'
Наталинов А.Ю.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОРУЖЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН *
Аннотация:
в статье рассматривается законодательство зарубежных государств, посвященное правовому регулированию оборота предметов вооружения, анализируются доктринальные точки зрения относительно права зарубежных государств, посвященных данному вопросу, проводится исследование конкретных законодательных норм иностранных государств, таких, как Соединенные Штаты Америки, Австралия, Швейцария, Израиль, Латвия, Литва, Эстония, Китайская Народная Республика, Азербайджанская республика и других, посвященных правовому регулированию оборота оружия, анализируется сходное и отличное в государственной политике относительно правового регулирования предметов вооружения
Ключевые слова:
оружейное законодательство, оборот оружия, сравнительное правоведение, государственная политика, незаконный оборот оружия
УДК 34.05
Наталинов А.Ю.
магистрант,
Байкальский государственный университет
(г. Иркутск, Россия)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОРУЖЕЙНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Аннотация: в статье рассматривается законодательство зарубежных государств, посвященное правовому регулированию оборота предметов вооружения, анализируются доктринальные точки зрения относительно права зарубежных государств, посвященных данному вопросу, проводится исследование конкретных законодательных норм иностранных государств, таких, как Соединенные Штаты Америки, Австралия, Швейцария, Израиль, Латвия, Литва, Эстония, Китайская Народная Республика, Азербайджанская республика и других, посвященных правовому регулированию оборота оружия, анализируется сходное и отличное
в государственной политике относительно правового регулирования предметов вооружения.
Ключевые слова: оружейное законодательство, оборот оружия, сравнительное правоведение, государственная политика, незаконный оборот оружия.
Огромное количество государств на планете Земля в настоящее время сталкиваются с незаконным оборотом оружия. Как верно отмечает В. Е. Лычкова, «вооруженная преступность и незаконный оборот оружия являются характерными криминальными явлениями практически для всех государств мира. В одних странах вводятся определенные законодательные ограничения в вопросах оборота огнестрельного оружия, другие – повышают требования к лицам, приобретающим огнестрельное оружие, третьи – полностью запрещают оборот огнестрельного оружия, четвертые – идут
по пути повышения уголовной ответственности за незаконное хранение
и реализацию огнестрельного оружия. Бесспорен тот факт, что государству необходимо поддерживать снижение уровня преступности в анализируемой сфере. В ряде же государств Европы и Америки граждане имеют право
на приобретение огнестрельного оружия, а в иных странах и армейского оружия в целях самообороны. В некоторых государствах не существует никаких запретов на владение любыми типами гражданского огнестрельного оружия» [6, с. 163].
В то же время большое количество государств предполагает в рамках национального законодательства сильное ограничение незаконного оборота оружия, которое существенно затрудняет приобретение оружия и владение им частными лицами. Так, В. В. Крючков и Д. Г. Овечкин отмечают,
что «в Австралии запрещены все виды полуавтоматического огнестрельного оружия, одним из приоритетных направлений противодействия незаконному обороту оружия является программа разоружения граждан. К примеру, устанавливается срок, в течение которого гражданам предоставляется возможность сдать незаконно хранящееся огнестрельное оружие
без последствий уголовно-процессуального характера. При этом за сданное оружие производится выплата вознаграждения, сумма которого определяется в зависимости от типа сдаваемого оружия. В Швейцарии граждане имеют право хранить и носить как гражданские, так и боевые образцы оружия» [7, с. 315].
Важной в контексте проводимого нами в настоящей работе исследования является ситуация в Соединенных Штатах Америки, связанная с оборотом оружия в указанной стране. Ее Конституция [1] безусловно разрешает каждому гражданину США иметь в своем владении, пользовании и распоряжении предметы вооружения, а также носить их при себе
и использовать в качестве средства обороны или средства, которое необходимо для задержания преступника, который грубо нарушил уголовное законодательство.
В то же время некоторые исследователи, в частности, Поллок Е. [9, р. 114], указывают, что в ряде населенных пунктов Соединенных Штатов Америки государственные и муниципальные органы накладывают
на граждан обязательства по владению и пользованию оружием в целях поддержания общественного порядка. В пример приводится Постановление мэрии городка Коннеско, которое в 1980-х годах выпустило подобное Постановление с целью борьбы с массовыми явлениями преступности
на фоне экономического кризиса. Вопрос о том, будет ли легально в конкретном регионе США оружие, решается законодательными органами
на региональном уровне.
Израиль также занимает особое положение в перечне государств, разрешающих оборот оружия [2]. Особенности геостратегического положения Израиля делают необходимым наличие у граждан большого количества оружия, с которым они по возможности должны уметь обращаться – это необходимо на случай мобилизации в войне с агрессивно настроенными соседями. Как пишут О. П. Левченко и Е. В. Ткач, «п. 144 уголовного закона Израиля предусмотрел уголовную ответственность за незаконное владение, ношение, изготовление и распространение оружия. Прежде всего, закон определяет, что огнестрельным оружием является средство, способное стрелять пулей, выпускать артиллерийский снаряд, производить взрыв гранатой, боеприпасы, иные средства, способные убить человека, включая запасные части к ним. За приобретение или владение оружием без разрешения в Израиле предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы до 7 лет. Если же речь идёт
о запчастях или деталях к нему, то срок составляет 3 года. За ношение или транспортировку оружия без разрешения, установленного законом, предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы
до 10 лет. За то же самое, только в отношении деталей, запчастей – до 3 лет. При этом уголовная ответственность за вышеперечисленные преступления
не будет распространяться на лицо, имеющее разрешение на ношение
и владение оружием, но не продлившее срок действия лицензии из-за неуплаты пошлины или по другой причине, несмотря на то что лицензия должна была быть продлена» [5, с. 63].
В других зарубежных странах правила относительно оборота оружия, боеприпасов и иных подобных предметов различное. Как пишет А. А. Задоян, «в Латвии, Литве и Эстонии разрешено владение любым оружием, кроме автоматического. Британское правительство запретило владение огнестрельным оружием в январе 1997 г. Ирландия запретила
и конфисковала огромное количество стрелкового оружия в 1974 г. Уголовные законодательства различных стран по-разному подходят
к вопросу регламентации ответственности за преступления, связанные
с незаконным оборотом оружия. Так, например, в Уголовном кодексе Эстонии 2001 г. гл. 22 охватывает разделы о преступлениях, связанных
с взрывчатыми веществами, оружием и боеприпасами. Согласно ст. 338 УК Народной Республики Болгарии уголовной ответственности подлежит тот, кто каким бы то ни было образом, приобретет, будет хранить или передаст другому взрывчатые вещества, огнестрельное оружие или боеприпасы без надлежащего на то разрешения» [3, с. 49].
Согласно новому Уголовному кодексу Литовской Республики, в гл. 36 и 37 «уголовная ответственность предусмотрена за преступные деяния, связанные с незаконным обращением с предметами, гражданский оборот которых ограничен или они вообще изъяты из гражданского оборота (оружие, боеприпасы). Например, похищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (ст. 254). По действующему УК вышеуказанные составы входят в группу преступлений против общественной безопасности и общественного порядка» [8, с. 199].
Стоит указать на тот неоспоримый факт, что уголовное законодательство различных государств Союза независимых государств,
а также балтийских республик устанавливают уголовно-правовой запрет
на оборот предметов вооружения, осуществляемый в нарушение действующего законодательства.
Как пишет С. М. Зырянов, «в ст. 128 УК КНР предусматривается ответственность за незаконное владение стрелковым оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами. В этой статье указывается,
что несут наказание лица, в соответствии с законом имеющие оружие
в служебном пользовании, при незаконной сдаче стрелкового оружия
в аренду и пользование. Более суровое наказание предусматривается, если указанные действия повлекли серьезные последствия. В УК различных стран по-разному сформулирована объективная сторона данных преступлений. Так, например, в Уголовном кодексе Азербайджанской Республики уголовная ответственность предусматривается за небрежное хранение, ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия; а в Уголовном кодексе Народной Республики Болгарии – за незаконное изготовление, переработку, ремонт, перевозку, ввоз и вывоз оружия. По-разному решается вопрос
и о предмете преступления. Так, согласно Уголовному кодексу Народной Республики Болгарии предметом преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, являются взрывчатые вещества, огнестрельное оружие
и боеприпасы, а в соответствии с Уголовным Кодексом Китайской Народной Республики – это стрелковое оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, режущие предметы, подпадающие под категорию холодного оружия» [4, с. 65].
Итак, мы можем заключить, что в различных зарубежных странах можно найти примеры самой разной политики в отношении предметов вооружения. В некоторых странах оружие находится в крайнем дефиците
и недоступно как простым гражданам, так и профессиональным преступникам, включая и членов организованных преступных групп. Это характерно, например, для стран Восточной Азии, где даже члены банд используют во вражде с другими бандами, а также для грабежей и убийств мирных граждан преимущественно холодное или же самодельное оружие.
В то же время в ряде других современных государств оружия является абсолютно разрешенным, и средний штат Среднего Запада США может иметь совокупное количество вооружения на уровне небольшой восточноевропейской страны. Указанная ситуация, впрочем, как показывает наблюдение за подобными странами, не лучшим образом сказывается
на безопасности как граждан в частности, так и всего общества в целом. Организованная преступность получает практически безграничный доступ
к оружию, в то время как далеко не все мирные граждане готовы
как оформлять лицензию на владение оружием, так и постоянно носить оружие с собой в состоянии постоянной боеготовности. При этом уязвимыми являются жители штатов, в которых отсутствует легальная возможность владения оружием, при этом через границу штата организованная преступность, которая порой имеет транснациональный характер, может
с легкостью провозить огнестрельное оружие для своих нужд.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4
Ссылка для цитирования:
Наталинов А.Ю. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОРУЖЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 566 - 572. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9238 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*