'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 91

Просмотры  36 просмотров

Усольцева Я.С.

  


ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОРРУПЦИОННЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ *

  


Аннотация:
в статье изучены мероприятия в части профилактики коррупционных правонарушений, связанные со спецификой деятельности госорганов   

Ключевые слова:
государственные гражданские служащие, коррупция, противодействие коррупции, Национальный план противодействия коррупции, профилактика коррупционных правонарушений, коррупционный риск, конфликт интересов, кодекс этики, сведения о доходах и расходах   


УДК 34

Усольцева Я.С.

аспирант

Тюменский индустриальный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО

КОРРУПЦИОННЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

 

Аннотация: в статье изучены мероприятия в части профилактики коррупционных правонарушений, связанные со спецификой деятельности госорганов.

 

Ключевые слова: государственные гражданские служащие, коррупция, противодействие коррупции, Национальный план противодействия коррупции, профилактика коррупционных правонарушений, коррупционный риск, конфликт интересов, кодекс этики, сведения о доходах и расходах.

 

«Самое главное при всяком государственном строе – 

это посредством законов и 

остального распорядка устроить дело так, 

чтобы должностным лицам 

невозможно было наживаться»

© Аристотель, "Политика" ("Πολιτικά"), 335–322 до н. э.

 

В настоящее время государственная служба, занимает важную роль в механизме управления государством в целом, в связи с этим во главу угла всех госорганах поставлена задача выполнения Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478.

Итоги деятельности по противодействию коррупционных и иных правонарушениях послужили основанием для включения в этот план проведение антикоррупционных форумов финансово-экономических органов. Целью проведения данных форумов является создание уникальных дискуссионных площадок для обмена опытом и формирования информационной антикоррупционной среды, являющейся условием для противодействия коррупции.

Арсенал инструментов, предназначенных для работы в части профилактики коррупционных правонарушений примерно одинаков у всех. Я остановлюсь по подробнее на мероприятиях, связанных со спецификой деятельности госорганов. Для принятия соответствующих мер противодействия коррупции в первую очередь в качестве фундамента закладывается оценка коррупционных рисков.

При выполнении основных функций сотрудниками госорганов рассматривается высокая вероятность коррупционного риска в части совершения несанкционированного перечисления платежей. В рамках исключения данного иска и умысла перечисления бюджетных средств на личные счета сотрудников, в информационных системах исключена любая возможность преднамеренного исправления реквизитов, а также осуществлена реализация невозможности редактирования платежей с целью преднамеренного искажения уже сформированных документов прикладном программном обеспечении.

Также, высокая вероятность коррупционных рисков рассматривается и в таком направлении, как контрольно-ревизионная деятельность. Минимизируя возможности возникновения коррупционных рисков, как со стороны органов контроля, так и в подконтрольной среде, установлены четкие принципы и единые процедуры проведения контрольных мероприятий.

Принципы, которыми должны руководствоваться должностные лица органа контроля имеют комплексный характер и подразделяются на категории:

- общие принципы (этические принципы, принципы независимости, объективности, профессиональной компетентности, целеустремленности и достоверности);

- принципы осуществления профессиональной деятельности (принципы эффективности, риск-ориентированности, автоматизации, информатизации, единства методологии, взаимодействия).

Совершенствование контрольно-надзорных функций в госорганах осуществляется путем:

- осуществления планирования контрольно-надзорной деятельности с применением риск-ориентированного подхода;

- подбора и формирования ревизионных групп с учетом предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

- проведение инструктажей перед выходом ревизионных групп на объект контроля;

- рассмотрения результатов проведенных контрольных мероприятий Контрольной комиссией госоргана с обязательным приглашением представителей объектов контроля.

Всё выше сказанное касается процессов, но в каждом процессе задействованы люди. Вот именно здесь и начинается сфера действия сотрудников, ответственных за проведение антикоррупционных мероприятий.

Самым важным в деятельности госорганов, на мой взгляд,  является проведение антикоррупционного просвещения, доведение информации об ответственности за коррупционные правонарушения, содействовать проявлению осознанности госслужащих и сознательному отношению к соблюдению установленных норм и правил. В первую очередь профилактические мероприятия начинаются уже на стадии подбора кандидата и назначении его на должность государственной гражданской службы. Это и соответствие квалификационным требованиям, и соблюдение ограничений пи приеме на государственную службу и анализ анкетных данных в целях предотвращения конфликта интересов.

В настоящее время, при поступлении на государственную службу проводится обязательное ознакомление с нормативно-правовыми актами в сфере профилактики коррупции. Далее, обязательным условием является включение этих документов в план мероприятий по наставничеству и их изучение в период наставничества. Затем, ежегодно поводятся семинары-совещания по вопросам профилактики и противодействию коррупции с государственными гражданскими служащими, впервые назначенными на должности государственной гражданской службы. Соответственно поводится и проверка знаний норм законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, положений Кодекса этики и служебного поведения служащих в госорганах при проведении аттестации государственных гражданских служащих, при проведении конкурсов, путем проведения тестирования.

Одной из форм доведения информации и просвещения, является разработка Памятки, ( Памятка с рекомендациями по антикоррупционному поведению при исполнении служебных обязанностей).

Таким образом, на постоянной основе, по утвержденному плану проводятся обучающие занятия с сотрудниками по антикоррупционным темам. Так к примеру, в результате ежегодного обзора и изучения методических рекомендаций по вопросам заполнения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера нарушений, связанных с заполнением справок, среди госслужащих, становится меньше.

В практику работы госорганов, в начале текущего года, перед представлением сведений о доходах, применено проведение обучающих занятий . это даёт возможность более детально рассмотреть примеры заполнения разделов справки, рассмотреть конкретные примеры, и сотрудники более охотно задают интересующие их вопросы.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что целью обеспечения деятельности по предупреждению коррупционных правонарушений в госорганах, а также выявления и устранения причин и условий, способствовавших их совершению, на каждом уровне в организационной структуре сформированы подразделения или назначены ответственные должностные лица занимающие вопросами профилактики коррупционных или иных правонарушений.

Для достижения этих целей, в числе важнейших задач, должностные лица, занимающие вопросами профилактики коррупционных или иных правонарушений видят:

- дальнейшее совершенствование форм и методов антикоррупционной информационной работы;

- перевод на качественно новый уровень работы подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений; - совершенствование кадровой работы в части ведения дел государственных служащих, в том числе усилению контроля за своевременной актуализацией информации о родственниках и свойственниках, содержащейся в анкетах государственных служащих, в целях выявления возможного конфликта интересов; - принятие мер по повышению эффективности реализации требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед госорганом в Российской Федерации;

-  повышение эффективности контрольной и проверочной антикоррупционной деятельности.

Таким образом, государственная политика в области борьбы с коррупцией должна предусматривать комплексное осуществление правовых, политических, организационных, технических и финансовых мероприятий, обеспечивающих развитие необходимых механизмов, реализация которых позволит создать серьезные предпосылки для коренного изменения ситуации в сфере противодействия масштабным проявлениям коррупции и антиобщественным действиям связанной с ней преступности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Герасимова, Е. Г. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления [Текст] / Е.Г. Герасимова // Практика муниципального управления. – 2008. – № 9
  2. Антикоррупционная политика: Учебное пособие / Под ред. Г.А. Сатарова. – М.: РА "СПАС", Фонд ИНДЕМ, 2004. – 368 с.
  3. Правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации. – М.: Издание Государственной Думы, 2014. – 64 с.
  4. Государственному служащему о коррупции / автор-сост. Э.И. Атагимова. – М. : ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2015. – 56 с.
  5. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины,  предотвращение,  урегулирование:  Научно-практическое  пособие / отв.ред. А.Ф.Ноздрачев.  – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М. – 2016. – 110 с.
  6. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих
  7. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ
  8. Официальный сайт Президента Российской Федерации – http://www.kremlin.ru
  9. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – http://www.duma.gov.ru
  10. Сайт Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации – http://www.scli.ru
  11. Официальный сайт федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" - https://gossluzhba.gov.ru/page/index/spravki_bk
  12. Сайт Российской газеты – http://www.rg.ru
  13. Официальный интернет-портал правовой информации – http://www.pravo.gov.ru
  14. Российская Федерация. Законы. О противодействии коррупции: Федеральный закон № 273-ФЗ: [Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года: Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года]. – Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс»
  15. Российская Федерация. Указ. О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента Российской Федерации № 815 от 19 мая 2008 года. Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс»
  16. Российская Федерация. Указ. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов: Указ Президента Российской Федерации № 815 от 1 июля 2010 года. Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс»
  17. Российская Федерация. Законы. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон № 79-ФЗ: [Принят Государственной Думой июля 2004 года: Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004]. – Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс». 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Усольцева Я.С. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОРРУПЦИОННЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 696 - 702. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9256 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9256



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.