочими местами, хотя есть квалифицированные трудовые ресурсы, способные освоить новые технологии;

- слабое развитие сферы малого предпринимательства, особенно в секторах, ориентированных на социально значимые производства;

- слабое развитие социально-культурной инфраструктуры города;

- недостаточное количество и разнообразие объектов туристической направленности

- слабое использование возможностей для продвижения туристического продукта города.

К важнейшим социальным проблемам города Сорск можно отнести:

- высокий удельный вес неформальной занятости, многие граждане не регистрируют в налоговых органах свою предпринимательскую деятельность, сокращаются источники поступления средств в доходную часть бюджета;

- существенная часть безработных в экономически активном населении города;

- недостаточное развитие инфраструктуры для здорового и активного отдыха горожан;

- слабо развита обратная связь между администрацией города и общественностью, без применения которой сложно эффективно решить актуальные вопросы жизнедеятельности города.

К числу важнейших инфраструктурных проблем города Сорск Республики Хакасия нужно отнести:

- высокий износ инженерных сетей и оборудования;

- слабые темпы застройки свободных территорий города;

- необходимость капитального ремонта более 65% жилищного фонда города;

- невысокий удельный вес дорог с твердым покрытием;

- недостаточная транспортная связанность отдаленных городских районов.

 Эти и другие проблемы города требуют скорейшего решения для его развития, поддержания комфортной среды проживания граждан. На наш взгляд, наиболее успешные перспективы города Сорск связаны с его развитием как туристической зоны, для этого у него есть все предпосылки. Его сильные стороны и возможности в большей степени обусловлены именно этим направлением. Удачное транспортное расположение на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, неплохо сохранившееся историческое наследие, связь с жизнью многих выдающихся деятелей культуры и науки прошлых эпох, народные художественные промыслы, красивые природные ландшафты в округе и многое другое обеспечивают городу конкурентное преимущество для развития туристической отрасли на его территории.

Успешное развитие туристско-рекреационной зоны на данной территории возможно при создании условий для благоприятного инвестиционного климата, появления новых сфер хозяйствования, расширения возможностей для бизнеса. Эффективно и профессионально реализуемая рекламная компания по продвижению исторического и культурного потенциала города, система льгот, предоставляемых инвесторам, позволят в ближайшее время сформировать необходимую структуру инвестиций. Важно задействовать разнообразные механизмы и инструменты маркетинга. Эти меры позволят занять городу Сорску свою нишу для дальнейшего экономического развития.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Винокурова, А. В. Малые города дальневосточного приграничья: проблемы социально-экономического развития (на примере городского округа Спасск-Дальний) / А. В. Винокурова, А. Ю. Ардальянова // Социальные науки. – 2019. – № 4(27). – С. 42-48.
  2. Котило, С. Г. Проблемы развития социально-экономического потенциала территорий малых городов и сельских поселений Российской Федерации / С. Г. Котило // Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т). – 2022. – Т. 8, № 1(17). – С. 34-40.
  3. Стратегическое управление устойчивым развитием муниципальных территорий / Е. Г. Коваленко, Т. М. Полушкина, О. Ю. Якимова. Саранск: ИП Афанасьев Вячеслав Сергеевич, 2020. 168 с. 
  4. Салманова, Е. Ю. Проблемы и перспективы экономического развития малых городов Самарской области / Е. Ю. Салманова // Материалы конференций : Сборник статей, Самара, 17 мая – 19 2012 года / под редакцией В.К. Семёнычева; Самарская академия государственного и муниципального управления. Том 1. – Самара: Самарская академия государственного и муниципального управления, 2021. – С. 64-68. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Сазонов А.В. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 731 - 737. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9262 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9262



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.