'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 71

Просмотры  79 просмотров

Мароренко С.А.

  


СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье анализируется система обеспечения антитеррористической безопасности в Российской Федерации   

Ключевые слова:
антитеррористическая безопасность, борьба с терроризмом, ФСБ   


УДК 34

Мароренко С.А.

Академия управления МВД России

(г. Москва, Россия)

 

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: в статье анализируется система обеспечения антитеррористической безопасности в Российской Федерации.

 

Ключевые слова: антитеррористическая безопасность, борьба с терроризмом, ФСБ.

 

Терроризм – метод, применяемый радикальными группировками, основанный на запугивании населения и принуждения властей к принятию необходимых решений посредством взрывов в большом скоплении людей, захватов заложников. Став одной из центральных проблем XXI века террористическая деятельность ежегодно уносит жизни многих людей на планете, приносит значительные убытки и, не смотря на принимаемые правоохранительными органами меры, статистика терроризма неумолимо растет.

Международный терроризм является особой специфической формой терроризма (террористы стремятся вынудить правительство того или иного государства изменить свою политику). Он появился в конце шестидесятых годов прошлого века, получив максимальное развитие на рубеже двадцатого и двадцать первого столетия.

Цели международного терроризма:

дезорганизация государственного управления;

нанесение политического и экономического ущерба;

нарушение общественных устоев.

Так, согласно статистике, в 2022 году «неправительственные вооруженные группировки совершили свыше 15,3 тысячи терактов по всему миру, что на треть меньше, чем годом ранее». Таким образом, это самый низкий показатель с 2011 года, однако в результате атак погибли более 13,4 тысячи мирных жителей. При этом в 2022 году террористы действовали в 90 странах мира, в 2021 году активность боевиков была замечена в 116 государствах.

Результатом активных действий террористов стала необходимость государств объединить свои силы в борьбе с международным терроризмом. Это стало общей задачей совместного противодействия данной социально-опасной угрозе. В свете глобализации и непрерывно меняющихся политических и экономических условиях терроризм стал глобальным явлением.

Проявления международного терроризма все более поражают своей жестокостью, беспринципностью и цинизмом. Террористы и их представители исходят из выражения «конечная цель оправдывает любые средства». Возникшие условия в мировом пространстве заставили цивилизованные государства выступить единым фронтом в борьбе с террористическими организациями и террористическими группировками, оказывая друг другу всевозможную поддержку на данном пути.

В свете развития экстремизма и терроризма международное сотрудничество в борьбе с терроризмом осуществляется на трех уровнях, а именно:

глобальный уровень;

региональный уровень;

двусторонний уровень.

Требуется модернизация и развитие антитеррористического законодательства. Организации Объединенных Наций (ООН) представляет собой сотрудничество на универсальном (глобальном) уровне. Интегрированная внешняя политика государств должна быть нацелена на объединение своих сил в борьбе с международным терроризмом.

Здесь важно всем странам иметь общие принципы сотрудничества в борьбе с международным терроризмом. ООН принято шестнадцать основных конвенций и соглашений. Как известно, Российская Федерация участвует в подавляющем большинстве из них по борьбе с различными проявлениями терроризма в мире.

Апробация различных методов и инструментов в борьбе с международным терроризмом показала, что на региональном уровне межгосударственное взаимодействие осуществляется на базе таких организаций, как Лига Арабских Государств (ЛАГ), Организация Американских Государств, Организация исламского сотрудничества, Организация Африканского Единства, Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейский союз и другие.

Согласно Генеральной Ассамблее ООН «любые меры, принимаемые государствами – участниками конвенций и соглашений в целях борьбы с терроризмом должны соответствовать их обязательствам в рамках международного права». Обеспечение мира и защита прав человека – две фундаментальные задачи, которые должны осуществляться государствами в международно-правовом сотрудничестве в борьбе с терроризмом.

Для модернизации и усовершенствования, государственных мер по борьбе с международным терроризмом создана объединенная правовая база сотрудничества стран-участниц. К примеру, достаточно показательным и образцовым являются совместные военные учения государств-членов ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). Это международная организация, основанная в 2001 года государственными лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Киргизии.

В ноябре 2016 года в России принято еще одно важное соглашение в борьбе с международным терроризмом. Это известный Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». Также существует ряд международных договоров по борьбе с терроризмом между Российской Федерацией и Швецией, Великобританией, Норвегией, Индией, Бразилией и многими другими странами, которые объединяет свои политические и военные силы в борьбе с международным терроризмом, масштабы которого с каждым годом продолжаю непрерывно расти.

Таким образом, борьба с международным терроризмом носит международный многоуровневый характер. Однако, значительно снижает эффективность этой борьбы стремление некоторых государств разделять террористов на «хороших» и «плохих», использовать террористические группировки в достижении своих геополитических целей (наглядным примером является позиция некоторых стран по Сирийской Арабской республике (САР)).

В Российской Федерации функционирует общегосударственная система противодействия терроризму, которая представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность субъектов антитеррористической деятельности. Эта деятельность заключается в своевременном и эффективном предупреждении, пресечении, выявлении, раскрытии и расследовании различных преступных посягательств, имеющих террористический характер, а также в осуществлении комплекса мер направленных на минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений.

Данный вид деятельности направлен на обеспечение проведения согласованной и четко выверенной политики государства в выше обозначенной области противодействия преступности, а также защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод человека и гражданина и обеспечение национальной безопасности страны.

Сложная социально-политическая и агрессивная сущность терроризма определяет формы и методы противодействия различным террористическим проявлениям.

В общегосударственной системе противодействия терроризму субъектами являются соответствующие органы государственной власти, уполномоченные на проведение, входящих в их компетенцию, мероприятий по противодействию разного рода террористическим проявлениям, а также различные государственные объединения, организации, ассоциации и некоторые граждане, имеющие возможность оказывать поддержку органам государственной власти в организации и проведении мероприятий в указанной сфере.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим федеральным законодательством в области противодействия терроризму «основные направления государственной политики определяются Президентом Российской Федерации. На федеральном уровне законодательную основу противодействия терроризму формирует Федеральное Собрание Российской Федерации».

Руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму, в пределах предоставленных им полномочий, осуществляет Правительство Российской Федерации, оно также определяет компетенцию данных органов в области противодействия терроризму.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий на территории субъекта Российской Федерации, организуют и осуществляют деятельность по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

Упорядоченное, непрерывное и инициативное участие в противодействии терроризму администраций предприятий и учреждений различных форм собственности, а также активная гражданская позиция граждан, общественных объединений и иных институтов гражданского общества, их согласованность и скоординированность действий с субъектами общегосударственной системы противодействия терроризму являются неотъемлемыми условиями эффективности ее функционирования.

Одним из главных направлений противодействия терроризму остается борьба с радикальными идеологиями и профилактика радикализации, особенно в молодежной среде и в социально - уязвимых группах населения.

Безусловно, современный терроризм носит «транснациональный» характер и этот факт, в свою очередь, обуславливает необходимость создания различного рода антитеррористических коалиций и альянсов межрегионального и международного характера. Осуществляется это для того, чтобы весь имеющийся потенциал направить на формирование глобальной антитеррористической стратегии, а также последовательное развитие и укрепление международного сотрудничества по всем возможным направлениям деятельности в борьбе с терроризмом.

Модернизация и совершенствование деятельности работы по борьбе с международным терроризмом должно происходить путем тесной интеграции работы со специалистами, которую ведут глубокую работу по изучению проблем безопасности от террористических угроз и опасностей. То есть , в первую очередь, необходима «Интеллектуализация» знаний о причинах возникновения рассматриваемой социальной угрозы в обществе. Представители СМИ и исследовательские центры способствуют развитию данного направления в мире.

Существующая положительная тенденция по значительному сокращению преступлений террористической направленности свидетельствует о том, что те меры, которые применяются правовыми структурами Российской Федерации в совокупности с информационными подразделениями страны достаточно эффективны, и позволяют минимизировать количество террористических актов. В первую очередь, ведется действенная работа по профилактике данных преступлений в стране.

Дальнейшая комплексная работа всех правовых структур и, в частности, общегосударственной системы противодействия терроризму (ОГСПТ) позволит выявить действенный инструментарий по борьбе с международным терроризмом.

На сегодняшний день компетентными органами страны продолжается создание условий для продолжения эффективной деятельности по профилактике и борьбы с террористическими проявлениями. Вследствие решения Президента Российской Федерации, в целях совершенствования государственного управления в сфере противодействия терроризму и экстремизму 15 февраля 2006 года образовался Национальный комитет, деятельность которого направлена против террористических актов. Его основной задачей стала координация антитеррористической деятельности органов государственной власти на всех уровнях субъектов Российской Федерации. Председателем является директор ФСБ - Бортников Александр Васильевич.

Итак, антитеррористическая деятельность это объединенная работа ряда структур по борьбе с международным терроризмом. Куда входят органы универсальных и региональных международных организаций, органы власти государств, местного самоуправления и общественных объединений, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с их правовым предупреждения, пресечения и минимизации последствий террористических преступлений.

В состав Национального антитеррористического комитета входят должностные лица законодательных и исполнительных ветвей власти, так же органов, силовых структур и спецслужб. Определяется лично Президентом РФ. Управление деятельности антитеррористического комитета осуществляется оперативным штабом, подчинённым директору ФСБ России.

Основными задачами комитета являются: создание и развитие мер по противодействию терроризму и экстремизму; усиление международных отношений; осуществление разработки предложений Президенту РФ в формировании государственной политики, а также совершенствованию законодательства в данной области; мониторинг информирования граждан в случае террористической угрозы, для усиления противодействия терроризму.

Антитеррористические комиссии осуществляют деятельность по профилактике, ликвидации последствий, в субъектах РФ.

В целом можно констатировать, что в стране нормативно-правовая база противодействия терроризму сформирована. Конституция России, Стратегия национальной безопасности, 35-й Федеральный закон, соответствующие акты Президента и Правительства страны, массив аналитического и методического материалов позволяют бороться с экстремистскими и террористическими течениями. Более того, правовая основа противодействия терроризму стала органичной частью правовой среды государства и общества.

Следует отметить, что содержательная сторона противодействия терроризму находится в постоянном динамическом развитии, поскольку меняются условия, в которых она строится, меняются виды, формы его осуществления. Поэтому анализ действующей нормативно-правовой базы антитеррористической деятельности на предмет соответствия моменту всегда уместен и необходим. К тому же, на наш взгляд, далеко не все вопросы доведены до логического завершения. Это касается, прежде всего, гармонизации действующего нормативно-правового обеспечения противодействия терроризму [1-4], выработки единого понимания и законодательного закрепления категориального аппарата, используемого в работе по выявлению, предупреждению и пресечению терроризма.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Олейник, А. С. Методы и модели принятия решений по охране и обороне важных государственных объектов / А. С. Олейник. – Москва : Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. – 92 с.
  2. Олейник, А.С. Применение методов системного анализа, математического моделирования и специального программного обеспечения для создания комплексных систем безопасности и антитеррористической защиты объектов : Монография / А. С. Олейник. – Москва : ЦНТБ пищевой промышленности, 2017. – 68 с.
  3. Абаев, Л.Ч. Антитеррористическая защита ядерно-опасных объектов Российской Федерации: методы и технологии / Л. Ч. Абаев, А. С. Олейник // Военно-политическая ситуация в мире и вопросы обеспечения национальной безопасности России: сборник материалов / Российский ин-т стратегических исслед.. – Москва : Российский ин-т стратегических исслед., 2011. – С. 175-180.
  4. Олейник, А.С. Методы оценки эффективности защиты критически важных объектов / А. С. Олейник // Вестник Московского университета МВД России. – 2017. – № 4. – С. 280-286. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Мароренко С.А. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 553 - 561. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9236 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9236



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.