'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 54

Просмотры  155 просмотров

Циорба А.А.

  


ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА *

  


Аннотация:
статья посвящена рассмотрению концепции русской национальной школы и деятельности Е.П. Белозерцева, как одного из идеологов концепции современной отечественной школы   

Ключевые слова:
русская национальная школа, разговоры о важном, история России, славянофилы, культурно-образовательная среда   


УДК 37

Циорба А.А.

учитель

Лицей № 3 г. Воронеж

(г. Воронеж, Россия)

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

 

Аннотация: статья посвящена рассмотрению концепции русской национальной школы и деятельности Е.П. Белозерцева, как одного из идеологов концепции современной отечественной школы.

 

Ключевые слова: русская национальная школа, разговоры о важном, история России, славянофилы, культурно-образовательная среда.

 

Образование – фундамент любого государства, без которого оно не сможет выжить. Но что же такое образование? Мы считаем, что образование представляет собой не только процесс передачи знаний, но также включает в себя элементы воспитания и практической подготовки. Здесь стоит отметить тех людей, которые помогают нам окунуться в мир знаний, речь, конечно, пойдет об учителях и школе в целом.

2023 год был объявлен президентом РФ годом «Педагога-наставника», что конечно, должно, с одной стороны поднять престиж профессии, с другой – попытаться выявить те реальные проблемы, которые присутствуют в российском образовании.

Здесь хочется коснуться личности Евгения Петровича Белозерцева – ученого и педагога, создателя научно-педагогической школы. Родился Е.П. Белозерцев в 1940 г. в городе Ливны Орловской области. В 1958 году он поступил на физико-математический факультет Елецкого государственного педагогического института. Именно в студенческие годы происходит формирование мировоззрения Евгения Петровича. После окончания вуза Евгений Петрович был направлен в Магадан в школу №1. Именно здесь Е.П. Белозерцев начал свою трудовую деятельность в качестве педагога. Период 1960х гг. оказался очень плодотворен в профессиональном плане, так Е.П. Белозерцев становится аспирантом академии педагогических наук СССР. В эти годы молодой ученый знакомится с Г.Н. Филоновым, О.С. Богдановой, И.С. Марьенко и другими, что, конечно, дает толчок к профессиональному развитию итогом которого стало защита кандидатской диссертации. В 1970е гг. Е.П. Белозерцев работал в Высшей комсомольской школе при ВЛКСМ, откуда Евгения Петровича пригласили работать в министерство просвещения СССР. За свою деятельность Е.П. Белозерцев был награжден медалью А.С. Макаренко. В 1980е гг. Евгений Петрович был в командировке в Афганистане, возвратившись на родину Е.П. Белозерцев защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук и становится профессором в МГОПУ, в конце 1990х ученый решает вернутся в Елец и принимает заведование кафедрой педагогики Елецкого государственного педагогического института, в это же время за научные достижения в области педагогики Евгению Петровичу было присуждено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». В настоящее время Е.П. Белозерцев профессор кафедры общей и социальной педагогики ВГПУ.

Теперь мы перейдем к рассмотрению концепции Е.П. Белозерцева. Мысли Евгения Петровича относительно российской школы изложены в двух работах «Образ и смысл русской школы» и «Образование: историко-культурный феномен». Следует отметить, что на формирование концепции Евгения Петровича оказали воззрения славянофилов XIX века, в частности идеи А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, Ю.Ф. Самарина, а также братьев Аксаковых, которые в своих работах отстаивали тезис о самобытности России2.

Основная идея, которая прослеживается в трудах Е.П. Белозерцева – попытка понять сущность российского образования, его социокультурную миссию. В частности, Евгений Петрович обращает внимание на народность в образовании как базовый принцип построения русской школы. Как подчеркивает А.В. Репринцев: «В фокусе Е.П. Белозерцева оказываются смысл образования, цели воспитания и обучения, основные тенденции в развитии образования, его принципы, роль среды в образовании личности, содержание образование, его технологии и результаты»3.

Помимо этого, Евгений Петрович уделяет внимание культурно-образовательной среде. Для ученого это в первую очередь «средоточие природных, исторических, религиозных, культурных, материальных, социальных условий, в которых люди живут, учатся, трудятся»4.

Таким образом, среда – это совокупность различных факторов, которые влияют на человека, формируют его как личность. Как отмечает сам ученый: «Культурно-образовательная среда – носитель богатой, разнообразной, в том числе противоречивой информацией, воздействующий на разум, чувства, эмоции, веру индивида, а значит и обеспечивающий возможность его выхода в виде некой лаборатории духовного, социального, профессионального опыта человека, а алгоритм ее изучения синхронизирован с процессом формирования личности»5.

Немало Е.П. Белозерцев рассуждает и о предназначении российского образования. В своей работе «Образ и смысл русской школы» ученый выделяет три функции образования6:

Первая – профессионально-экономическая. Рассуждая в духе диалектического материализма, Евгений Петрович, делает вывод, что эта функция определяет характер взаимосвязи с производительными силами общества, однако ученый подчеркивает, что важнейшим звеном в этой системе является человек с его духовно-нравственным потенциалом.

Вторая – социально-политическая. Е.П. Белозерцев считает, что образование связано не только с социальной сферой общества, так, школа, являясь одним из агентов социализации, помогает ребенку в усвоении социальных норм, образование так же связано и с политической сферой, ведь именно государство берет на себя обязанность по обучению населения.

Третья – культурно-гуманистическая. По мысли ученого значение этой функции для современного образования очень велико, так как одна из главных задач – формирование духовно развитого человека, обладающего творческим началом.

Кроме того, ученый рассуждает о проблемах, с которыми сталкивается современная система образования. Так в статье «Современная ситуация в России: Образовательный детектив продолжается» автор критически относится к министрам образования 1990х-2010х гг.. Е.П. Белозерцев подчеркивал, что деятельность чиновников была направлена на разрушение отечественной системы образование и приведение ее к западноевропейским стандартам7.

Интересную мысль высказал доктор педагогических наук А.В. Репринцев относительно современной системы образования. Ученый считает, что школа в первую очередь выполняет определенный «заказ». Здесь ученый задается вопросом о том, является ли школа – агентом идеологического влияния? Автор приходит к выводу, что государству необходимы люди с конкретным набором качеств и свойств, в противном случае человек превратится в простого потребителя, благ, ценностей, не имеющих отношения к их производству8. Такой же позиции придерживается и Е.П. Белозерцев, который в своих работах особое внимание уделяет идеи народности в образовании, которая должна стоять в основе современной отечественной школы9.

Таким образом, идеология русского образования, по мысли Е.П. Белозерцева, состоит в том, что у России есть свой особый путь, особая культура, которая расположена между Востоком и Западом. Концепция Евгения Петровича напоминает идеологию славянофильства XIX века, которые утверждали, что Российскому государству необходимо ориентироваться не на Западную Европу, а следовать своему особому пути.

Далее нам следует рассмотреть, что собой представляет образование как социально-педагогическая система. С точки зрения Е.П. Белозерцева система представляет собой 4 элемента, которые тесно между собой связаны: культурно-образовательная среда, содержание образование, технология образования и результат образования. Рассмотрим каждый из этих компонентов по-отдельности.

Первый компонент - культурно-образовательная среда. Выше мы уже отмечали, что с точки зрения Е.П. Белозерцева среда – это те условия, в которых живут и трудятся люди. Не случайно в концепции Евгения Петровича среда образования занимает первое место, так как именно она, по мысли ученого, создает и формирует предпосылки для функционирования и развития образования. В частности, мысли Е.П. Белозерцева подтверждается работой Ю.С. Мануйлова, который выявил ряд зависимостей, в частности10:

а) развитие среды ведет к появлению индивидуально-неповторимого в личности, формированию творческих начал,

б) развивающая роль образовательной среды усиливается в точках бифуркации (в переломных моментах истории).

Следующий компонент – содержание образования, который включает в себя три уровня: первый – собственно сами предметы, которые включены в программу, второй уровень – живое общение, которое происходит в ходе взаимодействие обучающегося и учителя, сюда же следует отнести и личные наблюдения и переживания учащегося, и наконец, последний, третий уровень – религия. Историко-культурная генетическая связь трех компонентов помогает решить три задачи: «обеспечивает человеку возможность самоутвердиться как представителю русской православной истории, культуры, ценностей и традиций; создает условия для вступления человека в равноправный диалог с другими имеющимися в России культурами; включает человека в современные мировые общецивилизованные процессы»11.

Далее рассмотрим следующий компонент – технологию образования. Что мы пониманием под этим? В первую очередь – это те методы, с помощью которых содержание образование стало доступным для обучающего. Сущность образовательной технологии заключается в создании условий для построения диалога между всеми участниками образовательного процесса, а так же между историческим прошлым, религиозной и светской культуры, настоящего и желаемого будущего12.

Последний уровень – это результат образования, который заключается в формировании человека, подготовленного для всех сфер общественной жизни: семейной, государственной и общечеловеческой13.

Таким образом, образование как социально-педагогическая система связано не столько с овладением конкретных знаний, столько с осознанием сущности человека, понять свое «внутреннее я». Образование в этом смысле способствует личностному развитию человека, его духовному становлению.

Следующий вопрос, который мы хотели бы рассмотреть – это состояние современной высшей школы. По мысли Е.П. Белозерцева российское образование опирается на три константы: духовность – внутреннее состояние человека, его отношение с миром, людьми и богом, открытость – способность русской культуре к взаимодействию, впитывать в себя зарубежный опыт и наконец, последняя константа – традиционность – опора на русскую культуру, национальный исторический опыт и педагогику14. Именно в этих рамках Евгений Петрович предлагает рассматривать триединство отечественной высшей школы. Здесь выделяются несколько пунктов.

Во-первых, система высшего педагогического образования должна сочетаться с наследием духовной жизни. Исходным в этой концепции является «историко-культурное наследие, подразумевающее современную востребованность любого исторического прошлого, которое нужно рассматривать как наследие образовательное, просвещенческое, по существу, классическое и воспитательное»15. То есть педагогам необходимо в своей деятельности опираться на историческое наследие и традиции народа.

Во-вторых, решение многих проблем, связанных с высшей школой, Е.П. Белозерцев связывает с понятием культурно-образовательная среда. Евгений Петрович отмечает: «КОС – носитель богатой, разнообразной, в том числе противоречивой, информации, воздействующей на разум, чувства, эмоции, веру индивида, а значит, обеспечивающей возможность его выхода на живое знание. В таком понимании среда предстает в виде некоей лаборатории духовного, социального, профессионального опыта человека, а алгоритм ее изучения синхронизирован с процессом формирования личности»16.

И наконец, в-третьих, это система вуз-диалог. Процесс образования – это всегда взаимодействие преподавателя и студента, в ходе которого происходит передача и усвоение знаний. Е.П. Белозерцев отмечает: «сущность образования в глобальном смысле проявляется через диалог наследственного, социального и духовного; народной традиции воспитания и религиозно-православного образования; человечества, Отечества и региона; старшего и младшего (родитель – дитя, воспитатель – воспитанник, учитель – ученик, преподаватель – студент, профессор – аспирант); исторического прошлого, современной реальности и желаемого будущего; православных ценностей и светской культуры; гуманитарного и естественного знания; рационального и чувственного; ума и души»17.

Таким образом, основная задача педагогического вуза – это путем диалога помочь человеку познать свою историю и культуру, помнить и сохранять население Родного края, и наконец, помочь найти себя, раскрывая свои лучшие качества, и стать настоящим профессионалом.

Далее мы попытаемся проанализировать на сколько реально, с нашей точки зрения, построение русской национальной школы в современных условиях. Учитывая негативное отношение Западных стран к РФ: антироссийские санкции и русофобия, концепция славянофилов и Е.П. Белозерцева приобретает все большую актуальность. Первые шаги к построению русской школы были сделаны. С этого учебного года во всех школах и средне-профессиональных учреждениях нашей страны ввелось еженедельное исполнение государственного гимна и поднятие флага. На сколько данные мероприятия будут эффективны покажет время, однако следует отметить, что нечто похожее наблюдается в школах Западной Европы, США и Китая.

На наш, взгляд, данные действия со стороны государства необходимо было включить в систему образования сразу же после распада СССР, однако в силу объективных причин, в частности радикальное отношение к советскому наследию, вплоть до полного отрицания, сделать этого не удалось. В итоге в ходе реформирования системы образования на всех уровнях: школа-колледж-вуз и переход на западные стандарты, в частности присоединение РФ к Болонской системе. Однако сейчас наблюдается обратная тенденция, некоторые специальности в вузах было решено перевести с западной модели «бакалавр-магистр» на классическую – «специалитет». Главное в этом вопросе подходить грамотно и не стоит «ломать» Болонскую систему там, где она действительно прижилась.

Далее следует отметить о введении цикла внеурочной деятельности «Разговоры о важном», который предусматривает беседу учителя с детьми на актуальные темы. С одной стороны, курс позволяет учителю сблизиться с обучающими, узнать их получше и стать не только тем человеком, который дает знания, но и старшим наставником и другом, к которому можно обратиться за помощью. С другой стороны, курс внеурочной деятельности еще не доработан, так в циклах «разговорах о важном» отсутствуют темы, посвященные такой актуальной проблеме, как «буллинг» в школе и взаимоотношению среди подростков, что особенно важно при работе с детьми 13-16 лет, когда ведущим видом деятельности становится общение.

В целом следует отметить, что переход к русской школе будет длительным и тяжелым, так как выросло уже целое поколение, которое обучалось в 1990х-2010х гг., помимо этого необходима стабильность в самой системе образования. Мы подразумеваем под этим формирование единых учебных программ и методичек для учителей, создание комфортных условий для учителя и ребенка, в частности сокращение избыточной отчетности и создание эффективной системы по борьбе с буллингом, а также стремление государства к привлечению молодых кадров в школу.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Репринцев, А.В. Научно-педагогическая школа Е. П. Белозерцева: от смыслов и ценностей русского мира к культурно-образовательной среде Отчего края / А.В. Репринцев // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА. - №1. – 2015. – С. 261

Гагаев, А.П. Е.П. Белозерцев. Образ и смысл русской школы / А.П. Гагаев // Вестник Мордовского университета. - №2. – 2009. – С. 14

Репринцев, А.В. Научно-педагогическая школа Е. П. Белозерцева: от смыслов и ценностей русского мира к культурно-образовательной среде Отчего края / А.В. Репринцев // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА. - №1. – 2015. – С. 262

Белозерцев, Е.П. Образ и смысл русской школы / Е.П. Белозерцев.- Волгоград : Перемена, 2000. – С. 282

Белозерцев, Е.П. Образование: историко-культурный феномен / Е.П. Белозерцев. – Санкт-Петербург : Юридический центр, 2004. – С. 602

Белозерцев, Е.П. Образ и смысл русской школы / Е.П. Белозерцев.- Волгоград: Перемена, 2000. – С. 269-271

Белозерцев, Е.П. Современная ситуация в России: образовательный детектив продолжается / Е.П. Белозерцев // Евразийский форум. - №1. – 2012. – С. 117-118

Репринцев, А.В. Научно-педагогическая школа Е. П. Белозерцева: от смыслов и ценностей русского мира к культурно-образовательной среде Отчего края / А.В. Репринцев // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА. - №1. – 2015. – С. 266

Белозерцев, Е.П. Образование: социально-педагогическая система / Е.П. Белозерцев // Психолого-педагогический журнал Гаудемаус - №1. – 2004. – С. 50

Белозерцев, Е.П. Триединство отечественного образования: вековечные ценности / Е.П. Белозерцев // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА. - №3. – 2012. – С. 199

Белозерцев, Е.П. Образование в контексте истории и культуры Воронежского края / Е.П. Белозерцев // Вестник ВГУ: Серия проблемы высшего образования. - №2. – 2022. – С. 19  

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Циорба А.А. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 437 - 446. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9219 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9219



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.