'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 57

Просмотры  39 просмотров

Абрамова Е.А.

  


ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ОПЕКИ БЛИЗКИМИ РОДСТВЕННИКАМИ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ *

  


Аннотация:
в статье автор обращает внимание на проблему установления близкими родственниками опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей и предлагает варианты решения проблем отказа, органами опеки и попечительства, связанных с ограничением по здоровью   

Ключевые слова:
опека, дети, оставшиеся без попечения родителей, отказ органов опеки, ограничения по здоровью   


УДК 347.642

Абрамова Е.А.

студент магистратуры, кафедра гражданского права и процесса

Международный юридический институт

(г. Москва, Россия)

 

ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ОПЕКИ БЛИЗКИМИ

РОДСТВЕННИКАМИ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ,

ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Аннотация: в статье автор обращает внимание на проблему установления близкими родственниками опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей и предлагает варианты решения проблем отказа, органами опеки и попечительства, связанных с ограничением по здоровью.

 

Ключевые слова: опека, дети, оставшиеся без попечения родителей, отказ органов опеки, ограничения по здоровью.

 

В современном мире проблема детей, оставшихся без попечения родителей до сих пор актуальна. Государство принимает меры поддержки семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, но они не всегда имеют эффект. Проблема не всегда лежит в финансовом поле. Зачастую, родители отказываются от исполнения своих обязанностей в воспитании несовершеннолетнего в силу пагубных привычек, зависимостей. Эта проблема поистине носит довольно масштабный характер – родители живы, но не заботятся о своих детях. По данным Росстата на 31 декабря 2022 года количество детей, оставшихся без попечения родителей составило 454699. Если рассмотреть по Федеральным округам то статистика следующая:

Центральный Федеральный округ: 95132 ребенка.

Северо-Западный Федеральный округ: 37551 ребенок.

Южный Федеральный округ: 45631 ребенок.

Северо-Кавказский Федеральный округ: 13600 детей.

Приволжский Федеральный округ: 87568 ребенка.

Уральский Федеральный округ: 48778 детей.

Сибирский Федеральный округ: 86291 ребенок.

Дальневосточный Федеральный округ: 40148 детей.

Как видно из приведенного списка количество детей уменьшилось и самый низкий показатель в Северо-Кавказском федеральном округе, а самый высокий в Центральном Федеральном округе.

Рассматривая статистику невозможно не заметить существенную разницу в показателях между округами. Низкие показатели социального сиротства в Кавказских республиках обусловлены традициями, идущими испокон веков. Детей и стариков не принято отдавать в социальные учреждения, обычно заботу о них берет на себя кто-то из родственников.

Но не только на Кавказе родственники заботятся друг о друге. Наше государство является многонациональной страной и люди всегда чтили традиции и память предков.

В ситуации, когда несовершеннолетнему ребенку необходима опека, многие семьи стараются не допустить такую ситуацию, когда ребенка службы опеки и попечительства передают в социальное учреждение. Зачастую бабушки и дедушки стараются оформить опеку на себя. Законодательством определен приоритет оформления опеки близкими родственниками перед третьими лицами, но не всегда родственники соответствуют требованиям, предъявляемым к опекунам. Семейный кодекс ограничивает право на назначение опекуном лиц, которых уже лишали родительских прав либо ограничивали в них, лиц, имеющих судимость или находящихся под следствием за преступления, совершенные против свободы личности, жизни и здоровья человека, против половой неприкосновенности против общественной безопасности. Так же в этот список ограничений входят люди, страдающие различного рода зависимостями: алкогольная, наркотическая. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 117 дополняет список ограничений: не могут быть опекунами люди, страдающие туберкулезом I и II группы диспансерного учета; люди с инфекционными заболеваниями, не снятые с диспансерного учета и люди с ВИЧ, которые находятся на диспансерном учете мене года и количество лимфоцитов менее 350 клеток/мл; страдающие онкологическими заболеваниям I и II стадии до проведения радикального лечения, в любой локализации III и IV стадии. Так же этим Постановлением установлено, что не могут быть назначены опекунами лица с заболеваниями и травмами, приведшими к инвалидности I группы. Устанавливаемые правила не так однозначны, как кажется на первый взгляд. Не вызывают вопросов ограничения людей с судимостями, с зависимостями, заразными инфекционными заболеваниями и онкологией, а вот ограничение людей с инвалидностью не всегда обосновано. Не все, приведшие к инвалидности первой группы или инфекционные заболевания могут служить ограничением к воспитанию ребенка. Есть случаи, когда органы опеки отказывают родственникам в назначении опеки над несовершеннолетними по этому основанию. Вот, например, Черняховским городским судом Калининградской области рассматривалось дело по иску Капли С. Б. о признании незаконным заключения органа опеки и попечительства, которым ей отказано в назначении опеки над ее внуками. Капля С. Б. является бабушкой двух несовершеннолетних внуков, которые с рождения зарегистрированы и проживают с ней с рождения. Отец детей умер, а мать с ними не проживает, воспитанием не занимается, судьбой детей не интересуется. Постановлением главы Черняховской администрации над детьми была установлена предварительная опека на срок шесть месяцев и истица была назначена их опекуном. Позже, постановлением органа опеки и попечительства Капле С. Б. было отказано в опеке над внуками на основании выявленного заболевания. Истица ссылалась на то, что заболевания находится более 10 лет вне стадии активности и постановление Конституционного суда от 26.06.2018 года № 25-П, которым п.п.6 п.1 ст. 127 Семейного Кодекса РФ во взаимосвязи с п.2 Перечня заболеваний, ограничивающий усыновление, признаны не соответствующими конституции в части запрета усыновления (опеки, патронажа) инфицированными ВИЧ, гепатитом С. Стоит отметить, что позицию истца поддержал прокурор. Рассмотрев все обстоятельства дела, суд принял решение в пользу истца и оставил опекуном несовершеннолетних детей их бабушку Каплю С. Б.

Этот пример наглядно показывает, что норма относительно заболеваний нуждается в пересмотре. Необходимо смягчение нормы к претендентам в опекуны, у которые уже проживают и воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей. Необходимо для каждого конкретного случая назначать медицинскую комиссию, которая даст оценку здоровья человека, желающего стать опекуном. При этом, необходимо рассматривать семью в целом: как она живет, как распределяются обязанности в ней. Вопрос о назначении или отказе в опеке должен решаться комиссией, состоящей из специалистов разных ведомств. К примеру, как минимум, в комиссию должны входить: специалист органа опеки, медицинский работник (врач, в компетенцию которого будет входить обязанность дать объективную оценку здоровья и возможных ограничений), семейный психолог, финансовый аналитик, который должен будет просчитать финансовые возможности семьи с учетом появления в ней опекаемого ребенка. Эти меры позволят свести к минимуму ошибочные, а порой и просто формализованные отказы органов опеки и попечительства в назначении опеки.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223–ФЗ (с изм. и доп. от 28.04.2023 г № 150-ФЗ.) [Текст] // СЗ РФ. – 1995. - №1. – ст. 16; 2023. - №18. Ст. 3227.
  2. Федеральный закон от 24.04.2007 г. №48–ФЗ (с изм. и доп. от 30.04.2021 г.) [Текст]// СЗ РФ. – 2007. – №17. – Ст. 1755; 2021. - №18. – ст. 3058.
  3. Постановление Правительства РФ от 14.02.2013 г. № 117 (с изм. и доп. от 11.07.2020 № 1023) «Об утверждении перечня заболеваний, при которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью» [Текст]// СЗ РФ. – 2013. - №36. – ст. 4577; 2020. - № 30. – ст. 4901.
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.06.2018 N 25-П "По делу о проверке конституционности подпункта 6 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, в связи с жалобой гражданина К.С. и гражданки Р.С." [Текст] // СЗ РФ. – 2018. - № 27. – ст. 4138.
  5. Решение Черняховского городского суда Калининградской области № 2-353/2019 2-353/2019~М316/2019 М316/2019 от 20 мая 2019 г. по делу № 2-353/2019. [Электронный ресурс]. - URL: https://sudact.ru/regular/doc/?regular-txt (дата обращения 15.06.2023 г.).
  6. Темп роста (снижения) численности детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]. – URL:https://rosstat/gov.ru (дата обращения 15.06.2023 г.) 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Абрамова Е.А. ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ОПЕКИ БЛИЗКИМИ РОДСТВЕННИКАМИ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 462 - 467. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9222 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9222



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.