'
Усольцева Я.С.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОРРУПЦИОННЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ *
Аннотация:
в статье изучены мероприятия в части профилактики коррупционных правонарушений, связанные со спецификой деятельности госорганов
Ключевые слова:
государственные гражданские служащие, коррупция, противодействие коррупции, Национальный план противодействия коррупции, профилактика коррупционных правонарушений, коррупционный риск, конфликт интересов, кодекс этики, сведения о доходах и расходах
УДК 34
Усольцева Я.С.
аспирант
Тюменский индустриальный университет
(г. Тюмень, Россия)
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО
КОРРУПЦИОННЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Аннотация: в статье изучены мероприятия в части профилактики коррупционных правонарушений, связанные со спецификой деятельности госорганов.
Ключевые слова: государственные гражданские служащие, коррупция, противодействие коррупции, Национальный план противодействия коррупции, профилактика коррупционных правонарушений, коррупционный риск, конфликт интересов, кодекс этики, сведения о доходах и расходах.
«Самое главное при всяком государственном строе –
это посредством законов и
остального распорядка устроить дело так,
чтобы должностным лицам
невозможно было наживаться»
© Аристотель, "Политика" ("Πολιτικά"), 335–322 до н. э.
В настоящее время государственная служба, занимает важную роль в механизме управления государством в целом, в связи с этим во главу угла всех госорганах поставлена задача выполнения Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478.
Итоги деятельности по противодействию коррупционных и иных правонарушениях послужили основанием для включения в этот план проведение антикоррупционных форумов финансово-экономических органов. Целью проведения данных форумов является создание уникальных дискуссионных площадок для обмена опытом и формирования информационной антикоррупционной среды, являющейся условием для противодействия коррупции.
Арсенал инструментов, предназначенных для работы в части профилактики коррупционных правонарушений примерно одинаков у всех. Я остановлюсь по подробнее на мероприятиях, связанных со спецификой деятельности госорганов. Для принятия соответствующих мер противодействия коррупции в первую очередь в качестве фундамента закладывается оценка коррупционных рисков.
При выполнении основных функций сотрудниками госорганов рассматривается высокая вероятность коррупционного риска в части совершения несанкционированного перечисления платежей. В рамках исключения данного иска и умысла перечисления бюджетных средств на личные счета сотрудников, в информационных системах исключена любая возможность преднамеренного исправления реквизитов, а также осуществлена реализация невозможности редактирования платежей с целью преднамеренного искажения уже сформированных документов прикладном программном обеспечении.
Также, высокая вероятность коррупционных рисков рассматривается и в таком направлении, как контрольно-ревизионная деятельность. Минимизируя возможности возникновения коррупционных рисков, как со стороны органов контроля, так и в подконтрольной среде, установлены четкие принципы и единые процедуры проведения контрольных мероприятий.
Принципы, которыми должны руководствоваться должностные лица органа контроля имеют комплексный характер и подразделяются на категории:
- общие принципы (этические принципы, принципы независимости, объективности, профессиональной компетентности, целеустремленности и достоверности);
- принципы осуществления профессиональной деятельности (принципы эффективности, риск-ориентированности, автоматизации, информатизации, единства методологии, взаимодействия).
Совершенствование контрольно-надзорных функций в госорганах осуществляется путем:
- осуществления планирования контрольно-надзорной деятельности с применением риск-ориентированного подхода;
- подбора и формирования ревизионных групп с учетом предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
- проведение инструктажей перед выходом ревизионных групп на объект контроля;
- рассмотрения результатов проведенных контрольных мероприятий Контрольной комиссией госоргана с обязательным приглашением представителей объектов контроля.
Всё выше сказанное касается процессов, но в каждом процессе задействованы люди. Вот именно здесь и начинается сфера действия сотрудников, ответственных за проведение антикоррупционных мероприятий.
Самым важным в деятельности госорганов, на мой взгляд, является проведение антикоррупционного просвещения, доведение информации об ответственности за коррупционные правонарушения, содействовать проявлению осознанности госслужащих и сознательному отношению к соблюдению установленных норм и правил. В первую очередь профилактические мероприятия начинаются уже на стадии подбора кандидата и назначении его на должность государственной гражданской службы. Это и соответствие квалификационным требованиям, и соблюдение ограничений пи приеме на государственную службу и анализ анкетных данных в целях предотвращения конфликта интересов.
В настоящее время, при поступлении на государственную службу проводится обязательное ознакомление с нормативно-правовыми актами в сфере профилактики коррупции. Далее, обязательным условием является включение этих документов в план мероприятий по наставничеству и их изучение в период наставничества. Затем, ежегодно поводятся семинары-совещания по вопросам профилактики и противодействию коррупции с государственными гражданскими служащими, впервые назначенными на должности государственной гражданской службы. Соответственно поводится и проверка знаний норм законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, положений Кодекса этики и служебного поведения служащих в госорганах при проведении аттестации государственных гражданских служащих, при проведении конкурсов, путем проведения тестирования.
Одной из форм доведения информации и просвещения, является разработка Памятки, ( Памятка с рекомендациями по антикоррупционному поведению при исполнении служебных обязанностей).
Таким образом, на постоянной основе, по утвержденному плану проводятся обучающие занятия с сотрудниками по антикоррупционным темам. Так к примеру, в результате ежегодного обзора и изучения методических рекомендаций по вопросам заполнения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера нарушений, связанных с заполнением справок, среди госслужащих, становится меньше.
В практику работы госорганов, в начале текущего года, перед представлением сведений о доходах, применено проведение обучающих занятий . это даёт возможность более детально рассмотреть примеры заполнения разделов справки, рассмотреть конкретные примеры, и сотрудники более охотно задают интересующие их вопросы.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что целью обеспечения деятельности по предупреждению коррупционных правонарушений в госорганах, а также выявления и устранения причин и условий, способствовавших их совершению, на каждом уровне в организационной структуре сформированы подразделения или назначены ответственные должностные лица занимающие вопросами профилактики коррупционных или иных правонарушений.
Для достижения этих целей, в числе важнейших задач, должностные лица, занимающие вопросами профилактики коррупционных или иных правонарушений видят:
- дальнейшее совершенствование форм и методов антикоррупционной информационной работы;
- перевод на качественно новый уровень работы подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений; - совершенствование кадровой работы в части ведения дел государственных служащих, в том числе усилению контроля за своевременной актуализацией информации о родственниках и свойственниках, содержащейся в анкетах государственных служащих, в целях выявления возможного конфликта интересов; - принятие мер по повышению эффективности реализации требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед госорганом в Российской Федерации;
- повышение эффективности контрольной и проверочной антикоррупционной деятельности.
Таким образом, государственная политика в области борьбы с коррупцией должна предусматривать комплексное осуществление правовых, политических, организационных, технических и финансовых мероприятий, обеспечивающих развитие необходимых механизмов, реализация которых позволит создать серьезные предпосылки для коренного изменения ситуации в сфере противодействия масштабным проявлениям коррупции и антиобщественным действиям связанной с ней преступности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4
Ссылка для цитирования:
Усольцева Я.С. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОРРУПЦИОННЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 696 - 702. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9256 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*