'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 85

Просмотры  52 просмотров

Соколов А.Д., Сопов Д.В.

  


БАНКРОТСТВО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ *

  


Аннотация:
в данной статье был исследован опыт применения законодательных мер в рамках института банкротства, как Российский, так и международный (Страны Европы: Германия, Италия, Франция) в целях преодоления экономического кризиса, вызванного новой коронавирусной инфекции COVID - 19, а также был проведен сравнительно - правовой анализ эффективности принимаемых в рассмотренных странах мер   

Ключевые слова:
институт несостоятельности (банкротства), банкротное законодательство, должник, кредитор, реструктуризация долга, мораторий, пандемия коронавирусной инфекции   


УДК 33

Соколов А.Д.

магистрант 1 курса группы 16ЮЗВ(м)

Специальность: 40.01.01 «Юриспруденция»

Среднерусский институт управления РАНХиГС

(г. Орел, Россия)

 

Научный руководитель:

Сопов Д.В.

кандидат юридических наук, доцент

Среднерусский институт управления РАНХиГС

(г. Орел, Россия)

 

БАНКРОТСТВО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ:

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

 

Аннотация: в данной статье был исследован опыт применения законодательных мер в рамках института банкротства, как Российский, так и международный (Страны Европы: Германия, Италия, Франция) в целях преодоления экономического кризиса, вызванного новой коронавирусной инфекции COVID - 19, а также был проведен сравнительно - правовой анализ эффективности принимаемых в рассмотренных странах мер.

 

Ключевые слова: институт несостоятельности (банкротства), банкротное законодательство, должник, кредитор, реструктуризация долга, мораторий, пандемия коронавирусной инфекции.

 

Институт несостоятельности считается междисциплинарным институтом который учитывает заинтересованность огромного круга субъектов, объединенных общим регулируемым сферой гражданского права и захватывающим правовые аспекты уголовного, финансового и других областей права.

Банкротное законодательство во всех развитых странах — один из ключевых рычагов экономической системы, с помощью которого решаются стратегические задачи социально - экономического развития страны [1, с. 6].

В настоящее время в России действует закон о «О несостоятельности (банкротстве)», принятый в 2002 г. (третий по счету), в котором законодатель попытался найти баланс интересов, как кредитора так и должника. Однако с появлением в 2017 г. в вышеуказанном Законе главы III. «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве» можно говорить о том, что в законе появились элементы явно прокредиторского характера.

На опыте настоящего исследования широко применялся сравнительно - правовой метод, который в свою очередь дал изучить и сопоставить несколько мер, принятых государствами в определенных условиях пандемии коронавирусной инфекции в исследуемой сфере, определить между ними похожие черты и различия, к тому же составить прогноз на возможные последствия.

Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID - 19 стала серьезным вызовом для современной мировой экономики. Учитывая общий спад спроса, как на внутреннем рынке так и сокращения объемов международной торговли мировую экономику начиная с 2020 года ожидает глобальный спад.

Отсюда следует что, реальная перспектива банкротства огромного количества субъектов предпринимательской деятельности, а также обычных граждан. В создавшихся не совсем благоприятных условиях органы власти ряда государств в целях мер по преодолению экономического кризиса решили принять снятие ограничений в банкротное законодательство, направленные на поддержку организаций и граждан, столкнувшихся с проблемами из - за пандемии новой коронавирусной инфекции [2, с. 112].

В законодательстве о банкротстве многих государств можно проследить похожие изменения, сосредоточенные в большинстве случаев на отстаивание имущественной заинтересованности должника. Пример одного из наиболее востребованных в мире методов снятия ограничительных мер банкротного законодательства следует выделить временный мораторий на подачу кредиторами заявления о признании должника несостоятельным. Он по закону начинает свое действие в период работы ограничений, взаимодействующих с новым коронавирусным заболеванием, или же на более долгое время, которое в свою очередь обладает необходимым для возможного восстановления платежеспособности должников. Благодаря решению принять данные меры в Великобритании, несмотря на кризис, количество банкротных явлений с апреля по июнь сократилось приблизительно на 30 % в сравнении с прошлым годом.

На ряду с Великобритании идет Германия, так как там этот показатель уменьшился почти на 60 %, похожая тенденция прослеживается во Франции и Испании. Неудивительно, что данный метод не направлен на выздоровление экономической активности хозяйствующих субъектов, а всего лишь дает временно прервать начало несостоятельности должника при отсутствии дополнительных экономических и других стимулов [2, с. 152].

Очередной по значимости мерой является рост самой низкой суммы долга для начала процедуры банкротства в отличии с докризисным временем. Не смотря на это, столкнувшиеся с проблемами от коронавирусной инфекции страны могут выделить ряд мер, представляющих собой дополнительные гарантии, организовывая защиту заинтересованности должника, и направленных на поддержание, возобновление им хозяйственной деятельности, следовательно осуществления реструктуризации (например, отсутствие финансовых санкций за просроченные денежные обязательства или же смягчение перечня запросов к займам выдающиеся акционерами своим компаниям и другие).

В Германии 27 марта 2020 г. был утвержден закон «О смягчении последствий пандемии коронавирусной инфекции в гражданском, банкротном и уголовно - процессуальном законодательстве».

В соответствии этой информации мораторий на банкротство распределяется на все организации, в которых в свою очередь наблюдаются моменты финансовой несостоятельности. В отношении данных организаций предоставляется отсрочка платежа до 30 сентября 2020 г. на отправку должником заявления о удовлетворении организацией являющейся несостоятельной (в Германии, как и в большинстве странах Европы, например во Франции, в законе о банкротстве прописано обязательство должника при присутствии признаков несостоятельности отправить заявление о банкротстве).

Это также касается и России. Данное правило имеет право быть продлено до 31 марта 2021 г. Однако следует учесть, что отсрочка осуществима в сторону лишь тех организаций, невозможность оплаты которых присуще пандемии новой коронавирусной инфекции и которые не владели признаками банкротства на 31 декабря 2019 г. Кредиторы имеют право направить заявление о банкротстве, если обнаружится, что должник уже сталкивался с неплатежеспособностью по состоянию на 1 марта 2020 г.

Корректировки включают в себя и ряд дополнительных гарантий, устремленных на защиту интересов должника от будущей апелляции по платежам и действий, являющимися схожими с поддержанием, возобновлением деятельности. Таким образом, платежи, осуществленные в период до 30 сентября 2020 г. в ходе работы хозяйственной деятельности, возможно оспорить, только если кредитор на тот момент знал, что не существует возможности восстановления варианта платежеспособности [2, с. 161].

Для поддержания финансовой подушки организаций со стороны их акционеров и третьих лиц возможна отмена ограничений на осуществление финансовой помощи компаниям, которые владеют признаками несостоятельности. Как пример можно привести Германию, в которой убрали правило о субординации займов, владельцы акций могли предоставлять компании. Однако ранее если было банкротство компании, такие займы обратно возвращались акционерам только после полного закрытия требований остальных кредиторов, то в данной ситуации начали рассматриваться наравне с простыми требованиями кредиторов.

Российские же меры в конкурсных правоотношениях в общем и целом похожи с теми ограничительными мерами, которые были приняты во многих странах мира, и дают определенным хозяйствующим субъектам время для того, чтобы перенести итоги пандемии. Мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении определенных должников был принят положением Правительства РФ от 03.04.2020 №42814. Мораторий действовал с 6 апреля по 6 октября 2020 г. и был продлен Правительством РФ до 7 января 2021 г.

Однако, мораторий касается не всех компаний, а лишь на стратегические организации. Список этих компаний размещен на сайте ФНС РФ. В момент активации моратория предусмотрен целый ряд мер, направленных на ограничение прав кредиторов:

- кредиторы не могут инициировать банкротство должника;

- у должника берется пауза по обращению в судебное учреждение с заявлением о банкротстве;

- приостанавливается исполнительное производство;

- вводится запрет на обращение взыскания на заложенное имущество.

Отсюда с ограничениями прав кредиторов закреплены меры, направленные на остановку вывода имущества должниками. Среди последних можно выбрать следующие:

- при возобновлении процедуры банкротства в течение трех месяцев после окончания моратория все обязательства должника, заключенные в период моратория, считаются ничтожными, за исключением сделок в рамках простой деятельности, масштабность которых не превышает 1 % от балансовой стоимости активов;

- запрещается вывод участника из ООО с выплатой ему активной стоимости доли;

- запрещается выплачивать дивиденды и распределять прибыль.

Делая выводы о вышеизложенном, можно отметить, что огромное количество утвержденных правовых мер противодействия кризису в рассмотренных странах владеют идентичной направленностью. Однако, лучше всего выглядит прагматичный и рационально сбалансированный подход, изложенный в немецком законе:

- мораторий на банкротство для тех субъектов, которые в силах пережить кризис;

- владение инструментами, способствующие высвобождению из кризиса (например, льготное кредитование в момент моратория);

- отсутствие важных и неважных субъектов, как, например, в России, а также строгого запрета кредиторам банкротить должника.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Карелина С. А., Фролов И. В. Реабилитационный потенциал института несостоятельности (банкротства) при возникновении чрезвычайных ситуаций и ситуаций чрезвычайного экономического характера // Право и экономика. — 2020. — № 6 (388). — С. 5–13.
  2. Карелина С. А., Фролов И. В. Институт несостоятельности (банкротства) в правовой системе России и зарубежных стран: теория и практика правоприменения : монография. — М. : Юстицинформ, 2020. — 360 с.
  3. Степанов В. В. Правовое регулирование несостоятельности в Германии, США, Англии, Франции и России // Актуальные проблемы гражданского права : сборник статей. — М. : Статут, 2021. — Вып. 1. — С. 161–228.
  4. Файзрахманова Л. М. Актуальные вопросы привлечения должника - налогоплательщика к субсидиарной ответственности при несостоятельности (банкротстве) // Налоги. — 2021. — № 5. — С. 27–30.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Соколов А.Д., Сопов Д.В. БАНКРОТСТВО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 663 - 669. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9250 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9250



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.