'
Трифонова Д.А.
РАЗВИТИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *
Аннотация:
в данной статье представлен анализ понятия «хореографические данные». Раскрыта значимость хореографии для полноценного эстетического совершенствования ребенка. Проанализированы возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Описана специфика развития хореографических данных у детей младшего школьного возраста
Ключевые слова:
хореография, хореографические данные, младший школьный возраста
УДК 37
Трифонова Д.А.
студент 5 курса
Заочного обучения
«Педагогическое образование (хореография)»
Кафедры Хореографического искусства
Высшей школы искусств
Казанский государственный институт культуры
(г. Казань, Россия)
РАЗВИТИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в данной статье представлен анализ понятия «хореографические данные». Раскрыта значимость хореографии для полноценного эстетического совершенствования ребенка. Проанализированы возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Описана специфика развития хореографических данных у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: хореография, хореографические данные, младший школьный возраста.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного познавательного, творческого и физического развития.
Танец как один из видов хореографического искусства, является действенным средством музыкально-пластического, художественно-эстетического, нравственно-этического воспитания и физического развития. Он служит источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я». Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец дает возможность творческого и познавательного развития [4].
При развитии хореографических данных у младших школьников необходимо учитывать их возрастные особенности.
На современном этапе одной из острых и актуальных проблем является проблема сохранения и укрепления здоровья детей в младшем школьном возрасте, что ведет к необходимости осуществления поиска комплекса инновационных форм, методов, направленных на повышение психофизического потенциала детей, обеспечение необходимого уровня физической готовности к различным нагрузкам [1].
Развитие различных физических качеств, в число которых входит гибкость, имеет свою специфику, что играет важную роль в повышении двигательных возможностей людей и отражается на степени овладения человеком различными движениями. Этап возрастного развития, рассматриваемый в литературе как «младший школьный возраст» является важным в развитии детей. Данный этап характеризуется в качестве переломного, сопровождающегося целым рядом качественных изменений, затрагивающих все функции организма. На данном этапе констатируется качественное развитие физических качеств, причем наиболее эффективен данный процесс в ходе применения при обучении школьников движениям игровых форм [2].
Занимаясь физическими упражнениями с младшими школьниками, очень важно учитывать особенности их эмоциональных состояний. Однако в силу повышенной эмоциональности дети 6-10 лет часто перевозбуждаются. Поэтому для формирования общего положительного эмоционального фона во время занятий важно организовать их таким образом, чтобы они способствовали положительному эмоциональному состоянию, но при этом не перевозбуждали их. В возрасте 7–10 лет дети становятся более самостоятельными, более уверенными в себе. Они могут заниматься хореографией длительное время, выполнять определенные задания педагога. Младшие школьники, в отличие от дошкольников, лучше понимают, что от них требуется, и у большинства из них уже сформирована осанка и первоначальные двигательные навыки.
В свою очередь, сама хореографическая деятельность способствует всестороннему развитию детей. Так, анализ элементов движений позволяет сформировать у детей пространственное мышление, узнают новую информацию про страны, из которых пришел тот или иной танец. Пространственный рисунок любой танцевальной композиции включает такие понятия, как круг, линия, диагональ, угол поворота. Построения в танце могут быть углом, ромбом, квадратом, пересекающимися диагоналями.
В младшем школьном возрасте на уроке хореографии знакомится на практике с такими понятиями, как «центр тяжести», «ось поворота», «сила тяжести», «импульс движения», «действие и противодействие» и т.д.
Также занятия хореографией позволят познакомиться с иностранными словами. Все движения классического танца имеют французские названия, европейский стандарт – английские, немецкие, латино–испанские. Соединение образа движения с его смысловым названием поможет лучшему запоминанию иностранных слов.
Кроме того, хореография предоставляет широкие познавательные возможности для расширения знаний ребенка об окружающем мире, человеке и человеческих взаимоотношениях. Язык танца, понятный человеку любой национальности без перевода, был и остается важным средством коммуникации.
Современная система образования в области хореографии предъявляет особые требования к обучающимся в сфере развития эстетических качеств личности. Поскольку потребности современного общества диктуют новые условия функционирования личности, то для большинства руководителей уже недостаточно решения тех задач, которые связаны только с механическим выполнением действий, что в свою очередь требует внедрения в процесс обучения новых нестандартных методов, способствующих дальнейшему совершенствованию образования.
Важную роль в воспитательном процессе играет музыкальный материал, являющийся основным выразительным средством хореографии и основополагающим компонентом в формировании исполнительского мастерства и музыкального слуха благодаря метроритмической и ладогармонической составляющей. Кроме этого, музыка, состоящая из собственных выразительных средств, обладает колоссальным многосторонним воздействием на человека, формируя его эстетический вкус [6].
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность [5] Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей [3].
Танцы – хорошее средство развития эмоциональной отзывчивости, реакции на музыку. Занятия танцами дают возможность осваивать простые, а затем более сложные танцевальные комбинации, тренировать пространственно-мышечное чувство. Систематические занятия исправляют сутулость, излишний изгиб в пояснице, ребенок становится более стройным, изящным. Танцы приобщают детей к миру прекрасного, учат разбираться в искусстве, с ранних лет прививают хороший вкус.
Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развить те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций. Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие ребёнка [Димура].
Хореография оказывает благотворное влияние на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создаёт почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом. Особая ценность танца заключается как раз в том, что физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы здесь соединяются в единое целое [1].
Посредством занятий хореографией складывается и развивается психологические новообразования, которые являются фундаментальными для развития лидерских, мотивационных и волевых качеств личности. Л.С. Выготский, отмечал тот факт, то для детей характерно наглядно-образное мышление, которое выстраивается на основе окружающих предметов, но в условиях хореографического коллектива у детей развивается также и отвлеченное мышление посредством импровизации, актерского мастерства и игровой деятельности. В хореографическом творчестве ребенок учится сочетать проблемы духовные и повседневные, выражая это в хореографической пластике и художественном мышлении. В танце ребенок выражает свою концепцию восприятия мира и собственную индивидуальность.
Таким образом, развитие хореографических данных детей младшего школьного возраста должно быть осуществлено с учетом возрастных особенностей детей и быть комплексным. В свою очередь, участие в хореографической деятельности способствует формированию у детей пространственного мышления, эмоциональной отзывчивости, чувства ритма, умения слышать и понимать музыку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4
Ссылка для цитирования:
Трифонова Д.А. РАЗВИТИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 419 - 425. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9216 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*