'
Шегурова В.Ю.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ *
Аннотация:
в работе обсуждается система формирования метапредметных умений и навыков как один из ведущих нарративов физического образования
Ключевые слова:
метапредметные результаты, технологии
УДК 627.7
Шегурова В.Ю.
канд. пед. наук
Московский лицей «Ступени»
(г. Москва, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ФИЗИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: в работе обсуждается система формирования метапредметных умений и навыков как один из ведущих нарративов физического образования
Ключевые слова: метапредметные результаты, технологии.
Обучение физике в основной школе – процесс, сопряженный не только с началом формирования целостной научной картины мира, но и с освоением языка описания этой картины. Одновременность и взаимная обусловленность этих контекстов с одной стороны усложняет работу учителя, а с другой – предоставляет ему новые возможности, обогащая арсенал технологий. При этом формирующиеся в процессе развития языка, его экспериментальной и математической составляющих умения и навыки имеют метапредметный характер и работают на расширение интеллектуального инструментария обучающегося.
Умение составлять план изучения проблемы, подбирать необходимое для эксперимента оборудование и собирать из него экспериментальную установку, моделировать приборы с заданными характеристиками, проводить опытное исследование проблемы, фиксировать его результаты и грамотно интерпретировать их – эти умения, формируемые практически на каждой лабораторной работе по механике и электродинамике легко переносимы на другие естественно-научные предметы, изучаемые в школе и будут незаменимы в старших классах и системе высшего образования в технических вузах.
Умение анализировать представленные в разных формах условия задач по схеме «явление – физическая модель – математическая модель», оценивать реалистичность полученного ответа при решении задач безусловно будет востребовано на уроках химии (при работе с химическими моделями), биологии (при моделировании биологических моделей) и даже обществознания (экономические модели).
Выявлять недостающие данные для решения проблемы, оценивать необходимость и достаточность предложенной в конкретной задаче или проблеме информации, прогнозировать поведение системы в изменяющихся условиях, анализировать изменение физических величин по графикам их зависимостей друг от друга и прогнозировать поведение тел на основе анализа графиков, выстраивать логическую последовательность при объяснении описанных в учебных задачах процессов и объяснять эти процессы, наконец, выбирать и предлагать эффективные способы решения задач и проблем, формулировать дополнительные вопросы к задаче, предполагающие изменение условий протекания описанного в ней процесса – эти результаты изучения физических явлений и процессов опять-таки могут эффективно применяться и при анализе явлений и процессов в других науках и сферах человеческой деятельности и в этой связи являются безусловно метапредметными компетенциями.
Каковы же технологии формирования этих компетенций? Во- первых, это технология обучения поиска, анализа, обработки и представления информации. Во-вторых, технологии скоростного и содержательного конспектирования. Технология скоростного конспектирования включает систему упражнений по развитию навыков сокращений (как использования кванторов, так и создания собственных сокращений по заданным правилам) и письменного воспроизведения структуры лекционного материала, а технология содержательного конспектирования включает в себя обучение работе с разнообразными типами конспектов: линейного, комбинированного, конспекта-схемы, конспекта-схемы с фрагментами, конспекта «вопросы-ответы», табличного конспекта, сводного конспекта и др. В-третьих, это технология смыслового чтения. Анализ представленного текста, составление простых и развернутых планов, выделение ключевых мыслей, моделирование текста и т.д. составляют систему работы с текстовыми источниками, позволяющую вырабатывать метапредметные навыки работы с информацией. В-четвертых, технологии формирования экспериментальной культуры. В частности, эффективными методами формирования навыков исследовательской культуры при изучении физики являются работы по разработке и конструированию приборов, устройств, обладающих новизной и заданными свойствами. В качестве примера приведу исследовательские проекты, выполненные учащимися. Тема одного из проектов - «Изготовление электронного прибора для измерения массы корма для домашних животных», во втором проекте разрабатывался и конструировался прибор для определения скорости простой и сложной реакций. В обоих случаях обучение исследовательским навыкам состояло из набора методических приемов. В их число входили опережающее обучение по предмету (электричество, механика), технология опережающего обучения элементам программирования, методам математической обработки результатов тестирования приборов.
Эти технологии используются в Московском лицее «Ступени» на уроках физики и доказали свою надежность и эффективность для достижения метапредметных результатов и расширения интеллектуального поля обучающегося.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4
Ссылка для цитирования:
Шегурова В.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 458 - 461. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9221 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*