'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 84

Просмотры  85 просмотров

Симоненко К.А., Костюк Н.Н.

  


СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТНО-ПРАВОВЫХ И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ НАЧАЛ В КОНКУРЕНТНОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ *

  


Аннотация:
в статье с опорой на научные труды дается краткий обзор истории российского конкурентного права от момента появления первых норм, направленных на защиту конкуренции до настоящего момента. Рассматривается соотношение частно-правовых и публично-правовых начал в конкурентном праве РФ, описываются особенности их взаимодействия и отмечаются возможные перспективы дальнейшего изменения конкурентного права. На основании приведенных фактов автор делает предположение о том, что в ближайшем будущем в конкурентном праве Российской Федерации может произойти усиление частно-правовых начал   

Ключевые слова:
конкурентное право, антимонопольное законодательство, частное право, публичное право, правонарушения, развитие, тенденции   


УДК 346.9

Симоненко К.А.

магистрант 2 курса по направлению

«Юриспруденция» кафедры гражданско-правовых дисциплин

Университет при Межпарламентской Ассамблее

Евразийского Экономического Союза

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

Научный руководитель:

Костюк Н.Н.

кандидат юридических наук,

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин

Университет при Межпарламентской Ассамблее

Евразийского Экономического Союза

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ЧАСТНО-ПРАВОВЫХ И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ НАЧАЛ

В КОНКУРЕНТНОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

 

Аннотация: в статье с опорой на научные труды дается краткий обзор истории российского конкурентного права от момента появления первых норм, направленных на защиту конкуренции до настоящего момента. Рассматривается соотношение частно-правовых и публично-правовых начал в конкурентном праве РФ, описываются особенности их взаимодействия и отмечаются возможные перспективы дальнейшего изменения конкурентного права. На основании приведенных фактов автор делает предположение о том, что в ближайшем будущем в конкурентном праве Российской Федерации может произойти усиление частно-правовых начал.

 

Ключевые слова: конкурентное право, антимонопольное законодательство, частное право, публичное право, правонарушения, развитие, тенденции.

 

Российское конкурентное право на протяжении истории формировалось как публично-правовая отрасль. Исторически этапы его формирования можно условно разделить условно на первый, окончившийся в XVIII в., второй, длившийся до начала XX в. и современный, отсчитываемый от принятия 22 марта 1991 г. Закона № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

На первом этапе, как можно логически предположить, в развитии институтов конкурентного права острой необходимости не существовало. Крупные предприятия мануфактурного производства и акционерные общества только появлялись на горизонте экономической жизни российского общества, а так как право развивается в ответ на социальные и экономические запросы времени (в том числе и угрозы, к которым, безусловно, относятся монополии), то вышеуказанная необходимость очевидной не была. Поэтому, как указывает в своей статье Серегин Д.И., возникавшие в рыночной сфере злоупотребления могли разрешаться отдельными актами монархов [11].

Второй этап в свою очередь можно разделить на периоды с XVIII до первой половины XIX вв. и со второй половины XIX до начала ХХ вв. Первый период характеризуется практически отсутствием правовых норм, регулировавших конкурентные правоотношения, в связи с чем Шретер В.Н. отмечал недостаток усилий российского государства в противодействии недобросовестной конкуренции [13], а Шершеневич Г.Ф. – что противодействие недобросовестной конкуренции «незнакомо» ни российскому законодательству, ни судебной практике [12]. Ситуация начала меняться во второй половине XIX в., когда в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных были введены ст.ст. 1130, 1615 и 1619, устанавливающие юридическую ответственность в виде заключения в тюрьму за «стачки» и иные сговоры, преследующие повышение цен, устранение от торгов и другие цели с антиконкурентным мотивом [7]. До прекращения существования Российской Империи указанные нормы были основой российского антимонопольного законодательства. В советский же период, как верно отмечает Кинев А.Ю. со ссылкой на Пугинского Б.И., конкуренция рассматривалась как явление, присущее капиталистической системе и чуждое социализму [8]. Последнее обстоятельство обусловило необходимость создания системы российского конкурентного права «с нуля» после прекращения существования советского союза.

Действующие нормы конкурентного права в отличие от их исторических предшественников, во-первых, более развиты и детализированы, а во-вторых, имеют смешанный характер, сочетая в себе публично-правовые и частно-правовые начала. Так, согласно п.1 ст. 2 ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – ФЗ №135), антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ [1].

Естественно, стоит уточнить теоретико-правовое соотношение между конкурентным правом и антимонопольным законодательством. Так, систематизировав существующие в юридической науке точки зрения на сущность конкурентного права, Аблямитов Р.Ш. выделяет следующие позиции:

  1. «Конкурентное право представляет собой массив норм о защите конкуренции, который входит в предпринимательское право как предметно-функциональная подотрасль гражданского права».
  2. «Конкурентное право является подотраслью непосредственно гражданского права и характеризуется наличием в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие ее двум правовым институтам — институту защиты от монополистической деятельности и институту защиты от недобросовестной конкуренции».
  3. «Конкурентное право является отдельной отраслью российского права» [7].

 Таким образом, с теоретико-правовой точки зрения ФЗ «О защите конкуренции» допустимо считать частью конкурентного права. Что касается отраслевого статуса конкурентного права, то в связи с его довольно узкоспециализированным регулированием, направленным на частный аспект социально-экономических отношений (конкуренцию), мы склонны рассматривать конкурентное право как подотрасль гражданского права. В свете дискуссии об отраслевом статусе конкурентного права, не можем также не обратить внимание на позицию Козловой М.Ю., которая на основании выделения в ФЗ №135 «отношений, связанных с защитой от злоупотребления доминирующим положением» и «отношений, связанных с защитой от недобросовестной конкуренции», предлагает рассматривать антимонопольное право и конкурентное право как самостоятельно существующие сферы регулирования, имеющие различную правовую природу [9]. Тот факт, что законодатель сформулировал регулируемые указанным законом отношения именно так,  создает неизбежные трудности для формально-юридического толкования данной формулировки: по идее, злоупотребление доминирующим положением на рынке всегда является проявлением недобросовестной конкуренции. Последняя же может принимать и иные формы противоправных действий, целью которых может являться препятствие деятельности конкурента, а в наиболее радикальных формах – его полное устранение с рынка. Применяя эту логику к рассматриваемому вопросу, стоит указать, что антимонопольное законодательство относится к конкурентному праву как часть к целому, поскольку последнее не ограничивается регламентацией антимонопольных норм. Поэтому поддержать позицию Козловой М.Ю. для нас не представляется возможным.    

Тем не менее, антимонопольное законодательство при всех своих «корнях» является также и сферой публично-правового регулирования. В частности, в ПП ВС РФ от 4 марта 2021 г. № 2 как сама деятельность антимонопольных органов в целом, так и характер санкций, применяемых ими в отношении участников гражданского оборота, Верховным Судом характеризуется в п. 5 и абз. 4 п. 21 соответственно как имеющие публично-правовой характер [5].

В таком случае возникает вопрос о том, каково соотношение между собой публично-правовых и частно-правовых начал, взаимодействующих друг с другом в контексте конкурентного права.

В контексте взаимодействия начал конкурентного права в вопросе наложения ответственности на хозяйствующих субъектов стоит отметить недопустимость смешения этих начал. К примеру, Конституционный Суд РФ по результатам рассмотрения заявления ООО «Медэксперт» (далее - общество) постановил, что ранее принятые решения по делу с участием общества подлежат пересмотру. Как было установлено КС РФ, антимонопольный орган (далее - орган), не имея на то соответствующих оснований, привлёк общество к имущественной ответственности, в судебном порядке принудив его вернуть в федеральный бюджет полученные по гранту денежные средства. При этом формально-юридическим поводом для обращения органа в суд являлось административное правонарушение – общество нарушило порядок оформления лицензии на предоставление медицинских услуг. Не смотря на то, что административное судопроизводство в отношении общества было прекращено, в остальной части решения оставались без изменений [2]. Смежность регулятивных институтов конкурентного права, как указывает Гаджиев Г.А., является источником проблемы разграничения частно-правового и публично-правового составов [14].

Есть и другой источник вышеуказанной проблемы: с одной стороны, как указывает Конституционный Суд РФ в абз. 5 п. 3.1. Определения от 14.05.2015 № 1076-О, эффективная организация антимонопольной деятельности предполагает использование лишь необходимых и достаточных мер контроля за соблюдением антимонопольного законодательства [3]. С другой стороны, сущность составляющих механизм публично-правового регулирования дискреционных полномочий публичного органа или его должностного лица заключается в том, что характер принимаемых им решений будет в  значительной степени зависеть от фактических обстоятельств того или иного нарушения норм конкурентного права, в частности - от масштаба такого нарушения. Например, если нарушение привело к захвату рынка доминирующим предприятием или группой предприятий, это может дать национальному антимонопольному органу значительные дискреционные полномочия, чтобы обратить вспять ситуацию с захватом рынка [10].

Из вышесказанного следует несколько положений. Во-первых, взаимодействие частных и публичных начал в конкурентном праве не может происходить без учета их дифференциации (т.к. их смешение не допустимо). Во-вторых, поскольку характер применяемых санкций зависит от фактических обстоятельств нарушения норм конкурентного права, таких как масштаб нарушения и его характер в целом, то представляется возможным предположить, что соотношение частных и публичных интересов в рассматриваемой подотрасли обладает определенной «подвижностью». Последняя проявляется в том, что в случаях относительно незначительных (с публично-правовой точки зрения) нарушений прав и интересов одного или нескольких участников гражданского оборота, применению подлежать будут те предписания, которые носят профилактическо-предупредительный характер. В случаях же, когда нарушение носит грубый, социально-опасный характер и/или совершено участниками гражданского оборота, осуществляющими социально-значимую деятельность (к примеру, в области медицины, фармацевтики, электроэнергетики и т.д.), то меры по защите конкуренции будут носить преимущественно карательно-штрафной характер.

Описанная выше проблема критериев разграничения между частно-правовыми и публично-правовыми институтами в процессе правоприменения будет продолжать быть дискуссионной. Однако, помимо их разграничения по характеру возможных правонарушений, гипотетическим видится усиление одного из двух указанных начал конкурентного права в зависимости от тенденций социального и правового развития российского общества. Поэтому интересным представляется выделить те тенденции развития институтов российского конкурентного права, которые наметились в последние несколько лет.

Во-первых, в связи со сменой руководства Федеральной Антимонопольной Службы ожидается частичное изменение вектора антимонопольного правоприменения, которое коснется характера применяемых мер (по словам нового главы ФАС РФ, будет делаться упор на превенцию нарушений) и пристального внимания к отдельным сферам. В частности, акцент может сместиться на регулирование цифровых рынков и тарифное регулирование [15].

Во-вторых, в судебной практике Верховного Суда РФ уже можно отметить поворот от «формы» к «содержанию» того или иного нарушения норм о конкуренции. Так, в п. 40 ПП ВС РФ от 04.03.2021 № 2 отмечается, что сама по себе аффилированность между участниками закупок не является свидетельством их сговора, поэтому судам необходимо устанавливать содержательную часть взаимодействия этих лиц, в частности, факты, свидетельствующие об их совместном влиянии на ход конкурентных закупок [4]. В Определении от 22.09.2022 по делу № А75-15625/2020 Верховный Суд РФ постановил, что если сделка с единственным поставщиком заключена с нарушением положений ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», это еще не свидетельствует об антиконкурентном соглашении [6]. Таким образом, при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства в обозримом будущем суды будут фокусироваться не на формально-юридическом составе предполагаемого нарушения, а на содержательной части поведения предприятия монополиста или отношений между аффилированными лицами.

В-третьих, ожидается частичное ослабление публично-правовых мер по контрольно-надзорной и правоохранительной деятельности государственных органов в отношении субъектов предпринимательства, к чему призвал президент Российской Федерации Путин В.В. в своем выступлении на Санкт-Петербургском экономическом форуме [16].

Но возникает неизбежный вопрос: не приведет ли частичная либерализация российского конкурентного права и осуществляемого на его основе правоприменения к увеличению частоты правонарушений со стороны бизнеса? Представляется, что в реальности все гораздо сложнее, чем можно предположить.

Во-первых, стоит ожидать актуализации применения участниками гражданского оборота норм гражданского законодательства, направленных против злоупотребления гражданскими правами, в частности – положений ст. 10 ГК РФ, имеющих схожий со ст. 14.1 – 14.8 ФЗ «О защите конкуренции» объект правового регулирования.

Во-вторых, либерализация законодательства в отдельных сферах совсем не означает того, что ослабление контроля и иных публично-правовых мер приведет к социальной дестабилизации. Так, в научной литературе с опорой на правовую динамику зарубежных правопорядков отмечается тенденция самостоятельного регулирования компаниями своего экономического волеизъявления и разработки ими организационной политики на основе норм конкурентного права, что в контексте рассматриваемой темы означает ставку компаний на самостоятельное выявление и устранение нарушений норм о конкуренции во внесудебном порядке. Авторы одного из исследований полагают, что описанная модель является очень перспективной для стран БРИКС [10, 567-568 с.].

Таким образом, в контексте конкурентного права может произойти смещение акцента с публично-правовой составляющей данной подотрасли на частно-правовую составляющую. Если к тенденциям развития конкурентного права присовокупить их предполагаемую причинно-следственную связь с  развитием социальной сферы, - в особенности, с развитием и усложнением рынков, вызванным объективными процессами научно-технологического характера, - то речь можно вести не только о временном изменении вектора развития конкурентного права, но и о его исторической трансформации. А каков будет результат этой начавшейся трансформации – покажет время.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (Дата обращения: 20.01.2023);
  2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2022 № 7-П по делу о проверке конституционности статей 14-8 и 51 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Медэксперт» URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202220015 (Дата обращения: 21.01.2023);
  3. Определение Конституционного Суда РФ от 14.05.2015№ 1076-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «АРГУС-СПЕКТР» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 части 2 статьи 39 Федерального закона «О защите конкуренции» URL: https://legalacts.ru/doc/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-14052015-n-1076-o-ob/ (Дата обращения: 22.01.2023);
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_378656/ (Дата обращения: 24.01.2023);
  5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 г. № 2 г. Москва «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»;
  6. Определение Верховного Суда РФ от 22.09.2022 по делу № А75-15625/2020 URL: https://kad.arbitr.ru/Card/a3526b44-4add-469d-8daf-1840e730617e (Дата обращения: 24.01.2023);
  7. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных – Санкт-Петербург : тип. Второго отд-ния Собств. е. и. вел. Канцелярии, 1845 г. – URL: https://dspace.spbu.ru/handle/11701/8933 (Дата обращения: 19.01.2023)
  8. Аблямитов Р.Ш. Конкурентное право: проблемы понимания и юридическая природа // Актуальные проблемы российского права. 2014. №8. – 1682 с.;
  9. Кинев А.Ю. Административно-правовая защита конкуренции : проблемы и пути совершенствования : дис. ... доктора юридических наук : 12.00.14 / Кинев Александр Юрьевич; [Место защиты: Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина]. - Москва, 2014. - 26 с.;
  10. Козлова М.Ю. О содержании понятия «Конкурентное право» // Legal Concept. 2012. №2 – 127 с.;
  11. Лианос Я., Зингалес Н., Маклин Э., Раслан А., Страдер М. Сфера применения конкурентного права в цифровой экономике // Правоведение. 2019. Т.63, № 4. – 522 – 571 c. https://doi.org/10.21638/spbu25.2019.402 (Дата обращения: 23.01.2023);
  12. Серегин Д.И. Конкурентное прав России: История, современное состояние и перспективы развития // Российское конкурентное право и экономика. 2020. №2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentnoe-pravo-rossii-istoriya-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 19.01.2023);
  13. Шершеневич, Г.Ф. Курс торгового права. Том. II :Товар. Торговые сделки. - 4-е изд. - Санкт-Петербург : издание Бр. Башмаковых, 1908. – 116 с.;
  14. Шретер В.Н. Недобросовестная конкуренция // Сборник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти профессора Габриэля Феликсовича Шершеневича. - М.: Статут, 2005. – 28 с.;
  15. Гадис Гаджиев для сайта zakon.ru – «О защите конкуренции методами публичного или частного права» - URL: https://zakon.ru/blog/2022/3/2/o_zaschite_konkurencii_metodami_publichnogo_ili_chastnogo_prava (Дата обращения: 21.01.2023);
  16. Пресс-служба ФАС РФ - «ФАС в СМИ: тренды антимонопольного регулирования» – URL: https://fas.gov.ru/publications/22738 (Дата обращения: 23.01.2023);
  17. РБК – «Путин объявил о реформе проверок бизнеса и изменении суммы ущерба в УК» URL: https://www.rbc.ru/business/17/06/2022/62ac81ca9a7947c17bdcea8f (Дата обращения: 24.01.2023). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Симоненко К.А., Костюк Н.Н. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТНО-ПРАВОВЫХ И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ НАЧАЛ В КОНКУРЕНТНОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 651 - 662. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9249 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9249



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.