'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 82

Просмотры  128 просмотров

Сагитов А.С.

  


КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ *

  


Аннотация:
в настоящей статье будут исследованы конституционно-правовые основы организации и деятельности мировых судей. Стоит отметить, что Конституция РФ закрепляет конституционно-правовые основы. При этом мировые судьи являются составной частью судебной системы нашего государства   

Ключевые слова:
мировой судья, судья, основы, организация, деятельность   


УДК 34

Сагитов А.С.

студент

Стерлитамакский филиал

Уфимский университет науки и технологий

(г. Стерлитамак, Россия)

 

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ

 

Аннотация: в настоящей статье будут исследованы конституционно-правовые основы организации и деятельности мировых судей. Стоит отметить, что Конституция РФ закрепляет конституционно-правовые основы. При этом мировые судьи являются составной частью судебной системы нашего государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, мировые судьи являются независимыми и подчиняются только Конституции и федеральному законодательству. Они осуществляют правосудие в пределах своей юрисдикции и рассматривают дела, предусмотренные законом.

 

Ключевые слова: мировой судья, судья, основы, организация, деятельность.

 

Конституция РФ закрепляет основы судебной власти в нашем государстве. В то же время следует отметить, что в Конституции РФ закрепляются положения, согласно которым все граждане имеют право на равный доступ к правосудию.

В свою очередь, мировые судьи выступают в качестве судей общей юрисдикции субъектов РФ и также являются составными элементами единой судебной системы РФ. На мировых судей распространяются все действующие на территории нашего государства принципы организации и деятельности судов. Опять же, указанные принципы находят свое отражение как в Конституции РФ, так и в федеральном законодательстве.

Стоит акцентировать внимание на том, что Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 г. «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» является важным нормативным правовым актом, который закрепляет положения, согласно которым вопросы организации и деятельности мировых судей также могут определяться региональным законодательством.

Федеральный закон от 17.12.1998 г. «О мировых судьях в РФ» закрепляет нормы, согласно которым мировые судьи в пределах своих полномочий рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. При этом законодатель акцентирует внимание на том, что решения, принимаемые мировыми судьями, и которые вступили в законную силу, носят обязательный характер, что предполагает неукоснительное выполнение всеми органами государственной власти и должностными лицами.

Вместе Конституция и федеральные законы обеспечивают основы судебной системы в России, защищают независимость судебной власти и гарантируют справедливость и права граждан в судебном процессе. Это важные нормативные акты, которые способствуют правовому развитию и поддержанию правового государства в стране.

Закон также предусматривает механизмы финансирования и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей. Он определяет источники финансирования, порядок формирования и распределения бюджетных средств на содержание мировых судей, а также регулирует вопросы обеспечения мировых судей необходимыми материальными и техническими ресурсами для осуществления их профессиональной деятельности.

Финансирование судебной системы, включая мировых судей, осуществляется из государственного бюджета.

Заработная плата, социальные гарантии и компенсации для мировых судей обычно определяются в соответствии с законодательством и нормами, регулирующими их деятельность. Это может включать базовую заработную плату, премии, надбавки и другие выплаты, предусмотренные законом.

В рамках финансирования также учитываются расходы, связанные с обеспечением необходимых условий для работы мировых судей. Это включает поддержание судебных зданий и помещений, закупку оборудования, материалов и других необходимых ресурсов для нормального функционирования судебной системы.

В свою очередь, в действующем законодательстве закрепляются положения о гарантиях независимостях судей. При этом такие гарантии включают в себя различные меры, среди которых следует отметить материальное и социальное обеспечение.

Во многих субъектах Российской Федерации законы о мировых судьях содержат положения о их назначении или избрании на срок трех лет. Некоторые регионы, такие как Республика Татарстан, устанавливают более продолжительный срок службы мировых судей. В данном случае, Закон Республики Татарстан предусматривает избрание мировых судей на срок пяти лет независимо от того, избираются они впервые или уже являются повторными выборами. Эти различия в законодательстве о мировых судьях между разными регионами России отражают некоторую гибкость и автономию региональных органов власти при определении продолжительности срока службы мировых судей.

Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации и региональное законодательство играют роль в определении правового статуса и функционирования мировых судей.

В законе Чувашской Республики, который вы упомянули, многие положения соответствуют федеральным законам о судебной системе, статусе судей и мировых судьях. Он также предусматривает, что аппарат мирового судьи обеспечивает его деятельность, а структура и штатное расписание аппарата определяются Кабинетом Министров Чувашской Республики. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими.

Однако, отсутствуют нормы, которые бы определяли руководство мирового судьи его аппаратом, как в федеральном законе, так и в законах региональных уровней. Вероятно, конкретные положения относительно руководства аппаратом мирового судьи могут быть разъяснены или определены на уровне регионального исполнительного органа, в данном случае, Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Анализируя конституционно-правовую основу функционирования системы мировых судей, авторы приходят к выводу, что требуется дальнейшее совершенствование их правового положения и законодательной основы деятельности. Они считают, что мировым судьям следует присвоить статус федеральных судей, поскольку они на самом деле выполняют функции, схожие с судьями районных и городских судов, но на более низком уровне, и они являются неотъемлемой частью общей судебной системы Российской Федерации.

Одним из основных аргументов в пользу придания мировым судьям статуса федеральных судей является неопределенное положение подчиненности аппарата мирового судьи, которое негативно сказывается на дисциплине работников и, следовательно, на качестве обеспечения работы мирового судьи по правосудию. Предполагается, что закрепление полномочий мирового судьи как руководителя аппарата мирового судьи на законодательном уровне поможет улучшить эту ситуацию.

Существует также мнение о том, что мировые судьи, как суды общей юрисдикции, должны иметь те же полномочия, что и судьи районных и городских судов. Подчеркивается, что они являются неотъемлемой частью судебной системы Российской Федерации, и поэтому им следует присвоить статус федеральных судей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
  2. О мировых судьях в Российской Федерации: федер. закон от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 51, ст. 6270.
  3. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: федер. конституц. закон от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 898.
  4. Святой Р.С. Конституционно-правовые основы организации и деятельности мировых судей субъекта Российской Федерации (на примере Республики Крым) // Океанский менеджмент. 2021. №3 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovye-osnovy-organizatsii-i-deyatelnosti-mirovyh-sudey-subekta-rossiyskoy-federatsii-na-primere-respubliki-krym (дата обращения: 19.06.2023).
  5. Щербинина, И. А. Теоретические аспекты нормативно-правового регулирования деятельности мировых судей / И. А. Щербинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 248-249. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66530/ (дата обращения: 19.06.2023).
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Сагитов А.С. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 637 - 642. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9247 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9247



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.