'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 83

Просмотры  45 просмотров

Сивакин М.А.

  


ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в работе изучаются перспективы и проблемы развития процедуры исполнения решений Конституционного суда Российской Федерации   

Ключевые слова:
Конституционный суд Российской Федерации, исполнение решений, проблемные аспекты   


УДК 342

Сивакин М.А.
магистрант
Приволжский филиал

Российский государственный университет правосудия
(г. Нижний Новгород, Россия)

 

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: в работе изучаются перспективы и проблемы развития процедуры исполнения решений Конституционного суда Российской Федерации.

 

Ключевые слова: Конституционный суд Российской Федерации, исполнение решений, проблемные аспекты.

 

Исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации (далее – КС РФ) является важным этапом защиты прав и свобод граждан. Однако, как и любая другая процедура, у нее есть свои проблемные аспекты. В этой статье мы разберемся в подробностях процедуры исполнения решений КС РФ и выявим основные проблемы, возникающие при их исполнении.

КС РФ – это орган, который занимается контролем за соответствием законов Конституции РФ. Судебные акты, принятые КС РФ, имеют высшую юридическую силу и должны быть исполнены всеми органами государственной власти на всех уровнях – то есть речь идет об обязательном и окончательном характере решений, выносимых КС РФ.

При этом сам процесс исполнения решений может быть достаточно сложным и неоднозначным. Невыполнение решений КС РФ может привести к нарушению конституционных прав граждан и созданию правовой неопределенности. Поэтому особое значение придается контролю за исполнением решений КС РФ. Анализ теоретических источников, действующего законодательства и практики КС РФ позволяет выделить ряд проблем. Недостаточная эффективность механизмов контроля за исполнением решений КС РФ является одной из основных сложностей.  Нередко органы власти игнорируют или затягивают процесс исполнения решений, хотя срок на исполнение четко определен.

Так, исходя из положений статьи 80 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее – ФКЗ о КС РФ), в ней закреплен механизм исполнения актов КС РФ, в котором можно выделить несколько этапов [6]:

  1. Правительство Российской Федерации по общему правилу не позднее 6 месяцев после опубликования постановления КС РФ вносит в Государственную Думу проект нового закона либо законопроект о внесении изменений в закон, признанный КС РФ неконституционным.
  2. Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяют нормативный акт соответственно Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт.
  3. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит необходимые изменения
  4. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт
  5. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, заключившие признанные полностью или частично не соответствующимиКонституции Российской Федерации либо признанные соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договор между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.

Таким образом, в законе фигурирует два срока – 2 месяца и 6 месяцев.

Кроме того, если решение КС РФ не исполняется в течение установленного законом срока, то гражданин или организация, которые получили право на защиту своих конституционных прав в рамках данного решения, могут обратиться в суд. Судья может вынести решение о принуждении к исполнению решения КС РФ и назначить ответственных должностных лиц. Крайняя стадия – применить положения статьи 315 УК РФ.

Также стоит отметить, что КС РФ имеет право привлекать представителей федеральных органов исполнительной власти для контроля за выполнением своих решений. Такой контроль может осуществляться как путем запросов и информационного обмена, так и путем проверок на местах [1].

Однако сроки, установленные статьей 80 ФКЗ о КС РФ еще не являются гарантией исполнения, так как законопроект, например, может быть подан в установленный срок в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а на этой стадии зачастую происходят затягивания процесса.

Например, в ноябре 2021 года было вынесено Постановление КС РФ по делу о проверке конституционности части 1 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки Е.Н. Заболоцкой.

КС РФ подчеркнул, что возложенная на соучредителей законом о СМИ обязанность по внесению изменений в запись о регистрации средства массовой информации, вызванных смертью кого-либо из них, предполагает установление достаточного срока (и правил его исчисления) для ее надлежащего исполнения, отметив при этом, что ни оспариваемое законоположение, ни законодательство о средствах массовой информации не предусматривают соответствующего регулирования [2].

Согласно решению КС РФ, федеральный законодатель должен поправить действующее правовое регулирование.

Если зайти в «КонсультантПлюс» и посмотреть примечания СПС к данной статье, то можно увидеть надпись, которая гласит «Ч. 1 ст. 13.21 признана частично не соответствующей Конституции РФ (Постановление КС РФ от 09.11.2021 N 47-П)».  После принятия данного Постановления было принято 48 изменяющих документов (если не брать в расчет само Постановление КС РФ, так как формулировку статьи оказалась неизменной).

Получается, механизм исполнения через сроки фигурирует в законе, а вот дальнейшего развития не находит.

Таким образом, проблемы исполнения решений КС РФ все еще сохраняются. В частности, это связано с недостаточной эффективностью контроля за выполнением решений со стороны государственных органов и должностных лиц. Также возникают сложности при определении ответственных за нарушение решения КС РФ и при принятии адекватных мер по их привлечению к ответственности [5, с. 7].

Кроме того, иногда возникают ситуации, когда региональные законы или иные акты не соответствуют решениям КС РФ. В таких случаях необходимо внести изменения в законодательство и урегулировать ситуацию.

Также в процессе исполнения решений могут возникать различные технические проблемы. Например, необходимость изменения законодательства или перераспределения бюджетных средств может потребовать значительных усилий и времени.

Еще одной проблемой является отсутствие механизма компенсации гражданам, чьи права были нарушены вследствие невыполнения решений КС РФ. Иногда исполнение решений может затягиваться на много лет, что создает значительные неудобства и материальные потери для людей [4, с. 143].

Другой сложностью является отсутствие возможности обжалования решений КС РФ. Если какое-либо лицо или организация не выполняет решение КС, то единственным способом заставить его это сделать – подать жалобу на него в федеральный суд.

Следующая проблема – несовершенство механизмов исполнительного производства в России. Даже если решение КС РФ было признано законным и обязательным для выполнения, его исполнение может затянуться на долгое время из-за бюрократических препятствий.

Наконец, некоторые эксперты отмечают, что процедура исполнения решений КС РФ не всегда соответствует международным стандартам. Например, Европейский суд по правам человека указал на то, что Россия должна улучшить свой механизм выполнения решений конституционных органов [3].

В целом можно сказать, что эффективность исполнения решений КС РФ до сих пор оставляет желать лучшего. Для того чтобы изменить эту ситуацию, необходимы серьезные улучшения в законодательстве и практике исполнительного производства. Проблемы с исполнением решений КС РФ связаны как со сложностью процедуры их выполнения, так и с отдельными факторами, такими как недостаточная мотивация для исполнения или технические трудности. Для решения этих проблем необходимо создание системы контроля за исполнением решений и улучшение координации между различными органами государственной власти.

Одной из перспектив развития процедуры исполнения решений является усиление ответственности государственных органов за неисполнение решений КС РФ. В этой связи были предложены меры по ужесточению ответственности должностных лиц за неисполнение решений, а также повышение эффективности контроля за выполнением указаний КС РФ.

Также перспективным направлением является расширение прав КС РФ в части обеспечения исполнения своих решений, в том числе возможность заявления требования о привлечении к ответственности должностных лиц или органов за неисполнение решения. Это позволит более эффективно бороться со случаями систематического игнорирования решений КС РФ.

Дополнительным направлением является совершенствование процедуры исполнения решений в целом. Например, возможно введение обязательной публикации информации о ходе выполнения решения КС РФ на сайте государственных органов, что оптимизирует весь процесс контроля за исполнением.

Также стоит отметить перспективы развития электронного документооборота в процессе исполнения решений КС РФ. Это позволит значительно ускорить и упростить процесс подачи заявлений и запросов, а также обеспечить более быстрое и надежное получение ответов.

В целом, перспективы развития процедуры исполнения решений КС РФ направлены на повышение ее эффективности и прозрачности. Однако для достижения этой цели необходимо проводить системную работу по модернизации соответствующих законодательных актов, а также повышать квалификацию должностных лиц, ответственных за выполнение решений КС РФ.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2001 N 65-О по ходатайству полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан, [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.06.23).
  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.11.2021 N 47-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки Е.Н. Заболоцкой, [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.06.23).
  3. Постановления ЕСПЧ от 4 июля 2013 г. по делу "Анчугов и Гладков против России", [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.06.23).
  4. Белоногов, А. В. Проблемы исполнения актов Конституционного Суда Российской Федерации / А. В. Белоногов, Д. А. Стаценко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2020. – № 5. – С. 143-145.
  5. Бондарь, Н. С. Решения Конституционного Суда Российской Федерации по проверке региональных законов: необходим мониторинг исполнения / Н. С. Бондарь, Е. А. Соболева // Мониторинг правоприменения. – 2019. – № 3(32). – С. 7-15.
  6. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021), [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.06.23).
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Сивакин М.А. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 643 - 650. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9248 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9248



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.