'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 55

Просмотры  71 просмотров

Шамгунов С.Р., Хуснутдинова Г.А.

  


ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ *

  


Аннотация:
в работе проведены оценка и анализ уровня финансовой грамотности среди студентов, ординаторов и аспирантов российских высших учебных заведений. Проанализированы три гипотезы в области финансовой грамотности. Проведено сравнение статистических результатов для обучающихся в зависимости от их возраста, факультета, формы обучения   

Ключевые слова:
финансовая грамотность, статистический анализ, студенты российских вузов, экономика, обучение молодежи   


УДК 374.32+336.025

Шамгунов С.Р.

студент

ФГБОУ ВО «Казанский ГМУ» Минздрава России

(г. Казань, Россия)

 

Хуснутдинова Г.А.

ассистент кафедры экономической теории, социальной работы

ФГБОУ ВО «Казанский ГМУ» Минздрава России

(г. Казань, Россия)

 

ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

Аннотация: в работе проведены оценка и анализ уровня финансовой грамотности среди студентов, ординаторов и аспирантов российских высших учебных заведений. Проанализированы три гипотезы в области финансовой грамотности. Проведено сравнение статистических результатов для обучающихся в зависимости от их возраста, факультета, формы обучения.

 

Ключевые слова: финансовая грамотность, статистический анализ, студенты российских вузов, экономика, обучение молодежи.

 

Финансовая грамотность (ФГ) – это комплексный набор знаний, навыков и практической компетентности в области финансов, который позволяет индивидууму понимать финансовую среду, эффективно управлять своими финансами, принимать обоснованные финансовые решения и достигать финансового благополучия в различных ситуациях [4]. Именно она является важной составляющей личной финансовой стабильности, способствует принятию осознанных решений и обеспечивает лучшее управление финансовыми ресурсами для достижения долгосрочных финансовых целей [3, с. 6]. Кроме того, совокупный уровень «финансового здоровья» всех граждан страны оказывает существенное влияние на её будущее благосостояние [1]. Ввиду этого очень важно анализировать уровень ФГ молодого поколения, что позволит вовремя предпринимать необходимые меры по улучшению показателей и анализировать их эффективность.

Цель исследования – провести количественный анализ уровня финансовой грамотности обучающихся российских высших учебных заведений: студентов, ординаторов, аспирантов.

Гипотезы исследования: №1) уровень ФГ может быть связан с формой обучения (бюджетная, коммерческая, целевая); №2) с возрастом уровень ФГ растёт; №3) молодые люди, имеющие больший доход, обладают большим уровнем ФГ.

Для проведения аналитического исследования ФГ обучающихся была разработана электронная форма, состоящая из анкеты и опросника, включающего в себя 15 вопросов. Прохождение опроса осуществлялось только обучающимися, которые проявили интерес к тематике исследования и желали проверить свой уровень ФГ, что обеспечило получение достоверных результатов, отражающих реальную ситуацию.

Тестирование было проведено с участием 201 респондента, представляющих 6 регионов страны и 17 вузов (рис.1).

 

Рис. 1. Распределение респондентов по вузам

 

Средний результат составил 8,79 из 15 возможных баллов. Распределение результатов практически соответствует нормальному распределению Гаусса, также известному, как колоколообразное распределение: 135 человек (67% опрошенных) получили от 7 до 11 баллов, в то время как меньше трети респондентов оказались на экстремальных значениях (рис. 2).

 

Рис. 2. Распределение средних баллов по тестированию

 

Наиболее высокий средний показатель финансовой грамотности – у обучающихся гуманитарных направлений, 9,19 баллов. Среди представителей гуманитарных направлений наибольшее количество баллов у студентов юридического факультета, их средний балл равен 11. В то же время у студентов экономического факультета средний балл составил 9,73. Это можно объяснить тем, что большинство опрошенных студентов экономического факультета являются первокурсниками, которые еще не успели полностью углубиться в свою дисциплину.

Студенты и аспиранты технических направлений получили средний балл 9, что является результатом «выше среднего». Студенты, ординаторы и аспиранты медицинских вузов получили средний балл 8,65. Стоит отметить, что студенты стоматологического факультета имели самый высокий средний балл (8,96) по сравнению с другими медицинскими направлениями.

Интерес представляет и выборка по городам. Средний уровень финансовой грамотности обучающихся Казани по итогам тестирования составил 8,61 балла из 15. Студенты Москвы набрали в среднем 9,67 балла, представители Ижевска – 8,71 балла, Волгограда – 8 баллов.

Среди респондентов из Москвы наибольшим рейтингом обладают представители МГЮА – 11 баллов, что является наивысшим показателем среди всех вузов, обучающиеся которых приняли участие в тестировании. Далее расположился МГУ – 9,63 балла. Замыкает тройку лидеров НИЯУ МИФИ со средним баллом, который составил 8,2.

Наибольшие баллы среди вузов Казани набрали обучающиеся КНИТУ-КХТИ – 9,63 балла, далее расположились КГМУ – 8,59 балла, КГЭУ – 8,5 балла и КФУ – 7,8 балла.

Средние баллы представителей других высших учебных заведений медицинского профиля также разнятся. Так, студенты ВолгГМУ набирали в среднем 8 баллов, а обучающиеся ИГМА 9 баллов ровно, тогда как учащиеся Ижевска в среднем – 8,71 балла.

В ходе интерпретации полученных результатов были использованы тесты для сравнения независимых групп с целью выявления статистически значимых различий между группами, которые рассматриваются как независимые друг от друга. В контексте данного исследования, тесты для независимых выборок применяются для сравнения результатов или оценок групп обучающихся, которые отличаются по каким-либо параметрам. В представленной работе рассматривается результат опроса, в который включены ответы обучающихся различных форм (коммерция, бюджетная форма, целевое направление). Общие доли этих группы примерно равны и составляют 30-35%. В ходе анализа данных выявлено, что респонденты, выбравшие целевое направление, демонстрируют наивысший рейтинг, оцененный в 8,94 балла. Те, кто обучается на бюджетной основе, имеют среднюю оценку равную 8,81 балла, в то время как у обучающихся на коммерческой основе средняя оценка составляет 8,61 балла.

После получения результатов была выдвинута гипотеза №1 о том, что молодые люди, сдавшие успешно вступительные экзамены и, как следствие, поступившие по целевому направлению или бюджетной форме, обладают более высоким уровнем финансовой грамотности. Для проверки выдвинутой гипотезы было использовано 2 теста: Двасса-Стила-Кричлоу-Флигнера (Dwass-Steel-Critchlow-Fligner, ДСКФ) (табл. 1) и Краскела-Уоллиса (Kruskal-Wallis) (табл. 2).

 

Таблица 1. Тест Двасса-Стила-Кричлоу-Флигнер

 

P

W

1

2

0,159

0,99310

1

3

-1,024

0,74942

2

3

-1,032

0,74604

 

Таблица 2. Тест Краскел-Уоллис

 

df

p

Количество правильных ответов

0.695

2

0.70641

 

Значение p в тесте Краскел-Уоллис превышает стандартный уровень значимости. Таким образом, результаты теста Краскел-Уоллис не позволяют сделать вывод о наличии статистически значимых различий между группами [2, с. 239]. На основе предоставленных результатов ДСКФ-анализа, мы также не наблюдаем статистически значимых различий между любой из пар групп (1 и 2, 1 и 3, 2 и 3) в распределении переменной на основе рангов. Это означает, что нет достаточных доказательств, чтобы утверждать, что средние значения или распределение переменной отличаются между группами, и выдвинутая выше гипотеза не подтверждается.

Интерес представляет и гипотеза №2 о взаимосвязи между уровнем ФГ обучающихся и их возрастом. В соответствии с полученными данными, средний балл, набранный студентами в возрасте 18 лет, составляет 8,79. В возрасте 19 лет этот показатель уже повышается до 8,85 балла, и достигает отметки 9,08 балла к 20 годам. Важно отметить, что наблюдается положительная тенденция роста уровня ФГ, так как средний балл молодых людей старше 22 лет достигает уровня в 9,36 балла.

Из полученных результатов видно, что уровень финансовой грамотности людей возрастает с их возрастом. Это вполне логично, ведь, с повышением возраста наблюдается и все большая независимость от родительской поддержки, и возрастание ответственности за свою финансовую обеспеченность. Для проверки гипотезы №2 были использованы корреляционная матрица (Correlation Matrix) (табл. 3), независимый t-тест (Independent Samples T-Test) (табл. 4) и описательные статистики групп (Group Descriptives) (табл. 5).

 

Таблица 3. Корреляционная матрица уровня дохода и возраста с уровнем финансовой грамотности

 

 

Количество правильных ответов

Возраст

Доход

Количество правильных ответов

Spearman’s rho

 

 

p-value

 

 

Возраст

Spearman’s rho

-0,023

 

p-value

0,74785

 

Доход

Spearman’s rho

0,187

-0,023

p-value

0,00759

0,74582

 

Таблица 4. Независимый t-тест: количество правильных ответов в зависимости от принадлежности к возрастной группе

 

 

Statistic

df

p

Количество правильных ответов

Student’s t

1.02

201

0.30714

 

Таблица 5. Описательные статистики групп

 

Group

N

Mean

Median

SD

SE

Количество правильных ответов

18-20 лет

170

8.83

9.00

2.72

0.208

21-26 лет

31

8.29

9.00

2.60

0.466

 

Корреляционная матрица с использованием коэффициента корреляции Спирмена (Spearman's rho) показала, что между возрастом студентов и уровнем финансовой грамотности наблюдается очень слабая отрицательная корреляционная связь (-0.023), которая не является статистически значимой (p-value = 0.74785). Это означает, что на основе имеющихся данных нет оснований утверждать, что возраст имеет значимое влияние на уровень финансовой грамотности студентов, гипотеза №2 не подтвердилась.

Независимый t-тест, используемый для сравнения уровней финансовой грамотности между разными возрастными группами респондентов, также не выявил статистически значимых различий (p = 0.30714). Результаты теста показали, что различия в уровне финансовой грамотности между группами респондентов разных возрастов не достигают статистической значимости.

Описательные статистики групп демонстрируют, что среднее значение (средний уровень ФГ) и стандартное отклонение (SD) различаются незначительно между двумя возрастными группами. Это указывает на отсутствие существенных различий в уровне ФГ между респондентами разных возрастов.

В целом, на основе проведенных тестов нельзя сделать однозначный вывод о наличии связи между возрастом и уровнем ФГ обучающихся. Доступные данные не подтверждают статистически значимых различий в уровне ФГ между группами разных возрастов. А это значит, что гипотеза о том, что с возрастом уровень финансовой грамотности возрастает, не подтверждается полученными данными.

Проходя опрос, обучающиеся указывали свой примерный средний уровень дохода на одного члена семьи в диапазонах: менее 10 204 рублей, 10 204-19 999 рублей, 20 000-29 999 рублей, 30 000-39 999 рублей, 40 000-49 999 рублей, 50 000-74 999 рублей, 75 000-100 000 рублей, свыше 100 000 рублей. Люди со средним доходом на одного члена семьи менее 10204 рублей обладают средним уровнем финансовой грамотности, равной 6,64 баллом за тест. Респонденты, чей уровень дохода семьи расположен в диапазоне 10 204-19 999рублей на человека, имеют средний балл за тест 8,58 балла. В диапазоне от 20 000 до 29 999 рублей этот показатель составляет уже 8,93 балла. С увеличением уровня дохода увеличивается и средний балл за тест. Люди с доходом от 50 000 до 74 999 рублей в среднем набирают 9,83 балла, а с доходом от 75 000 до 100 000 рублей – 10,54 балла. Обучающиеся со средним доходом на одного члена семьи 30 000-39 999 рублей набрали в среднем 8,24 балла, опрошенные, чей доход в пределах 40 000-49 999 рублей – 8,33 балла. Респонденты, чей средний доход на одного члена семьи превышает 100 000 рублей, показали результат в 9,25 балла. Полученные результаты указывают на существование положительной связи между этими двумя переменными, что может означать, что с повышением уровня дохода также наблюдается рост уровня финансовой грамотности (гипотеза №3).

Для проверки статистической значимости полученных результатов была использована корреляционная матрица (Correlation Matrix) (табл. 3). Расчет коэффициента корреляции Спирмена (Spearman's rho) показал значительную положительную связь между уровнем финансовой грамотности и средним уровнем дохода (коэффициент корреляции равен 0.187). Кроме того, полученное значение p составило 0.00759, что говорит о статистической значимости этой связи.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о наличии положительной и статистически значимой взаимосвязи между уровнем ФГ людей и их средним уровнем дохода. Гипотеза о том, что имея больший доход, человек обладает и большим уровнем финансовой грамотности подтвердилась. Полученные результаты указывают на важную взаимосвязь между финансовой подкованностью и более высоким уровнем дохода.

В рамках исследования, обучающиеся также отвечали на вопрос, считают ли они себя финансово грамотными. 110 студентов ответили «да», их средний балл составил 9,37, что превышает общую среднюю оценку (8,79). С другой стороны, респонденты, ответившие на данный вопрос отрицательно, в среднем набирали 8,09 балла, что является показателем «ниже среднего». Полученные результаты дают понять, что обучающиеся объективно оценивают уровень своих знаний.

Таким образом, в ходе проведенного количественного исследования финансовой грамотности среди обучающихся российских высших учебных заведений была подтверждена гипотеза о том, что уровень ФГ статистически значимо зависит от уровня дохода. Гипотезы о том, что уровень ФГ имеет взаимосвязь с формой обучения и возрастом респондентов статистически не подтвердились. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шамгунов С.Р., Хуснутдинова Г.А. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 447 - 457. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9220 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9220



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.